Политика культурной революции
В конце 20-х и в 30-е годы продолжалось развитие белорусской советской литературы. Она стала более глубоко и более достоверно и убедительно отражать жизнь людей, шире стал ее тематический диапазон, выше идейно-художественный уровень. Этому во многом способствовала перестройка писательских организаций, проходившая в стране в 1932—1934г.г., и создание на базе ранее существовавших организаций единой писательской организации в республике — Союза писателей БССР.
В белорусской литературе 30-х годов нашли отражение те перемены, которые произошли в исторической судьбе белорусского народа. Ведущее место в произведениях белорусских писателей этих лет заняла героика революционной борьбы и строительства новой жизни, дружба народов, коллективный труд, защита Родины и другие прогрессивные явления. Я.Колас написал повесть «Трясина», К.Крапива — пьесу «Партизаны», посвященные борьбе белорусских партизан в годы гражданской войны. Теме борьбы трудящихся против империалистической войны, за победу социалистической революции были посвящены пьеса Я.Коласа «Война войне», книги П.Головача «Сквозь годы» и З.Бядули «Приближенные», поэма П.Бровки «Через годы и степь» и другие произведения. Социалистическая новь ранее отсталой деревни нашла отражение в поэме Я.Купалы «Над рекой Орессой». Стихи о людях колхозного села написали Я.Купала, Я.Колас, П.Бровка, А.Кулешов, М.Чарот, П.Панченко.
Все более широкое отражение в белорусской литературе находило формирование новых отношений между людьми. Теме нового человека, становлению нового общественного сознания и морали были посвящены романы и повести Я.Коласа, К.Крапивы, П.Головача, М.Лынькова, Э.Самуйленка, поэмы А.Кулешова. Особенно много внимания этой проблеме было уделено в романах «Отчизна», «Третье поколение», повести «Люба Лукьянская» и других произведениях К.Чорного, которые отличались глубоким проникновением в психологию и философским осмыслением жизни.
Теме защиты Родины были посвящены поэмы П.Глебки «В те дни», А.Кулешова «Баранов Василь», повесть А.Самуйленка «Теория Каленбрун». Против отрицательных явлений жизни были направлены сатирические басни и пьесы К.Крапивы. Значительным событием в белорусской драматургии было появление в 1939г. его комедии «Кто смеется последним», в которой нещадно высмеивались авантюристы, клеветники, лжеученые.
Таким образом, белорусская литература в конце 20-х — 30-е годы прочно становилась на позиции социалистического реализма и вместе с литературой народов СССР являлась активной силой в борьбе за передовые общественные идеалы, за нового человека, за социализм.
В предвоенные годы в БССР значительное развитие получило и белорусское театральное искусство. Ведущее место среди театральных коллективов в это время занимал Первый Белорусский государственный театр, где трудились и творили такие выдающиеся мастера сцены, как В.Крылович, В.Владомирский, Г.Глебов, В.Платонов, Л.Ржецкая, И.Жданович, Л.Рахленко и др. Возглавлял коллектив театра Е.Мирович. На сцене театра ставились пьесы современных белорусских, русских и украинских драматургов, русской и зарубежной классики. Среди лучших постановок театра были «Запоют веретена» Е.Мировича, «Гута» Г.Кобеца, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова, «Гибель волка» Э.Самуйленка, «Партизаны» К.Крапивы, «Волки и овцы» А.Островского и др.
Росло сценическое мастерство коллектива Второго Белорусского государственного театра в Витебске. В театре выросли талантливые артисты П.Молчанов, А.Ильинский, Н. Звездочетов, П.Иванов и др. К лучшим постановкам театра относились «Рельсы гудят» В.Киршона, «Разлом» В.Лавренева, «Первая конная» Вс.Вишневского, «Война войне» и «В пущах Полесья» Я.Коласа, «Бесприданница» А.Островского и др.
Большую работу по культурному обслуживанию жителей села проводил Белорусский государственный передвижной театр под руководством В.Голубка. В 1932г. он был реорганизован в Третий Белорусский государственный театр в Гомеле. Популярностью пользовались произведения для детей Я.Мавра.
В 30-е годы были созданы Русский драматический театр в Минске, театры рабочей молодежи в Минске, Гомеле и Витебске, Театр юного зрителя в Минске, колхозно-совхозные театры в Борисове, Мозыре, Слуцке, Бобруйске, Речице, Дзержинске.
Во второй половине 30-х годов значительный шаг в своем развитии сделало музыкальное искусство Белоруссии. Этому способствовало открытие в 1932г. Белорусской государственной консерватории, в 1933г. — Белорусского театра оперы и балета, в 1937г. — Белорусской государственной филармонии. Осваивая классическое наследие, коллектив театра оперы и балета поставил оперы «Князь Игорь» А.Бородина, «Риголетто» Дж.Верди, «Красный мак» Р.Глиэра, «Тихий Дон» И.Дзержинского, балеты «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева и др. Некоторые из них получили высокую оценку критики. В театре выросли способные исполнители Л.Александровская, Р.Млодек, М.Денисов, И.Болотин, И.Муромцев, П.Калиновский, А.Николаева и др.
В конце 20-х — 30-е годы улучшили свое профессиональное мастерство белорусские композиторы Н.Чуркин, В.Золотарев, Л.Туренков, Н.Аладов, П.Подковыров, Е.Тикоцкий, Г.Пукст и др. В это время они создали ряд новых музыкальных произведений — симфоний, сюит, пьес, что послужило подготовкой к созданию белорусской национальной оперы и балета. В 1936—1938г.г. были написаны оперы «Цветок счастья» А.Туренкова, «В пущах Полесья» А.Богатырева, «Михась Подгорный» Е.Тикоцкого. В них нашли художественное отражение народная борьба за свое освобождение, становление нового советского человека, его стремление к лучшему будущему. В 1938—1940г.г. Белорусский театр оперы и балета осуществил их постановку. Тогда же
был поставлен и первый белорусский балет «Соловей» М.Крошнера. Это положило начало сценической жизни произведений белорусской музыкальной драматургии.
В конце 20-х — начале 30-х годов происходило становление белорусского художественного кино. Лучшими фильмами немого кино были «До завтра» Ю.Тарича, «Кастусь Калиновский» В.Гардина, «Сосны шумят» Л.Молчанова, «В огне рожденная» В.Корш-Саблина. Преодолевая формалистические тенденции, бытовавшие в конце 20-х — начале 30-х годов, белорусские кинематографисты шли к созданию реалистических художественных кинопроизведений. К числу фильмов, созданных в 30-е годы, относятся «Первый взвод» и «Золотые огни» В.Корш-Саблина, «Балтийцы» А.Файнциммера, «Полесские робинзоны» И.Бахара и Л.Молчанова и др.
Героика революционной борьбы народа, социалистические преобразования, новый человек и новая жизнь составили основу тематики произведений изобразительного искусства. В конце 20-х — 30-е годы белорусские художники создавали ряд новых произведений. В.Волков написал картины «Партизаны», «Плотогоны», «Передача опыта», И.Ахремчик — «Торф для Осинторфа», «Подписание манифеста о создании БССР», «Вступление Красной Армии в Минск», М.Флиппович — «Баррикады. 1905 год в Минске» , Е.Красовский — «Трамвай в рабочий квартал», К.Космачев — «В подпольной типографии», Е.Зайцев — «Чапаев», «Вступление Красной Армии в Минск в 1920 г.», И.Давидович — «Курловский расстрел» и др. И.Ахремчик, Я.Кругер, Е.Тихонович создали серию портретов белорусских писателей, политических деятелей, передовиков производства.
В 30-е годы значительно возросло творчество белорусских скульпторов. А.Грубе создал работы «Ленин на трибуне», «Трактористка», памятник Ф.Э.Дзержинскому в Дзержинске, А.Бразер — скульптуру «Кастусь Калиновский», А.Глебов — скульптурную композицию «Изгнание белополяков», «Памятник освобождения Белоруссии», М.Манизер — памятник В.И.Ленину в Минске, А.Орлов — скульптурную группу «Пограничник и колхозница», З.Азгур — серию портретов-бюстов Я.Купалы, Я.Коласа, З.Бядули и др. Большим успехом белорусских скульпторов было оформление Дома правительства, выполненное в 1933—1937г.г. под руководством М.Манизера — М.Керзиным, А.Бембелем, З.Азгуром, А.Глебовым, Г.Измайловым.
В 30-е годы были достигнуты определенные успехи и в области архитектуры. По проекту А.Лангбарда в 1930—1934г.г. в Минске были построены Дом правительства, Дом Красной Армии, Большой театр оперы и балета, по проектам А.Воинова и В.Вараксина были возведены Дворец пионеров, А.Воинова — гостиница «Беларусь», здание ЦК КП(б)Б и др. В эти же годы была проведена значительная работа по реконструкции Минска, Витебска, Гомеля, Могилева.
Наряду с профессиональным искусством в республике в эти годы бурно развивалось народное творчество. В городах и деревнях, при Дворцах культуры, клубах, народных домах, избах-читальнях и других культурно-просветительных учреждениях работали тысячи самодеятельных музыкальных, хоровых драматических и литературных кружков.