Традиционная культура и быт балтского населения, немцев, чехов.
Сельское население.Немцы – поселения в виде колонии. Колония состоит из разбросанных на значительном расстоянии отдельных дворов, каждый двор находится в центре разработанных семейством колониста из-под леса земель. Крестьяне и бывшая польская шляхта живут в деревянных избах, крытых соломою в большей части поселений и в некоторых деревнях – дранью.
Латыши.В 1870 г. около 40 латышских семей из Курляндской губернии – в Наровлю. Взяли землю в аренду в Наровлянскои и Физинковском имениях. Арендные контракты были заключены на 12- летний срок, 3 раза перезаключались.Образование хуторов.В 80-90-е гг. латышские и эстонские колонисты начинают выписывать из Прибалтики различные сельскохозяйственные приспособления. Так, эстонские арендаторы привезли железный “немецки плуг” и стали пользоваться им вместо деревянной сохи.
Литовцы. Основа хозяйства – земледелие, связанное с животноводством. Ремесла и кустарные промыслы развиты не были. Пчеловодство имело любительский характер. Распространено садоводство.
Чехи были скотниками, садовниками, огородниками, конюхами и кучерами, только в последнее время начали выполнять полевые работы. Чехи сгруппировались вокруг бывших усадеб помещиков.
Религия.Немцы, латыши – в большинстве лютеране. Литовцы, чехи – католики. Кирхи в Полоцке, Витебске. Пасторы. Например, пастор Эрнест Каролин, окончивший Юрьевский университет, приезжал из Полоцка в Витебск. При кирхе в Витебске – церковноприходская школа. Служба в кирхе и обучение в школе велись на немецком и латышском языках.
Во 2 пол. 19 в. в Беларуси возникло несколько течений протестантского сектантства: баптизм, евангелическое христианство и др. Баптизм в белорусских землях – немецкого происхождения. Он обычно распростр-ся среди немецких колонистов и латышей.
Школа.Протестанты – лютеране и реформаты (кальвинисты) по переписи 1897 г. составляли среди насел-я Беларуси только 0,4%. Их школы существовали до конца 60-х гг. 19 в. при церквях и молельных домах этих конфессий. Учителями были кистеры и органисты. Обучение велось (за малым исключением) на немецком языке. Больш-во этих школ были лютеранские.Важно отметить, что уровень образования среди немцев был значительно выше, чем средний показатель по губернии.
В 1868 г. была осуществлена ревизия лютеранских и реформатских школ. Результаты: учителями в них являются кистеры и органисты, обучение ведется в основном по всем предметам на немецком языке, нередко по иностранным учебникам.
Церковная благотворительность во 2 пол. 19 – н. 20 в.: направления: помощь бедным духовного звания, вдовам, детям-сиротам, детям-сиротам из семей священников и помощь всему населению.
18. Национальная политика в БССР в 1920-30-е гг.: этапы, эволюция, содержание.
Этапы партийно-государственной политики по обеспечению жизнедеятельности национальных меньшинств:
1 этап (1919 - 1920 гг.) – декларирование прав многонационального населения БССР.
2 этап (1921 - март 1924 г.) – создание органов советского и партийного руководства национальной политикой.
3 этап (март 1924 – декабрь 1926 г.) – законодательное оформление политики белорусизации и совершенствование партийно-советской работы с нацменьшинствами.
4 этап (январь 1927 – июнь 1929 гг.) – обобщение опыта и начало изменения политики в отношении нацменьшинств.
5 этап (июнь 1929 – 1937 г.) – свертывание работы среди национальных меньшинств.
Советская общественно-политическая система, которая была установлена в БССР, характеризовалась полным контролем государства над всеми сферами жизни общества. Такой системе свойственно наличие всеобщей государственной идеологии.
В условиях, когда Советский Союз оставался единственной социалистической страной в мире, проводившей в жизнь индустриализацию и коллективизацию, установился принцип подчинения центральной власти. Органы власти действовали только административно-командными методами управления. С середины 1930-х гг. укреплялся режим личной власти, связанный с возникновением культа личности Сталина.
Основные события общественно-политической жизни БССР в конце 1920-х–1930-е гг. были связаны с отказом от новой экономической политики и белорусизации, проведением политических репрессий и необоснованными обвинениями во враждебной для советской власти деятельности. В этих условиях Советы депутатов трудящихся, общественные организации утрачивали свою роль. В то же время усилилась роль Народного комиссариата внутренних дел, который стал использоваться для расправ с теми, чья позиция противостояла или не совпадала со сталинской.
Основные события общественно-политической жизни БССР в конце 1920-х–1930-е гг. были связаны с отказом от новой экономической политики и белорусизации, проведением политических репрессий и необоснованными обвинениями во враждебной для советской власти деятельности.
В этих условиях Советы депутатов трудящихся, общественные организации утрачивали свою роль. В то же время усилилась роль Народного комиссариата внутренних дел, который стал использоваться для расправ с теми, чья позиция противостояла или не совпадала со сталинской. Репрессии проходили также в связи с проведением политики ликвидации кулаков как класса.