Тема 1. Государство и право. Их роль в жизни общества.
Термин правоведение, задачи курса "Правоведение", цели предмета. Государство, право, государственно-правовое явление как объект изучения юридической науки. Система юридических наук. Формирование права как науки. Развитие государства и совершенствование законов, принимаемых государством.
Данный предмет, к изучению, которого, приступает студент, является для него новым, нужно объяснить необходимость изучения этого предмета, необходимость приобретения знаний основ правовой системы РФ, основ отраслей права. Начать нужно с уяснения, что правоведение – это отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение государственно-правовой деятельности.
Уровень правового развития любой страны служит важнейшим показателем демократичности и эффективности ее институтов, обеспечения прав законных интересов граждан.
Формирование права как науки было сложным и противоречивым. Прежде чем право стало справедливым и демократически приемлемым для общества, защищающим интересы своих граждан, оно должно было пройти долгий путь.
Государство чем развитей, тем более совершенны принимаемые им законы. И прежде чем понять этот предмет, нужно понять термин правоведение.
Правоведение сложилось в качестве отрасли знаний, охватывающей не только право, но и государство, и в связи с государством другие элементы политической системы. Оно знакомит с юридическими терминами, законами, указами, кодексами и т.д.
Цель изучения правоведения–обеспечение прочного и сознательного овладения знаниями об основных государственно-правовых явлениях, гражданских правах и обязанностях, законодательстве и его нарушении.
Основные задачи предмета, это:
1. изучение основных институтов права;
2. закрепление основ знаний об отдельных отраслях российского права: конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного, экологического и международного;
3. изучение отраслевых нормативных актов, т.е. кодексов;
4. формирование навыков работы с законодательством.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Наиболее известными и распространёнными теориями происхождения государства и права являются: теологическая (божественная), - патриархальная, - договорная, - насилия, - психологическая, - расовая, -органическая, - материалистическая (классовая).
основные концепции происхождения и сущности права. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.). Подробно эти права отражены во Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.) и других документах. Государство не может посягать на естественные права людей.
Позитивное право – это право, установленное государством. Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они не противоречат естественному праву.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа.
Достоинства школы: внимание к обычаям народа и критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.
Недостатки: отрицает внешнее влияние на право и придает националистическое звучание праву.
КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА
К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой.
Достоинства: выражена действительная связь права с экономикой и политикой. Право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.
Недостатки: не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА
Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право». Оно представляет собой сложившиеся в обществе фактические общественные отношения. Теория предполагает расширение правотворческой функции судов, уделяет большое внимание анализу права в действии с использованием социологических методов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. Это право называют «неофициальным правом». При этом правом признается и «официальное право» – установленное и поддерживаемое государством. Предполагается, что государственное принуждение не выступает в качестве специального признака нормы права.
НОРМАТИВИЗМ
«Узкий» взгляд на право, как только лишь на совокупность зафиксированных в документах норм права, установленных государством. Упор делается только на изучение структуры таких норм, а не на их сущность (юридический позитивизм).
Современное правопонимание.
Право – это совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства.
Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов.
Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, необходимо единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.