Органы законодательной власти
Конституционный строй китайской народной республики
После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году в стране четырежды сменялись Конституции. Предшествующие Конституции КНР принимались в 1954, 1975 и в 1978 годах. Четвёртая, действующая Конституция КНР была принята в 1982 году. В 1988, 1993, 1999 и 2004 годах в неё вносились изменения.
Согласно конституции КНР - государство, построенное на принципах социализма демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян.[14, 237].
. первая конституция КНР строилась на основе широкого использования опыта государственного строительства СССР и других социалистических государств. Она провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян, закрепила руководящую роль Коммунистической партии Китая в государстве и ее руководство общественными организациями.
Конституция 1982 года внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в:
1)восстановлении института Председателя КНР;
2)создании Центрального военного совета КНР;
)восстановлении волостного звена органов власти и управления;
)установлении сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах;
)установлении принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей;
)учреждении в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансами и финансовой деятельностью.
В целом, конституция 1982 года как документ, определяющий государственный строй страны, представляет собой явный прогресс по сравнению с предыдущими конституциями и существенно от них отличается. Конституция провозглашает четыре основных принципа: твердо придерживаться социалистического пути, демократической диктатуры народа, руководства Коммунистической партии Китая, а также марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.
Исходя из этих принципов, все основные решения по вопросам государственного строительства и государственной политики принимаются партийными органами соответствующего уровня сверху донизу, представительные органы власти лишь законодательно оформляют постановления, принятые партийными органами, и осуществляют контроль за их исполнением.
Проект Конституции был утверждён на первой сессии ВСНП 20 сентября 1954 г.
Общие конституционные положения[править | править исходный текст]
Конституция КНР гласит: «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян; Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй» (ст. 1).
Система органов государственной власти КНР
Органы законодательной власти
По конституции высшим законодательным органом государственной власти КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), возглавляющее всю систему собраний народных представителей, которые составляют политическую основу государства.
В состав ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.
Срок полномочий ВСНП - 5 лет. Его сессии созываются раз в год. В промежутках между сессиями функции ВСНП исполняет Постоянный Комитет ВСНП. Постоянный комитет ВСНП состоит из председателя, его заместителей, Председателя Канцелярии ВСНП и членов Канцелярии.
Постоянно действующим органом ВСНП является его постоянный комитет (ПК ВСНП), ответственный и подотчётный ВСНП.
ПК ВСНП осуществляет функции высшего органа государственной власти и работает под контролем ВСНП в период между сессиями ВСНП.
Постоянный комитет ВСНП избирается Всекитайским собранием народных представителей в составе председателя, нескольких заместителей, ответственного секретаря и членов. Председатель Постоянного комитета руководит работой Постоянного комитета ВСНП, созывает Постоянный комитет ВСНП на заседания. Заместители председателя и ответственный секретарь помогают председателю в его работе. Председатель, заместители председателя и ответственный секретарь образуют Совет председателя, ведают важной повседневной работой Постоянного комитета ВСНП.
Лица, входящие в ПК ВСНП, не могут состоять на службе в государственных административных органах, органах суда и прокуратуры.
Срок полномочий Постоянного комитета ВСНП каждого созыва соответствует сроку полномочий ВСНП каждого созыва. Он осуществляет свои полномочия до избрания Постоянного комитета ВСНП нового созыва.
Председатель ПК ВСНП и его заместители не могут занимать свои посты более 2 сроков (1 срок = 5 лет).