Организационная структура и штаты органов государственного управления.
Организационная структура органов гос-ного управления имеет значительное воздействие на эффективность осуществления гос-ного управления. Она влияет на рациональность связей внутри системы органов управления и действенное решение каждым органом своих задач. Под организационной структурой органов гос-ного управления понимается внутреннее строение системы управления и самого органа. Внутреннее строение системы управления состоит из организационных частей, звеньев — органов, управлений, каждое из кот является самостоятельным, имеет свою компетенцию и масштаб внешней деят-сти, являясь ниже- или вышестоящим по отношению к др. Следовательно, организационную структуру органов государственного управления следует рассматривать в 2ух аспектах: как организационную структуру систем управления — строение системы и как внутреннее строение самого органа. Между этими 2мя аспектами организационной структуры существует определенная связь. Во-первых, звенья внут структуры нижестоящих органов нередко повторяют структуру вышестоящих органов, во-вторых, между большинством одинаковых звеньев вышестоящих и нижестоящих органов существует определенная подчиненность, а между некоторыми — и субординация, в-третьих, их обусловливает само название, сущность, то, что оба они представляют совокупность структурных подразделений. Организационная структура систем(ы) управления выражает звенностъ, субординацию той или иной системы управления, наличие вышестоящих и нижестоящих организаций, нередко подчиненных. Рассматриваемая организационная структура выражает форму связи органов, находящихся на более высокой ступени, с органами, организациями более низкого уровня. Звенность существует в основном в отраслевых и функциональных системах гос-ного управления. В настоящее время действуют одно-, двух-, трех- и четырехзвенная системы. Организационная внут структура органов гос-ного управления представляет собой состав его подразделений.
Орган состоит из частей, организационных ячеек. Каждая ячейка представляет собой специализированную группу служащих,
личный состав органа, обособленную часть органа в организационном и правовом отношении. Т. о. основными звеньями внут организационной структуры являются функционально-отраслевые (производственные) структурные подразделения типа комитета, главного управления, управления, отдела, департамента, сектора, группы. Внут организационная структура утверждается, правило, руководителем органа и строится с учетом штатов, т.е. выделенных бюджетных средств на содержание аппарата или иного органа. Штаты установлены для каждого органа гос-ного управления. Штаты — это прежде всего кол-во необходимых должностей, их наличие. Если они заполнены, тогда говорят о кол-ном составе гос-ных служащих в том или ином органе. Незаполненные единицы (должности) являются вакантными (свободными). По каждой штатной единице устанавливается определенный размер з/п. Следовательно, штаты в первую очередь связаны с деньгами, выделенными (предусмотренными) для з/п. Выделяются такие деньги из гос-ного бюджета и предусматриваются в нем отдельной статьей, т.е. обособляются от иных бюджетных средств. Штаты каждого органа имеют официальное правовое закрепление — штатное расписание. В нем даются перечень структурных подразделении, название и кол-во должностей как в целом, так и по каждой отдельной должности с указанием должностных окладов. Штатное расписание является юрид документом, кот составляется по определенной форме и утверждается, как правило, руководителем органа в пределах установленной вышестоящим органом численности расходов на содержание данного органа. (для департамента исполнения наказаний МВД общую численность работников устанавливает Президент РБ). Штатное расписание предназначено для того, чтобы юрид точно определить организационную структуру органа и, исходя из общей компетенции органа, распределить полномочия среди структурных подразделений и их личного состава, установить размеры средств на их содержание и оклады каждого работника. Этот документ служит основанием для оплаты труда служащих органа. Штатные расписания разрабатываются на основании типовых штатов, если они существуют, или общего количественного финансовых средств, выделенных для органа, отрасли или отдельного структурного подразделения.