№ пп | Хронологические рамки | Название стиля | Черты стиля. | Пример произведения искусства |
| X-XIII | Романский | - простота - строгость - массивность - влияние местных условий - влияние античного, сирийского и арабского искусства - толстые, гладкие стены, маленькие окна, защитные сооружения - храмы, замки, крепости | |
| XIII – XVI | Готический | - стрельчатые своды на ребрах - обилие каменной резьбы - скульптурные украшения - применение витражей - вертикальный ритм -симфонизм | |
| XVI- сер. XVIII | Барокко | - роскошная причудливая пластика - динамизм - слитность текучих и криволинейных форм - многоцветная скульптура - зеркала и росписи в интерьере - плафонная живопись - эффект легкого движения | |
| пер.пол. XVIII | Рококо | - орнаментальная, декоративная направленность - пышные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика - изысканность отделки - сложнейшие, изогнутые поверхности, узоры, завитки - многочисленные зеркала | |
| XVII – нач.XIX | Классицизм | - образы и формы античного искусства - рационализм - нормативность творчества - завершенные гармоничные формы - монументальность, ясность, простота, симметрия, уравновешенность композиции | |
| втор. пол.XVIII – нач. XIX | Сентиментализм | - проявляется в литературе, музыке, изобразительном искусстве - культ чувств, как главное средство в познании и творчестве - противопоставление разумному - мечтательность, склонность к уединению, размышлению, чувствительность. | |
| кон. XVIII – нач.XIX | Романтизм | - возвышенные устремления и идеалы - мечтательность - острое желание создать совершенный мир - резкое выступление против будничности и серой действительности. | |
| три первых десятилетия XIX века | Ампир | - античные и древнеегипетские образы - величественная мощь - торжество воинской силы - поиск изящной красоты и предельной выразительности - триумфальные арки, площади, колонны, демонстрация военной эмблематики (флаги, лавры, звезды, оружие) | |
| XIX – XX | Реализм | - достоверность в воспроизведении действительности - нет искажений, нет приукрашивания - внимательное исследование действительности - утверждение эстетической ценности в повседневной жизни | |
| втор. пол. XIX | Импрессионизм | - непосредственное впечатление от окружающей действительности живописными средствами: иллюзия света и воздуха, использование чистых цветов, оптического восприятия глаза - лишение предметов материальности формы - охват видимой внешней стороны объекта | |
| 1892 – 1914 г.г. | Модерн (арт – нуво) | - стремление к внешней декоративности - обилие кривых линий - нагромождение декоративных элементов - симфонизм - смешение техник и жанров - крупная монументальная форма | |
| XX в. | Авангардизм = авангард = модернизм | - художественное направление, объединившее все новейшие, экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы - разрыв существующих традиций - поиск новых форм - самоцель в поиске новых путей творчества | |
| кон.XIX – нач. XX | Символизм | - таинственность - необычность - мистицизм - стремление открыть новые высшие ценности с помощью символов - иносказательность - видения, фантазии | |
| нач.XX в. | Фовизм | - условность формы и пространства - четкий силуэт и лаконизм линий - исключительно яркий открытый цвет | |
| первая четверть XX в. | Экспрессионизм | - единственная реальность = субъективный духовный мир человека - внешняя повышенная экспрессивность, эмоциональность - почти отталкивающая деформация - драматическая подавленность - отчужденность человека во враждебном ему мире - геометрически упрощенные формы | |
| кон.XIX – нач. XX | Конструктивизм | - сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы - геометризация контуров - обнажение технической основы строительства - воспроизведение производственных ритмов в поэзии | |
| кон.XIX – нач. XX | Примитивизм | - плоскостность - графичность - локальность цвета - определяющая роль симметрии и ритма - открытость, юмор - повествовательность композиции - следование нормам первобытного, традиционного, народного искусства | |
| начало XX | Кубизм | - упрощение предметов до геометрических форм: шара, цилиндра, конуса, призмы, куба - расчленение реальных предметов и существ на части в соответствии с их внутренним строением и укладывание их в другом порядке - ритмическая игра форм, объемов, плоскостей | |
| начало XX | Орфизм | - динамика движения и ритмов с помощью закономерностей и взаимопроникновения основных цветов спектра - взаимопересечение криволинейных поверхностей | |
| начало XX | Пуризм | - предельное очищение предметных форм от чувственной конкретности - подчеркнутый лаконизм выразительных средств | |
| начало XX | Дадаизм | - ставка на случайные процессы - психический автоматизм действий - импровизация Фотомонтаж - нарочито алогичные композиции | |
| начало XX | Футуризм | - отрицание художественного наследия и достижений прошлого - разрушение условных форм искусства - чрезмерное восхваление техники - урбанизм - промышленный дух - культ силы и личности художника | |
| XX в. | Абстракционизм (лучизм, неопластицизм, супрематизм) - неоавангардизм
- оптическое искусство
- ташизм
- абстрактный экспрессионизм
| - беспредметное искусство - предельный отказ от сознательности - отказ от воспроизведения реальных форм объектов - крайняя формализация композиций - стремление выразить бегство личности от иллюзорной действительности | |
| середина XX | Оп-арт | - эффект пространственного перемещения - использование зрительных иллюзий - слияние резких цветовых контрастов - извивающиеся линии - пересечение решетчатых и спиралевидных контрастов - динамика абстрактного пространства | |
| начало XX | Супрематизм | - поиск рационально организованных форм - создание логически упорядоченных конструкций из объемов и линий - комбинация простейших геометрических элементов: квадрата, креста, круга, прямоугольника - квадрат как ключевая фигура – полностью очищенная от всех содержательных ассоциаций | |
| середина XX | Ташизм | - стремление выразить стихийность - бессознательность творчества - порывистость - импульсивность действий - динамика пятен, объемов, линий | |
| первая половина XX | Сюрреализм | - восприятие мира как абсурдного, парадоксального, безумного - сверхреальность - алогичность связей объектов реального мира - картины и образы из сна, подсознания, больного воображения - состояние болезненной агонии, гипноза - парадоксальная деформированность образов - смятенный человек в непознаваем мире | |
| середина XX | Поп – арт | - популярное, общедоступное искусство - грубый мир материальных вещей - деидеологизированная личность общества массового потребления | |
| Вторая половина XX в. | Гипперреализм (фотореализм) | - точное воспроизведение отдельных фрагментов действительности (цветная фотография, муляж) - имитация документальной точности - изображение обезличенной живой системы в жестком и грубом мире | |
| середина XX | Неореализм | - естественная разгримированная жизнь - стремление к социальной справедливости - демократизм, протест против жестокости капиталистического общества - в центре – судьба простого человека без прикрас - стремление выразить ответственность личности и преодоление эгоцентризма | |
| 1917 – 1991 г.г. | Соцреализм | - отражение системы ценностей и мировоззрения советского человека, советского типа общества - образы героев труда, героев войны, героев тыла, героев революции - образы лидеров партии, комсомольцев, пионеров - идеологизированность произведений искусств | |