Не мир, но меч и разделение

Николай Уранов

ВЕРШИНЫ

(Николай Уранов Огненный подвиг - Рига-Москва, 1997)

ВЕРШИНЫ

"Истинно, нужно при­нять символ Вершины как восхождение духа"

(М.О., ч.III, §22)

Как радостно взойти на вершину горы. Окончен труд­ный подъем, достигнута высшая точка, и чувство радост­ного удовлетворения охватывает человека. И неважно, какая это вершина; будет ли это небольшая возвышен­ность или величественные снежные высоты — чувство радости неизменно пробудится в сердце человека. Ну, а если достигнута высокая ступень в знании, в искусстве, как много переживаний тогда. Путник определяет пра­вильность, своего пути по какой-нибудь высшей точке и к ней устремляет свой путь; достигнув ее, он опять вы­бирает себе, как цель, какую-то вершину и так все дальше и дальше. Много вершин на жизненном пути человека, на пути самосовершенствования можно достигать какой-то вершины каждое мгновение. Сегодня достигнутый маленький холмик, завтра — немного больший, а там смотришь — взята приступом и гора, и так все выше и выше можно идти от вершины к вершине по пути к ведущему символу — к далеким сияющим Вершинам Шамбалы. Туда, к этим Священным Вершинам, тянутся мысли последователей Великого Учения, к этим Вершинам стремятся ищущие Истину.

Читаем напутствие, явленное Учителем для восхож­дения.

"Как на Вершине мало места для всех, кто взойдет, так нужно понять, что восхождение не может происходить с тяжелым грузом, и нет места на Вершине всему ненуж­ному. И дух восходящий должен постоянно помнить об отрыве от явлений привязанности к жизни будней. Склоны отвесны, и нужно помнить, что лишь подножие Вершины широко. У подножия есть место всему житейскому, но Вершина остра и мала для всех житейских принадлежно­стей. Виднее с Вершины явления житейские; так нужно запомнить всем о явлении Вершины и покатом склоне. При восхождении, при мужестве, при твердости, при твор­честве нужно вспомнить, что узка явленная Вершина, но необъятен горизонт". (М.О., ч.III, §19)

"Каждый ученик должен помнить, что уклонение от Вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление Вершины остро, и каждая лишняя привязанность к Миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому бу­дем помнить о Вершине восхождения. Трудно достичь Вершины, если дух не понимает основ Иерархии". (М.О., ч.III, §22)

В памятные дни Великой Жертвы Христа невольно подумалось о вершинах. Разбойник на кресте достиг в одно мгновение вершины раскаяния, уверовал и был до­пущен в Царство Небесное. А Христос? Им была достиг­нута величайшая вершина жертвенной любви ко всему человечеству и указан кратчайший путь восхождения к Вершинам Духа.

11 апреля 1939 г.

НЕ МИР, НО МЕЧ И РАЗДЕЛЕНИЕ

Когда однажды Учителю сообщили о том, что где-то собралась во имя Учения группа из семидесяти учеников, Он удивился и сказал, что если из этого числа два или три ученика удержатся на стезе Учения — достижение будет велико. Не всегда вступающие на стезю Учения предупреждаются о трудности предстоящего пути. Между тем, Учение говорит:

"Главное, не говорите вновь приходящим, что Учение Агни Йоги легкое. Никого не следует совращать легкостью и сладостью... Не приближайте малосильных, они не удер­жат сокровище".

Так, лишь тот, кто любит трудности, кто знает, что самое ценное дается дороже всего, кто ручается за твер­дость воли своей — лишь тот может подойти к Учению. Что же сказать об испугавшихся трудностей еще до стол­кновения с ними? Конечно, они никогда не дойдут, и зная как опасно, а подчас и ужасно сворачивать со стези Уче­ния, лучше таким повернуть от ворот, не прикоснувшись к Заветному Ключу. Истинно, лишь тот, кто пойдет к Владыке, несмотря ни на что, пойдет лишь потому, что не может не идти, как солнцу не может не петь певчая птица, пойдет, несмотря на то, что гибель будет стеречь его каждый шаг! Но много ли таких ? Из всего человече­ства, быть может, пальцев на одной руке не хватит, чтоб сосчитать, сколько сот таких устремленных пойдет вперед и сокрушит все препятствия, как слоны сокрушают кус­тарники и деревья, проходя через лес.

Невозможно думать об успешности пути, если нами еще не принято твердое решение пройти через все пре­пятствия без всяких условий и оговорок. Что бы или кто бы ни был, если он становится поперек духовного пути — он должен быть пройден. Любая преграда должна быть атакована и побеждена — тогда лишь откроется путь свободный, полный труда и достижений. Всякий подходя­щий к Учению и думающий, что существует какая-то преграда, которую он не сможет преодолеть, — уже пред­определяет свою судьбу, уже может знать, что он лишь временный путник на стезе.

Нет непреодолимых преград! Только страх и слабость и, конечно, недоверие к Иерархии — могут шептать о непреодолимости препятствий. От нас нужна лишь твер­дая решимость: бороться с врагом до конца, и к энергии такой решимости Учитель приложит необходимые силы! Нет непреодолимых преград!

Наши преграды — это наши отрицательные свойства. Люди и внешние обстоятельства есть только поле прояв­ления этих отрицательных свойств. Если кто-то не может расстаться с человеком, с которым его связывает лишь "любовь земная", он будет остановлен его собственной чувственностью; если кто-то зароется в торговые дела — он будет остановлен своим собственным своекорыстием; если кого-то задержит сын — он будет остановлен чувст­вом кровного родства. С другой стороны, ничто, кроме отрицательных чувств, не может препятствовать продви­жению по стезе Учения. Но что значит продвижение по стезе Учения, как не изжитие, трансмутация отрицатель­ных свойств нашего сознания?

"Не мир принес Я, но меч и разделение". Каждый вступающий на духовную тропу тем самым отрекается от всех своих отрицательных свойств и объявляет им беспо­щадную войну. В этой войне он может быть временами неуспешным — такой период, в большинстве случаев, даже неизбежен, — но борьба не прекращается ни на минуту.

"Сегодня или завтра ты будешь гнать меня и наносить удары, но будет день, когда ты все-таки будешь уничтожен, и этот день победы будет днем раскрытия новых врат ла пути к Учителю" — так скажет своему врагу, своей отрицательной стороне, претерпевающий временное по­ражение, зная, что поражения не могут продолжаться бесконечно. Сердце должно подсказать, когда дальнейшее отступление становится недопустимым.

Если подходящий к Учению может поручиться, что нет ничего и никого, перед кем или перед чем бы он опустил свой меч духа, Стезя Учения будет для него стезею битвы, стезею вечных и неотъемлемых завоеваний, возносящих сознание в Мир Красоты — Мир Огненный!

8 февраля 1943г.

ЧТО ТОРМОЗИТ ПОЗНАНИЕ

Знание есть величайшая сила, и именно поэтому раз­витие знания не может быть оторвано от развития нрав­ственности. Всем понятно — в какой бы хаос обратили мир аморальные люди, вооруженные огромным знанием! Существует закон, направленный Иерархией Света, нор­мирующий соотношение знания и человеческой морали: лишь прогрессируя этически, мы насыщаемся знанием, и, будучи задержаны в первом, мы неминуемо задержива­емся и во втором.

Те, кто говорят о своем желании познавать дальше и выражают недовольство тем, что знание ему не дается, пусть обратят внимание на свое моральное состояние, пусть сделают дальнейшие шаги на пути самосовершен­ствования и тогда — знание придет.

Могут возразить, что именно знание просвещает со­знание и трансмутирует отрицательные свойства. Безусловно, это так. Но, не закончив трансмутацию одного, нельзя приниматься за другое. Каждый получает знание достаточное для какой-то трансмутации, но если послед­няя не закончена, то бесполезно давать знание, пригодное лишь для следующей ступени. Следует помнить, что трансмутация идет в определенной последовательности, и лишь проходя одну спираль, мы вступаем на следующую — перепрыгнуть невозможно!

Кроме того, мало лишь получить готовую формулу, получить знание и усвоить его, но необходимо проработать его, расширить, испытать, и потому не правы те, кто торопятся и, не усвоив одного, уже требуют другого.

Если знание ведет к овладению собой, то оно также, следовательно, приводит к возможности владеть и други­ми. В этом кроется опасность для властолюбивых людей. Конечно, некоторые люди имеют право власти над другими, ибо власть есть утверждение силы, заработанной трудом и страданиями, поэтому приложившие меньше труда и усилий справедливо подчиняются преуспевшим. В этом залог и их успешного развития. Но всякое эго­истическое использование власти лишает последней своего носителя и может даже поставить его под власть подчи­ненного. Для осознавшего этот закон единственным пра­вильным взглядом на власть будет взгляд на нее как на ответственность за низших перед стоящими выше.

Падение царей, падение главенствующих народов есть следствие того же самого закона.

Мы получаем знание не только для себя, но также и для того, чтобы отдавать его другим разумно и правильно. Уча других, мы учимся сами. Поэтому взыскующий зна­ния и недовольный неполучением его пусть посмотрит еще на одно обстоятельство: а поделился ли он с другими полученным ранее, а правильно ли роздал его, если это и делалось?!

Итак, осмотрим сосуд свой, если знание прекратилось, и когда он будет исправлен, потоки знания наполнят его снова.

Неуместны жалобы и недовольство. Как бывает в большинстве случаев — причина их кроется в нас самих.

17 сентября 1941 г.

ПСИХО-МАГНИТНЫЕ УЗЫ

Мы знаем, насколько реальна мощь, связующая двух или нескольких людей. Ни страдания, ни расстояния, ни даже сама смерть не могли, не могут разорвать незримые нити, связующие людей. Если самые страшные обстоя­тельства не всегда могут порвать эти нити, то еще реже сам человек, часто даже очень желая этого, не в состоянии разрушить их, по крайней мере, в короткий срок. Дейст­вительно, вещество, из которого сотканы эти нити, весьма прочно. Быть может, из земных вещей лишь нить нерва может уподобиться ниточкам связи: так же медленно дол­жна она отмирать, так же болезненно она обрывается, так же должна быть питаема.

Если вы спросите человека, страданием сжигающего соединительную нить, что надо сделать для того, чтобы порвать ее окончательно и получить облегчение, — он скажет: надо не думать об этом человеке. Но если вы спросите, легко ли это сделать, — он ответит, что это почти невозможно. Действительно, какое длительное вре­мя требуется для того, чтобы перестать думать о человеке, о котором вы привыкли думать каждый день и помногу.

Все это указывает на то, что созданные мыслью психо-магнитные каналы, соединяющие людей, отнюдь не являются чем-то отвлеченным, но могут и должны быть исследованы.

Мы можем проследить нарождение их с момента пер­вой, полетевшей к другому человеку мысли, через весь процесс взаимного нарастания и переплетения их до переломного падения интенсивности, до последней вспышки сгоревшего провода.

Мы даже сможем классифицировать качества этих проводов, от серебряной нити духа, связывающей Учителя с учеником, до красных нитей страсти и черной нити ненависти. Не только из мыслей любви, симпатии или ласки ткется связующий провод; нет, враги, ненавидя­щие друг друга, связываются подчас еще крепче, чем друзья или любовники.

Есть нити, которые зарождаются и умирают в течение месяцев или лет, но есть и такие, которые не кончаются и за пределами смерти и в последующих долгих жизнях. Это — или спасительный провод, тянущей вверх, или же тяжкие цепи, отягощающие жизнь, называемые иногда кармической связью.

Жизненность этих психо-магнитных каналов подчи­нена известному ритму, то оживляясь временами, то за­тухая совсем, Не будет удивительным, если этот ритм может быть связан с астрологическими обстоятельствами.

Все эти исследования приведут нас к тому, что мы сможем сознательно отнестись к нитям, связующим нас с другими людьми; что мы будем следить за их состоя­нием, укреплять их полезным цементом или, наоборот, омертвлять беспристрастным размышлением о непри­годном для нас качестве этих связей. Мы не только не сможем сознательно печься о качестве и чистоте кана­лов, но, прежде всего, внимательно отнесемся к зарож­дению новых проводов и изживанию отрицательных кар­мических связей.

Улавливая приходящие извне мысли, чувства и на­строения, можно добиться такой четкой распознаваемо­сти, чтоб знать наперед, по какому каналу пришла ра­достная или печальная весть, и энергия наша не замед­лит помчаться в нужном направлении, действуя как автомат.

Вначале человек может связаться лишь одним из сво­их качеств с родственным качеством другого, но затем неизбежно касание с другими качествами и свойствами. Среди последних могут оказаться не только чуждые, но и противные. В этом случае нередко происходит мучи­тельная борьба, которая должна кончиться или разруше­нием канала связавшего, или рабством у притянувшего магнита.

Наша задача — направлять лучшие мысли и чувства на укрепление нити, связующей с Учителем. Только до­статочно прочной нитью можно сейчас удержаться среди будущего хаоса.

1 ноября 1941 г.

Наши рекомендации