Система таможенных органов Российской Федерации
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и характеристика системы таможенных органов РФ, ее место и роль
2. Основные задачи и функции таможенных органов
3. Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела в Российской Федерации
Понятие и характеристика системы таможенных органов
Российской Федерации
Формирование нового государства и системы исполнительной власти естественным образом привело к обновлению как механизма правового регулирования и управления ВЭД, так и таможенного дела, места и роли таможенных органов. Этот процесс был инициирован Законом РСФСР от 31.10.1990 № 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР", который предписывал СМ РСФСР обеспечить создание системы таможенных органов РСФСР.
Началом создания таможенной службы России можно считать распоряжение Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР». Таможенная служба, находившаяся на территории РСФСР, была передана в распоряжение РСФСР, а руководство таможенными органами возложено на Правительство РСФСР.
Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. был создан центральный таможенный орган – Государственный таможенный комитет (ГТК).
Правовой статус ГТК был определён Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР». В соответствии с указом таможенное ведомство включалось в российскую исполнительную структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР.
26 декабря 1991 г. принято Постановление Правительства РСФСР № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР». Этим постановлением регламентировался комплекс вопросов по организации таможенного дела и таможенной службы, утверждалось Положение о ГТК России, определялась структура и штатная численность центрального аппарата. Этим же постановлением были конкретизированы правовой статус ГТК, его задачи, функции и порядок деятельности. На ГТК как центральный таможенный орган РСФСР возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, эффективное функционирование системы в целом.
Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) и Закона РФ от 1 июля 1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Благодаря этим законодательным актам были созданы основы российского таможенного законодательства, правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых экономических условиях. Именно эти законодательные акты заполнили правовой вакуум, в котором находились таможенные органы России, закрепили приоритет фискально‑экономических, контрольных, правоохранительных, защитных функций. Таможенные органы получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля и были отнесены к военизированным государственным организациям. Кроме того, ТК РФ содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утверждённых на государственном уровне: новом флаге, опознавательном знаке таможенных органов, присяге, специальных званиях, форменной одежде.
Существенным фактором в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». В законе выделялось, что таможенная служба является особым видом государственной службы граждан России, и определялись новые условия её прохождения на контрактной основе.
Введённый в действие с 1 января 2004 г. ТК РФ изменил практику работы таможенных органов всех уровней. В Кодексе были детально описаны и регламентированы таможенные процедуры, дифференцированы подходы к участникам ВЭД, выдержаны принципы международного таможенного стандарта и прежде всего Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Кодекс подчёркивал, что организация таможенного дела начинается с организации таможенных органов. Главный отличительный признак этой организации состоит в том, что она строится и функционирует как единая федеральная централизованная система.
Концептуально принцип единой федеральной централизованной системы неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела:
¨ единая таможенная политика,
¨ единая таможенная территория,
¨ единое таможенное законодательство,
¨ единое тарифное регулирование и сочетания его с другими мерами экономической политики.
Взятые в целом, они конкретизируют содержание одного из основополагающих принципов конституционного устройства России, закреплённого в Конституции РФ (ст. 8, п. 1), – единства её экономического пространства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ГТК России был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС) с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в сфере таможенного дела Министерству экономического развития и торговли РФ.
Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» руководство ФТС вновь передано непосредственно Правительству РФ. При этом ФТС были переданы функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в области таможенного дела.
В рамках договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза разработан Таможенный кодекс союза (ТК ТС), который вступил в действие с 1 июля 2010 г. Закреплены основные принципы перемещения товаров через территорию Таможенного союза (по его территории), правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости, порядок применения различных процедур. ТК ТС полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции).
ТК ТС определил, что таможенное дело это совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, при перемещении товаров (включая транспортные средства, перемещаемые в качестве товаров и для личного пользования) и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу.
Принятый Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определил, что предметом таможенного регулирования является:
1) отношения, связанные с ввозом, вывозом, перевозкой товаров по территории РФ под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией России и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;
2) полномочия органов государственной власти РФ по предмету правового регулирования;
3) права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
4) правовые и организационные основы деятельности таможенных органов РФ;
5) властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввозимыми в и вывозимыми из РФ.
В качестве целей закон выделил:
1) обеспечение выполнения РФ международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;
2) обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли товарами;
3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;
4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров и их вывозом из РФ, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезёнными и вывозимыми из РФ;
5) создание условий для развития ВЭД и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.
Закон определил основные правила перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств (ТТС), а также порядок их перевозки по территории РФ под таможенным контролем. Также утверждаются правила определения страны происхождения товара и порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования Таможенного союза. Для минимизации различных негативных явлений, которые могут возникнуть в процессе формирования Таможенного союза, и противодействия им Президенту и Правительству РФ предоставляется возможность введения определённых мер таможенного регулирования.
В законе закреплены основные принципы перемещения товаров при ввозе в РФ и вывозе из неё, перевозки по территории РФ под таможенным контролем, правила определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования Таможенного союза. Он также устанавливаются требования к таможенным перевозчикам, представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и уполномоченным экономическим операторам. Также предусматривается возможность централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов.
Еще одно новшество – поднятие полномочий по определению порядка создания и ликвидации таможенных структурных подразделений с уровня ФТС России до Правительства РФ. Эта новелла должно уберечь бизнес от внезапной ликвидации данной категории таможенных органов и следующих за этим логистических проблем.
Постановлением Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов РФ.
Система организации таможенного дела
На сегодняшний день сложилась двухуровневая система организации таможенного дела. В первый (институциональный) уровень входят Парламент РФ (Государственная дума, Федеральное собрание), Президент РФ, Правительство РФ (рис. 1.2).
|
Институциональный уровень организации таможенного дела
Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Парламент и Президент формируют законодательные основы таможенного дела Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела, указов Президента РФ Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения в области таможенного дела в России.
В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, Правительство РФ вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза в Российской Федерации.
Как макросистема таможенное дело решает политические, экономические, военные, экологические и другие задачи, обусловленные возрастающими объёмами внешнеторговой деятельности России.
При решении этих задач осуществляется взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, а также с общественными объединениями и другими организациями, которые принимают участие в формировании принципов согласованности и бесконфликтности действий при реализации таможенных процедур (национальная ассоциация таможенных представителей, объединения владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков и проч.).
Никто, кроме Парламента РФ, Президента РФ и Правительства РФ, не вправе вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. На территории РФ действует единое таможенное законодательство, которое не может быть изменено на уровне субъектов Федерации.
Таможенные органы осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Второй уровень образует единая федеральная централизованная система таможенных органов – иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела.
Единая федеральная централизованная система таможенных органов
ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» включает в понятие единой федеральной централизованной системы таможенных органов названия тех органов, которые эту систему образуют: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации.
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Для таможенных органов характерно:
¨ единство цели – обеспечение единообразного применения законодательства по таможенному делу;
¨ единство задач – эффективное использование инструментов таможенно‑тарифного регулирования (ТТР) и нетарифного регулирования (НТР) для реализации торгово‑политических задач по защите российского рынка.
Место и роль таможенных органов Российской Федерации
в системе государственного управления
Таможенная служба обеспечивает реализацию фискальной, правоохранительной и регулятивной функций.
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
| |||||||
Участники Правоохр.
ВЭД функция
Регулятивная функция
Фискальная функция
|
|
Среди выполняемых таможенными органами функций интегративной является разработка и реализация конкретных мер в области регулирования ВЭД и контроль за её осуществлением. Иными словами, таможенные органы – это контрольно-регулирующая система, органично включенная в систему органов государственного управления и контроля. Поэтому таможенное регулирование находится в ведении федеральных органов государственной власти, носит институциональный характер и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица, юридические или физические, реализуют право на перемещение ТТС через таможенную границу.
Деятельность таможенных органов основана на принципах:
– законности;
– равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
– единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
– профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
– ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при СТО и ТК, доступности информации о правилах осуществления ВЭД, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле;
– единообразия правоприменительной практики при проведении СТО и ТК;
– недопущения возложения на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других, чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
– совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнёрах Российской Федерации.
Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России).
ФТС России в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела и обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, а также единообразное применение таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории России и иного законодательства РФ, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными административными правонарушениями и преступлениями. В своей деятельности Служба руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ.
В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», федеральными законами, иными правовыми актами РФ, ФТС в пределах своей компетенции издаёт нормативные правовые акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами, а также лицами. Эти правовые акты подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определённых видов товаров. Служба действует непосредственно и через таможенные органы и свои представительства за рубежом вместе с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Центральным банком России, общественными объединениями и иными организациями.
ФТС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ, который несёт персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.
Региональное таможенное управление (РТУ) – таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающий реализацию полномочий, определяемых ФТС России в регионе деятельности. РТУ является юридическим лицом. Создание, реорганизация и ликвидация РТУ осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. ФТС России определяет компетенции и регион его деятельности.
В настоящее время на таможенной территории Российской Федерации функционирует восемь РТУ, действующих на территории федеральных округов: Северо‑Западного (Северо‑Западное таможенное управление, г.Санкт‑Петербург), Центрального (Центральное таможенное управление, г.Москва), Южного (Южное таможенное управление, г.Ростов-на-Дону), Приволжского (Приволжское таможенное управление, г.Нижний Новгород), Сибирского (Сибирское таможенное управление, г.Новосибирск), Уральского (Уральское таможенное управление, г.Екатеринбург), Дальневосточного (Дальневосточное таможенное управление, г.Владивосток), Северо-Кавказского (Северо-Кавказское таможенное управление, г.Минеральные воды).
Региональное таможенное управление руководит деятельностью таможен (за исключением таможен и таможенных постов, непосредственно подчинённых ФТС России) и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.
Начальник РТУ назначается и освобождается от должности руководителем ФТС России.
○
| ||||||||
|
|
| ||||||
Схема размещения территориальных таможенных органов
Таможня входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивает реализацию полномочий, определяемых ФТС России в регионе деятельности в пределах установленной нормативно компетенции. Она является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.
Таможня осуществляет руководство деятельностью подчинённых таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.
Начальник таможни назначается и освобождается от должности руководителем ФТС России.
Таможенный пост входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни. Регион деятельности таможенного поста, определяемый ФТС России, входит в состав региона деятельности таможни.
Таможенный пост решает возложенные на него задачи непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Начальник таможенного поста назначается и освобождается от должности приказом РТУ.
Основные задачи и функции таможенных органов
(ст.349 ТК ЕАЭС)
Задачи:
¨ создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
¨ содействие реализации внешнеторговой политики Союза;
¨ обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
¨ защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
Функции:
¨ совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
¨ взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию;
¨ обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;
¨ обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
¨ предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений;
¨ обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза;
¨ ведение таможенной статистики;
¨ осуществление экспортного, валютного, радиационного и иных видов государственного контроля в соответствии с законодательством государств-членов.
Места нахождения таможенных органов
Российской Федерации
Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
Таможенные органы находятся в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.
Модернизация таможенной системы и задачи повышения
эффективности таможенного дела в Российской Федерации
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.
Стратегия развития