Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 3 страница
И, наконец, неприемлемо отнесение к социальным функциям права воспитательной функции в связке с экономической и политической, так как при этом не учитывается различная природа этих функций, не говоря о том, что воспитательная функция права не может выделяться на основании отнесения к какой-то одной определенной сфере отношений (в данном случае духовной).
В действительности воспитательное воздействие данной функции, имеющей, разумеется, и относительно самостоятельное общесоциальное значение, сопутствует осуществлению всех без исключения специально-юридических или, что одно и то' же, собственно правовых функций.
Представляется целесообразным, наряду с использованным выше двуединым критерием — характером и целью воздействия права на общественные отношения, предложить в качестве еще одного, второго критерия классификации функций права — сферу общественных отношений, подпадающих под функциональное воздействие права, т.е. под правовое регулирование.
По этому основанию могут быть выделены следующие функции
права. !
1. Производные от основных общие функции права, представляю
щие собой стабильное комплексное приложение основных, собственно
юридических функций к однородным крупным, широким сферам об
щественных отношений. К их числу относятся, в частности, экономи
ческая, политическая, социально-культурная.
2. Производные от основных частные функции права, представляю
щие собой комплексное приложение основных специально-юридичес-
1 См.: Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 274.
ких функций к определенным более или менее широким сферам общественных отношений, правовое регулирование которых в связи с конкретной исторической обстановкой выступает на первый план, требуя к себе повышенного внимания. К числу таких функций в данный момент относятся экологическая, налоговая и некоторые другие. , Известное сходство в названиях отдельных функций права с некоторыми функциями государства ни в коей мере не колеблет различий данных явлений по существу: в первом случае речь идет о направлениях воздействия права, правового регулирования, во втором — о направлениях деятельности государства.
3. Производные от основных функции отраслей права, например: функция закрепления прав и свобод человека и гражданина (конститу-; ционное право), функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение (уголовное право);
— производные от основных и отраслевых функции правовых институтов, например: функция приобретения права собственности , (гражданское право), функция института усыновления (удочерения) детей (семейное право), функция института административного взыскания (административное право);
.-; — производные от основных, отраслевых и функций правовых институтов функции отдельных правовых норм, например: учредительная (конституционное право), поощрительно-ориентационная (трудовое право), компенсационная (гражданское, трудовое, экологическое право), запретительная (особенная часть уголовного права).
Все рассмотренные функции права в гармоничном взаимодействии
выражают многосложный процесс правового регулирования и право
вого воздействия. i
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА,
ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В. Л. Кулапов)
Взаимодействие права, политики и экономики всегда вызывало повышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
Марксистско-ленинское учение, в соответствии с которым пытались построить коммунистическое общество в России, неизменно подчеркивало доминирующее значение экономики для всех надстроечных явлений (в том числе для политики и права). Однако в жизни все происходило несколько иначе.
Ссылаясь на неравномерность, скачкообразность общественного развития, возрастание общественного характера производства, невозможность формирования социалистических отношений при капитализме и другие обстоятельства, государственная власть в России монополизировала все экономические процессы и с помощью политики и права пыталась перешагнуть через стадии естественного развития общества и построить социализм сначала в отдельно взятой стране.
Волевыми усилиями правящая партия стремилась перестроить экономику, насильственно обобществляя основную массу собственности. В этом направлении удалось добиться некоторых успехов, потому как идея попала на благодатную почву. Ведь общественный характер производства относится к числу национальных особенностей нашего государства, и общинный характер производства отражает весьма заметные тенденции общественного развития. Однако игнорирование объективных законов функционирования экономики недопустимо. Государство перешагнуло границы возможного. Чрезмерное обобществление производства привело к недопустимой централизации управленческих процессов.
Федеральная власть сосредоточила в своих руках все полномочия по регулированию отношений в сфере производства, распределения и потребления. В угоду общественному практически совсем игнорировался частный интерес. Возможности непосредственных производителей были минимизированы, поэтому автоматически снизилась их заинтересованность в повышении эффективности своего труда.
Несмотря на частые призывы научных работников и практиков к
расширению хозяйственной самостоятельности предприятий и учреж
дений, в экономике доминировал централизм и тотальное планирова
ние. Возврат же, хотя и временный, на период нэпа, к автономности
непосредственных производителей, к повышению их заинтересован
ности сразу же дал скачок в производстве различного рода продукции
иуелуг. .
•Сравнительно долгое время игнорировалось не только соотноше
ние экономики с политикой и правом, но и связь между политикой и
правом. Функционирование экономики направлялось не столько пра
вом, законом, сколько политикой. Бытовало утверждение: «...Если
закон препятствует революции, он отменяется или исправляется»1.
, ^Политика активно подменяла право, внедряясь в сферу его дейст
вия. Политические решения имели приоритет над правовыми. В то же
время преувеличивалась и значимость права. С его помощью пытались
не, только регулировать, но и практически создавать новые социалис
тические отношения. |
Широко известны высказывания В. И. Ленина о том, что необходимо декретировать некоторые идеи социализма с тем, чтобы внедрить их в практику коммунистического строительства, когда общественное сознание дойдет до понимания их необходимости. Между тем подобный подход к строительству общества критиковался еще К. Марксом и Ф. Энгельсом2.
В настоящее время в результате проведения реформ — экономической, политической и правовой — складывается иное соотношение экономики, политики, права. Однако, исправляя допускавшиеся ранее ошибки, современная политическая власть впадает, на наш взгляд, в другую крайность. В угоду частному нередко игнорируется общественный интерес, что в конечном итоге приводит к удовлетворению потребностей лишь незначительной части населения.
"Тотальное разгосударствление собственности, непродуманная приватизация привели к весьма существенным негативным последствиям. Не учитывается, что мгновенный возврат к капитализму невозможен. Изменилась общественная психология, преобразовались весьма существенно отношения собственности. Капитализм стал другим, нежели в начале века!
Под влиянием социалистических революций преобразовалась и роль капиталистического государства: оно стало активно вмешиваться
В'общественную жизнь, поддерживать интересы малоимущих, обеспе-
' I--------- • • ' ' |: '
*;: ' Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 504. ;
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 346; Т. 10. С. 168. , ., ;
11»
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
чивать согласование противоречивых интересов. Современное рыноч
ное капиталистическое общество представляет единый комплекс акци
онированных собственников, тесно связанных не только в границах
одного государства, но и в рамках мирового сообщества. '
В условиях сегодняшней России автономно (и то с известной долей условности) эффективно функционируют лишь частные предприятия в торговле, бытовом обслуживании, сельском хозяйстве и других производствах. В сфере же науки, транспорта, связи, крупного промышленного производства и некоторых иных областях существуют широкие ассоциативные связи. Поэтому регулирующая роль государства, политической власти объективно необходима.
Не вмешиваясь непосредственно в процесс производства и распределения его результатов, политическая власть с помощью права определяет границы социальной справедливости. Она вырабатывает правила, направленные на регулирование многообразных жизненных ситуаций и обеспечение нормального, бескризисного функционирования данной социальной системы.
Особую актуальность эта проблема приобретает, когда приходится регулировать деятельность естественных монополий, использование природных ресурсов, обеспечение экологической и технологической безопасности, ограничение чрезмерной имущественной дифференциации населения и т.д.
Субъективизм в оценке общественных явлений со стороны сегодняшней политической власти распространяется не только на экономику, но и на политику и право. Политика по-прежнему весьма активно вмешивается в сферу отношений, регулируемых правом. Несмотря на политический плюрализм, формальный демократизм, действующее право не отражает необходимого баланса интересов. Довольно часто оно оказывается игрушкой в руках политиков, определяющих степень использования правового механизма, исходя из собственных политических или корпоративных интересов. Право в современных условиях нередко «плетется» за событиями, не успевая предупреждать негативные проявления в общественной жизни.
Экономика как система отношений в сфере производства, распределения и потребления ^материальных благ действительно предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. И это особенно наглядно проявляется в эпоху реформ и революций, когда изменение отношений собственности непосредственно отражается на 1 внутренней и внешней политике, характере политических и правовых решений.
Однако далеко не всегда влияние экономики столь очевидно и однозначно. Она лишь в, конечном счете предопределяет развитие надстроечных явлений. На их содержание и особенности функционирования могут влиять и иные феномены общественной жизни, иные субъективные факторы. На это обстоятельство обращали внимание еще К. Маркс и Ф. Энгельс, предостерегая своих последователей от вульгарного материализма.
••: Так, в письме к И. Блоху Ф. Энгельс писал: «...согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смыс-ле,;:что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессильную фразу. Экономическое положение >— это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и ВО( многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические ее формы классовой борьбы и ее результаты — государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т.п., правовые формы и даже отражение всех этих битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в системе догм»1.
Классики неоднократно возвращались к этой проблеме, отмечая, что хотя экономика и определяет в конечном счете правовые формы и институты, но с этой точки зрения трудно было бы доказать, что абсолютная свобода завещания в Англии и сильное ее ограничение во Франции объясняются во всех' частностях только экономическими причинами2.
Экономика влияет на политические и правовые явления посредст
вом волевых усилий человека, который, находясь в неоднородных ус
ловиях (исторических, идеологических, культурных, психологических,
природно-географических и т. п.), ^io-разному воспринимает ее требо
вания, неоднозначно использует средства, формы и методы воздейст
вия материальных факторов на общественную жизнь. !
,'' С другой стороны, надстроечные явления не остаются пассивными,
застывшими. Они, хотя и в неодинаковой степени, оказывают активное
обратное влияние на экономические процессы, закрепляя, приторма
живая или стимулируя их развитие.
: ' Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 394-395.
2 Там же. С. 418. . ,
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Из всей системы надстроечных категорий ближе всего к экономике находится политика. Именно в ней отражаются экономические потребности и интересы различных социальных групп. Потому-то и получило столь широкое распространение определение политики как концентрированного выражения экономки. Особенно заметно на содержании политических решений сказываются интересы тех социальных групп, которые занимают доминирующее положение в экономике.
С помощью политики и политической власти они закрепляют и умножают свое материальное положение, гарантируют его независимость от возможных посягательств со стороны других членов обществ. Политика активно используется ими и для определения перспектив развития общества. Поэтому содержание политики выражается в отношениях между классами, нациями, партиями и гражданами по поводу формирования и осуществления прежде всего государственной власти.
Люди сознательно творят свою историю, и в повседневной политической действительности субъективный фактор имеет весьма существенное значение. Многообразие реальных ситуаций и событий, неожиданные поступки участников экономической и политической жизни, проявление различного рода случайностей предопределяют высокий динамизм политики. От политических лидеров требуются не только острый политический ум, энциклопедические знания, но и политический опыт, интуиция, быстрая реакция на постоянно меняющуюся обстановку, способность использовать благоприятные обстоятельства, привлечь на свою сторону максимум населения, выбрать такие средства и способы воздействия на ситуацию, которые позволяют достичь оптимального результата.
Политика имеет свойство определять тенденции общественного развития, заглядывать в будущее. Характерным примером этому являются недавние пятилетние планы социально-экономического развития СССР или программы деятельности политических партий.
Однако субъективные возможности политики весьма ограничены. Она не застрахована от ошибок и противоречий. Политика может не только стимулировать развитие той или иной общественной системы, но и консервировать на некоторое время ее состояние или даже определить движение вспять.
Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всего населения и объективные закономерности функционирования данной политико-правовой системы. Политика в этой связи становится субъективным образом объективного мира, инструментом перевода объективных общественных потребностей в практику деятельности больших социальных групп и государства. •.•••.
Содержание политики сложно и многопланово. Оно представлено и отношениями между различными субъектами по поводу государственной власти, и формируемыми на этой основе нормами.
'v Условно все политические отношения можно подразделить на т р и
группы. •
^Первая группа — внутриорганизационные отношения между членами политического объединения по поводу удовлетворения корпоративных интересов с помощью государственной власти. !!,>-.Вторая группа — межинституциональные отношения между классами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управления.
^Третья группа — отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом как единым социально-политическим организмом.
, ^Политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях данных отношений. На первом — они выражаются прежде всего в различного рода программных документах и декларациях; на втором — в межпартийных соглашениях; на третьем — в общенациональных государственно-властных решениях.
' Политические нормы обязательны лишь для субъектов определенного социально-политического объединения. Для управления обществом, регулирования наиболее значимых отношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право. Без него и политика не только не может быть реализована, но и успешно выработана. Лишь через право пришедшая к власти социальная группа может обеспечить свои интересы, придать своей воле всеобщее значение, сделать ее обязательной для исполнения всеми членами общества. « Государственная политика «разговаривает» со своими гражданами на языке права. В этой связи в обыденной жизни формируется представление: будто только государство создает право и меняет его содержание произвольно, по своему усмотрению.
'-': Однако эти взгляды не бесспорны. Право не является возведенной б;закон волей государства, оно лишь формируется им как органом общенационального представительства. Государство оформляет право в виде общеобязательных актов и координирует деятельность иных субъектов политической системы в сфере правотворчества. Его содержание зависит от многообразных объективных и субъективных причин, находящихся за пределами государства. Современное право по своей сущности есть сбалансированная воля всего общества, всех егр социальных групп и слоев, воля, превращающая государство из всевластного господина в контролируемого слугу, общества. . . , .
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Право используется государством для:
. • закрепления политической власти и ее структурной организа-
;, ции; . •. , ,
,, • руководства хозяйственной, экономической жизнью страны , ор
ганизации и регулирования производственной деятельности;
. • установления порядка распределения и обмена продуктами
,. труда, ценообразования, формирования и распределения нацио
нального дохода; , . ,
• регулирования социально-политических и национальных отно
шений между различными социальными группами;
• борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, пре
ступностью; :
i • упорядочения внешнеполитических отношений.
Конечно, деятельность государства воплощается не только в правовых, но и в организационных формах. Однако и эта деятельность должна быть основана на праве, она не может находиться с ним в противоречии. :
Право — относительно самостоятельное явление общественной жизни. Эта самостоятельность позволяет ему влиять на политику, устанавливать границы социально значимой деятельности государства, гарантировать общество от узурпации политической власти. Правовая форма обеспечивает доступ к государственному управлению широких слоев населения, их возможность влиять на выработку наиболее важных социально значимых решений. Она устанавливает обязанность государства обеспечивать безопасность личности, ее права и свободы.
В процессе исторического развития общества степень использования права была различной. Однако по мере усложнения общественной жизни, совершенствования самого права и его возможностей наблюдается устойчивая тенденция к повышению роли права во всех сферах деятельности человека. В то же время законодатель не должен допускать чрезмерности правового регулирования, преувеличивать возможности права, что, к сожалению, происходит на практике.
Часто законодатель, не взвешивая возможности других социальных регуляторов, не выявив истоки неэффективности действующих правовых норм (которые могут быть связаны с социально-экономическими и политическими факторами, с недостаточным контролем или иными, не юридическими, обстоятельствами), пытается создавать все новые и новые правовые нормы, не решающие, однако, современных проблем.
Следует иметь в виду, что чрезмерность правовой регламентации не тождественна простому арифметическому (количественному) увеличению числа или объема принимаемых норм. Оно может выражаться и в избыточном использовании той или иной формы (когда издаются
многочисленные правовые акты одного уровня, противоречащие друг яругу, когда проводится необоснованное параллельное регулирование родственных отношений и т. д.) или в зарегулированности по содержанию (когда осуществляется ненужное, необоснованное юридическое вмешательство в общественную жизнь). Избыточность правовых норм только дезорганизует поведение людей, сковывает их инициативу. Они теряют необходимые ориентиры.
•I, Вопрос о достаточности использования правовых средств решается конкретно-исторически в зависимости от общественных потребностей, условий, методов управления. Так, низкая квалификация государственных служащих, невысокая степень знаний правовой материи требу-ет,;более детального, конкретного правового регламентирования. В свою очередь,;казуистическое регулирование объективно не может учесть всего многообразия жизненных ситуаций и требует все большей модификации и количества правовых норм.
'• ; Поскольку право оказывает активное обратное воздействие на экономику и социальные процессы, необходима выработка научно обоснованной правовой политики, соединяющей возможности политики и права. Законодателям необходимо определиться, какие жизненно важные отношения нужно регулировать с помощью права, какими методами и с помощью каких средств, как обеспечить правовое воспитание населения, повысить уровень его правовой культуры. В этой связи должна быть четко перераспределена компетенция правотворческих органов, чтобы не было необоснованного дублирования и возникающих на этой основе противоречий, чтобы содержание принимаемых актов соответствовало как закономерностям функционирования природы и общества, так и закономерностям действия самого права.
:••" В демократически развитых государствах субъектами выработки правовой политики становятся, хотя и в разной степени, все участники политической системы: государство, политические партии, союзы, движения и т. д. Причем основную нагрузку в этой деятельности берет на себя государство.. Оно организует формирование правовой политики и претворяет ее в жизнь через систему правоприменительных органов. Следует иметь в виду, что формирование правовой политики не;ограничивается процессами правотворчества и правового воспитания. Она детализируется, конкретизируется, а порой и весьма суще-ственно изменяется в процессе \ реализации права. Именно об этом свидетельствует практика деятельности нашего государства и других государств мирового сообщества. С помощью правовой политики Можно как стимулировать, так и тормозить развитие социально-экономических процессов;.
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
В тоталитарных же государствах правовая политика вырабатывается правящей партией или политической группировкой, подчинившей себе всю политическую систему, включая государство. Возможности иных субъектов минимальны или исключены вовсе. Правовые акты при этом часто просто подменяются политическими решениями.
Политика и право настолько тесно переплетаются и взаимодействуют при регулировании социально значимых отношений, что специального рассмотрения заслуживает вопрос об их общих и отличительных свойствах.
Общность политики и права:
1. Единые причины, истоки формирования, а также единое назначение, цель, состоящая в регулятивном обеспечении устойчивости, стабильности существования и развития социальной системы. И политика, и право представляют собой своеобразную реакцию общества на чрезмерное неравенство людей, грозящее взорвать социальную общность.
Само по себе неравенство является естественным сопоставительным свойством человека, обусловлено его природно-биологическими и социальными факторами. При определенных условиях оно даже становится мощным стимулом к самосовершенствованию индивида, к прогрессивному развитию общества в целом. Однако по достижении критической массы социальное неравенство вступает в противоречие с закономерностями существования той, или иной социальной общности, становится препятствием ее нормальному, стабильному функционированию.
Право и государство как важнейшие инструменты и объекты политики сформировались в результате перехода человечества от экономики потребительской к экономике производящей, когда специализация труда привела к невиданному повышению производительности, получению относительного избытка товаров, появлению автономной, и в известной мере свободной от общества личности. Сменилась система зависимостей.
Если раньше человек полностью зависел от общества, мог выжить только в первобытном коллективе, то теперь его положение стало зависеть как от собственных возможностей, так и от своеобразия индивидуальных отношений с другими членами сообщества. В связи с сосредоточением собственности у отдельных лиц биологическое неравенство дополняется и обостряется неравенством социальным. • Реагируя на усложнение социальной действительности и гарантируя самосохранение и управляемость социальной системы, общество выработало правовые и политические регуляторы. С их помощью обеспечивается эквивалентность отношений между людьми, согласовываются наиболее значимые интересы, гарантируется независимость лич-
ности, ее свобода от посягательств со стороны других индивидов и их сообществ. Политические регуляторы способствуют становлению стабильности социальной системы в целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства.
2. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия, демографические процессы и т.д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных, национально-культурных и т.п.) факторов объективного и субъективного порядка.
J3 различных политических и правовых системах набор этих факто-
ррв^и степень их детерминации отличаются национальной специфи
кой. ,|Сроме тогр, мнргие из них не действуют непосредственно. Их
влияние может быть стихийным/ неуправляемым и осуществляться
через другие явления и процессы. Особенно это относится к природ
ным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через соци
альные факторы. !
' .На определяющее влияние экономики уже обращалось внимание, отмечалось, что даже незначительные изменения в отношениях собственности вызывают адекватное отражение в политико-правовых явлениях и процессах. В современной России разгосударствление собственности и приватизация вызвали невиданное по масштабам социальное расслоение общества, изменение политической системы, перестройку государственного и правового механизмов.
Чтобы реально воздействовать на политические и правовые процес
сы, ^потребности экономики проходят через сознание человека и выра
жаются в системе философских, нравственных, религиозных, эстети
ческих и иных взглядов, отражающих действительность в истинной
или ложной форме. Создается определенная идеология как представ
ления различных социальных групп о должном развитии обществен-
ных'отношений. : ;|
;,Особая роль в этом идеологическом многообразии отводится гос
подствующей идеологии. В государственно организованном обществе
таковой является идеология класса или социальной группы, обладаю
щей политической властью. Именно она предопределяет основное со
держание политики и права, становится цементирующим социально-
психологическим началом, обеспечивающим единство организованно
го и; целенаправленного функционирования политической и правовой
систем. . . . • . •' . .. ,-.',.•,.,..
Выработанная на основе согласования наиболее существенных ин- I тересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения общенациональных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые установки воспринимаются населени-емсудовлетворением и реализуются с максимальной эффективностью.
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Тема 9. Соотношение права, политики и экономики
Общность политики и права во многом предопределяется и особен
ностями национальной культуры, которая отражает менталитет, харак
тер общения и своеобразие различных сторон общественной жизни
того или иного народа. Она определяет самобытность- национальных,
политических и правовых систем. : • • \.