Января 1991 года, гор. минск.

№ 535—Х11

Призыв звучал и в адрес Центра (Союзных органов), и в адрес властей Литвы. Какого-либо конкретного рецепта Верховный Совет в такой ситуации предложить не мог. Как видим, Заявление имело «сбалансированный» характер, но это, конечно, было наруку центробежным силам.

Интересно будет обратить внимание на то, что Президиум Верховного Совета Белорусской ССР в начале 1990 года принял Заявление также по Литве. Его цель—сдержать выход Литвы из состава СССР.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА БЕЛОРУССКОЙ ССР

Заявление Президиума Верховного Совета Белорусской ССР Верховному Совету Литовской ССР

Президиум Верховного Совета Белорусской ССР постановляет:

Принять заявление Президиума Верховного Совета Белорусской «ССР Верховному Совету Литовской ССР (прилагается).

Председатель Президиума Верховного Совета Белорусской ССР

Н.Дементей

Секретарь Президиума Верховного Совета Белорусской ССР

Л.Сыроегина

29 марта 1990 г., г.Минск. №3200—Х1

29 марта

ЗАЯВЛЕНИЕ

Президиум Верховного Совета Белорусской ССР

Президиум Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики считает необходимым заявить Верховному Совету Литовской Советской Социалистической Республики следующее.

Тем, кто предпринимает в Литве попытки по введению в действие Конституции Литвы от 12 мая 1938 года, следует учитывать, что в 1938 году территория Литовской Республики была совершенно иной, и только в результате решений высших органов Союза Советских Социалистических Республик Литовской Республике и Литовской Советской Социалистической Республике были переданы исконно белорусские территории. При выходе Литовской ССР из Союза ССР Белорусская ССР не будет считать себя связанной всеми Законами, Указами и иными актами относительно передачи Литве части белорусских земель.

Акты по территориальным вопросам между Белорусской ССР и Литовской ССР основывались на Законе Верховного Совета СССР от 3 августа 1940 года «О принятии Литовской Советской Социалистической Республики в Союз Советских Социалистических Республик», который ныне в одностороннем порядке объявлен литовской стороной недействительным.

 
 
 

Тем самым она берет на себя ответственность за то, что теряют свою силу пункт 2 указанного Закона Верховного Совета СССР от 3 августа 1940 года относительно передачи Литовской ССР Свенцянского района и части территории Видзовского, Годутишковского, Островецкото, Вороновского и Радунского районов Белорусской ССР, а также соответствующее представление Президиума Верховного Совета Белорусской ССР и Президиума Верховного Совета Литовской ССР и принятый на этой основе Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1940 года «Об установлении границ между Белорусской Советской Со­циалистической Республикой и Литовской Советской Социалистической Республикой».

Президиум Верховного Совета Белорусской ССР в случае выхода Литовской ССР из СССР будет вынужден пересмотреть принятые им решения об административно-территориальном устройстве соответствуюющих областей Белорусской Советской Социалистической Республики, вытекавшие из упомянутых выше актов.

Кроме того, учитывая заявление Литовских властей об их неготовности соблюдать в полном объеме «Договор о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой», заключенный 10 октября 1939 года между Президиумом Верховного Совета СССР и Президентом Литовской Республики, встает вопрос и относительно сохранения в силе предусмотренных в нем территориальных изменений в пользу Литвы.

Указанный договор, помимо прочего, затронул интересы белорусского населения, проживающего на этой территории, находившейся со второй половины сентября 1939 года под советской юрисдикцией. Он был заключен без уведомления и согласия Белорусской ССР.

Кроме того, не следует забывать, что заключение этого договора вытекает из секретных договоренностей в связи с советско-германским договором о ненападении от 23 августа 1939 года, который, как указано в Постановлении Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик от 24 декабря 1989 года, в соответствии с нормами международного права утратил силу в момент нападения Германии на СССР, т. е. 22 июня 1941 года. Съезд народных депутатов СССР также осудил факт подписания «секретного дополнительного протокола» к договору от 23 августа 1939 года и других секретных договоренностей с Германией. Съезд признал секретные протоколы юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания.

В связи с изложенным мы будем вынуждены настаивать на возвращении Белорусской Советской Социалистической Республике белорусских земель.

Наши рекомендации