Основные направления учения о праве
Естественно-правовая теория
В основе естественно-правовой теории лежат идеи Сократа, Цицерона, Аристотеля и других древнегреческих и древнеримских юристов и философов. Как фундаментальное учение о правее теория была разработана в период подготовки и проведения буржуазных революций 17-18 веков. Шарль Монтескьер, Г. Гроце, Томас Бонс, Джен Локк, Ж.Ж. Руссо и так далее.
Существует 2 системы права:
1. Позитивное – созданное государством
2. Естественное – вытекающее из природы человека и всеобщих нравственных принципов. Оно разумно и справедливо, распространяется на все народы и не зависит от государственных границ. Оно вечно и неизменно.
Естественные права человека: право на свободу, равенство, безопасность, частную собственность, сопротивление угнетению и так далее.
Позитивное право, противоречащее естественному должно быть отменено. Задача позитивного права – защита естественных прав человека.
Историческая школа права.
Сложилась в начале 19 века в феодально-раздробленной Германии и выразило реакцию философской мысли на поражение великой французской революции. Согласно этой теории не существует единого для всех народов права, есть право отдельно взятой страны, в его основе лежит народный дух, общие убеждения. Оно передается из поколения в поколение с молоком матери, складывается в обществе подобно правилам игры. Позитивное право существует, но народ его не знает. В своей повседневной практике люди пользуются обычаями, сложившимися исторически. Утверждение, что государство создает право – это «юридическое суеверие», основной источник права – обычай. Под ним понимают фактически сложившийся распорядок жизни, любой сложившийся государственно-правовой институт (рабство)признается правомерным в силу своего фактического существования.
Социологическая школа права: начало 20 века. Авторы: Дьюди, Паунт, Френк и другие. В ее основе лежат идеи Эрлиха и Муромцева, они утверждали, что существует живое право народа, которое основывается не на законе, а на свободном усмотрении судей (прецедент)
Согласно этой теории право- это судебные решения, приговоры, административные акты, обычай, правоотношения и правосознание судей, право признается только в действии. В процессе его реальной реализации.
Джен Дьюди писал: право есть деятельность посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность. норма права это «клочок бумаги», «класс вопиющего в пустыне», который наполняется содержанием посредством издания соответствующего правоприменительного акта. Право творят судьи в процессе правоприменительной деятельности. Право – это то, что психически переживают судьи.
Нормативистская теория права – абстрактно-нормативная – сложилась в 19 веке в Германии. Начало этой теории заложил Э. Кант, он предложил так называемый категорический императив. Право – это чистая воля независимая от каких либо внешних явлений. Ганс Скинзан разработал чистое ученее о праве. Право – это мир должного, который противостоит миру сущему, то есть в реале жизни. Право – это пирамида норм, где каждое нижестоящее черпает свою юридическую силу из вышестоящей. Наверху пирамиды располагается суверенная главная норма, в основании пирамиды находятся акты применения права. Наличие права ставит люде в формально равное положение перед законом. Создается правопорядок, необходимый для нормального существования государства. Хельзон утверждал, что право создается государством и его сила проистекает из государственного авторитета. Он выводил государство из прав и понимал под ним организацию и воплощение правопорядка.
Каучуковое определение права – право есть совокупность норм абстрактного долженствования.
Психологическая теория права – Л. Петрожицкий, начало 20 века. Существует два вида права:
1. Позитивное – создает государство.
2. Интуитивное – коренящаяся в психике людей. Право – это то, что люди переживают как право.
Позитивное право, выраженное в законе мало доступно людям, а то, что она думают о праве это «фантазмы». То, что подвигает людей на действие это импульсивные эмоции: они бывают 2 видов:
а) Императивные (нравственные эмоции) одностороннее переживание людей совершать какие либо действия, они не сопровождаются переживаниями другого лица потребовать исполнения этого действия (прохожий – нищий)
б) Императивно-атрибутивные – это правовые эмоции, двустороннее переживание, одно лицо переживает обязанность совершить какое-либо действие, а другое лицо переживает право истребовать исполнение этого действия (налоги).
Из этих эмоций складываются интуитивное или психическое право. Сколько людей, столько и прав.