Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель:
— может все три элемента логической структуры нормы прака
включить в одну статью нормативного акта;
— может в одну статью нормативного акта включить несколько
правовых норм;
— может элементы нормы права изложить в нескольких статьях
одного итого же нормативного акта;
— может элементы нормы права изложить в нескольких i ип.ч
различных нормативных актов.
По способам изложения возможны три варианта с нормы права и статьи нормативного акта:
1) прямой способ имеет место тогда, когда норма ирл
ственно излагается в статье нормативного акта;
2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место \п\
тья нормативного акта, не излагая всей нормы мцапл
другой статье этого же нормативного акта;
3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 6.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 18. С. 178—180.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 67—68.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 14. С. 338—344.
Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 156—159.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 13.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 20.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. С. 285—287.
Классификация норм права
Отвечать на данный вопрос следует с определения понятия «норма права» (см. ответ на вопрос 77).
Классификация позволяет чётче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:
— исходные нормы, которые определяют основы правового регу
лирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы,
направления (это, например, декларативные нормы, провозглашаю
щие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения
конкретных юридических понятий, и т.п.);
— общие нормы, которые присущи общей части той или иной
отрасли права и распространяются на все или большую часть инсти
тутов соответствующей отрасли права;
— специальные нормы, которые относятся котдельным институ
там той или иной отрасли права и регулируют какой-либо опреде
ленный вид родовых общественных отношений с учетом присущих
им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по от
раслевой принадлежности) они разделяются на конституционные,
гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные,
аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процес
суальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования на:
— императивные (содержащие властные предписания);
— диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); ■ » •
— поощрительные (стимулирующие социально полезное пове
дение);
— рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для
государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содер
жащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе
Президента о введении чрезвычайного положения в определенном
регионе в связи со стихийным бедствием).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 6.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 18. С. 174—178.
КулаповВ.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 14. С. 344—352.
Нормы, советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987. Гл. 5.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А,В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 13.
'<•:,. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. $|кция 20. С. 373—379.
Рыбущкин НН. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.
Сенякин И-Н- Специальные нормы советского права. Саратов, 1987.
82. Понятие и виды форм(источников) права
Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
• 135
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия
жизни общества, формы собственности, интересы и потребности
людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче
ния и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть
форма права.
Выделяют четыре основные формы права:
— нормативный акт— это правовой акт, содержащий нормы
права и направленный на урегулирование определенных обществен
ных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подза
конные акты и т.п.);
—правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
— юридический прецедент — это судебное или административ
ное решение по конкретному юридическому делу, которому прида
ется сила нормы права и которым руководствуются при разрешении
схожих дел (распространен преимущественно в странах общей пра
вовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);
— нормативный договор — соглашение между правотворчески
ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права
(например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 5.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 147—154.
Зивс Л.С. Источники права. М., 1981.
Источники права. М., 1985.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 60—63.
1 k Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 284—291. 1' Муромцев Г.И. Источники права // Правоведение. 1992. № 2.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 164—168.
Разумович Н.Н. Источники и форма права // Советское государство и право. 1982. № 3.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14.
83. Понятие и виды нормативных актов
Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия,рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учреди
тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион
ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий
форму правления и государственного устройства, учреждающий фе
деральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы принимаются по во
просам, предусмотренным и органически связанным с Конститу
цией;
' 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды подзаконных актов:
1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты
исполнительного органа государства, наделенного широкой компе
тенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу
дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные от
ношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполни
тельной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной
власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов го
сударственного управления;
6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор
ганов;
7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа
ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и
организации (например, правила внутреннего трудового распо
рядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
— нормативные акты государственных органов;
— нормативные акты иных социальных структур (муниципаль
ных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ
и т.п.);
— нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);
— нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
— общефедеральные;
— нормативные акты субъектов Российской Федерации;
— нормативные акты органов местного самоуправления;
— локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:
— нормативные акты неопределенно-длительного действия;
— временные нормативные акты.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВенгеровЛ.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Кашанина Т.В., Кашанин А£. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. 3-е изд. М., 1997. Гл. 12. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994.
Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297.
Общая теория государства и права: Академический курс / Пол ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6.
Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 108— 175.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 143—146.
Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14.
Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19.
84. Понятие, признаки и виды законов
Отвечать на данный вопрос следовало бы с определения понятия «закон», после чего важно проанализировать признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или ре
ферендумом;
2) порядок его подготовки и издания определяется Конститу
цией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты
должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отно
шения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
— по их юридической силе (Конституция, федеральный консти
туционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
— по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе
рендума или законодательным органом);
— по предмету правового регулирования (конституционные, ад
министративные, гражданские, уголовные и т.п.);
— по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.
Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга
нические (кодификационные) и иные законы.
И'-КОМКПДУ! МАЯ ЛИ I IТЛТУТЛ
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государств и пр.им М , 1()('(). С. 159—164. ■
Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994.
Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 297—307.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 170—172.
Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
Российское законодательство: проблемы, перспективы. М., 1995. С. 14— 18.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. С. 347—356.
Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 149—158.
Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.