Сводка материалов статистического наблюдения
Вторым этапом любого статистического наблюдения является сводка материалов наблюдения.
Сводка представляет собой комплекс действий по упорядочению и обработке первичных статистических материалов в целях выявления типических черт и закономерностей изучаемых явлений и процессов, присущих изучаемому явлению в целом.
Задача сводки - охарактеризовать изучаемый предмет с помощью системы статистических показателей, выявить и измерить его существенные черты и закономерности.
Различают сводку в узком и широком смысле слова. Под сводкой в узком смысле слова понимают механическую систематизацию данных, т.е. подсчет групповых и общих итогов. Под сводкой в широком смысле слова понимают осмысленный процесс обобщения результатов наблюдения, т.е. в широком смысле слова сводка включает не только подсчет групповых и общих итогов, но и группировку единиц совокупности, характеристику этих групп системой показателей, построение таблиц и графиков.
Успех статистической сводки во многом зависит от ее программы и плана проведения.
Программа статистической сводки содержит:
- перечень групп, на которые будет разбита совокупность;
- границы выделяемых групп по установленным признакам группировки;
- систему показателей, используемых для характеристики совокупности в целом и отдельных ее частей и методику их расчета;
- систему макетов разработочных таблиц.
План проведения сводки наряду с программой предусматривает ее организацию. В плане указываются:
- последовательность и сроки выполнения отдельных частей сводки;
- исполнители отдельных видов работ;
- порядок изложения результатов сводки.
Основным звеном статистической сводки является статистическая группировка. Группировка - это не только основное, это главное, что позволяет систематизировать материал наблюдения, подготовить его к анализу и выявить, в конечном итоге, какие-то закономерности изучаемых явлений и процессов.
Группировки и их виды
Группировка - это распределение единиц совокупности по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношениях и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности или проанализировать связи между отдельными признаками.
Группировки, в отличие от других статистических методов, выполняют две функции: во-первых, являются самостоятельным методом познания социально-экономических явлений и процессов; во-вторых, являются приемом, предопределяющим границы и возможности использования других статистических методов (средних величин, дисперсионного анализа, КРА и др. ).
При группировке единиц совокупности следует соблюдать следующие требования:
- количество единиц в группах должно быть достаточным для получения надежных характеристик;
- единицы в образованных группах должны быть статистически однородными по группировочному признаку;
- выделенные группы должны существенно отличаться друг от друга по величине группировочного признака..
Группировки классифицируются по различным признакам:
1. По числу группировочных признаков различают группировки простые и сложные.
Простые (одномерные) группировки проводятся по одному признаку (распределение студентов по полу).
Сложные (комбинационные, многомерные) - это результат группировки по двум и более признакам.
Если группы, образованные по одному признаку, делятся затем на подгруппы по второму и т.д. признакам, взятых в комбинации, то такая группировка называется комбинационной (распределение студентов по полу и по семейному положению).
Многомерная группировка основана на измерении сходства или различия между объектами (единицами): единицы, отнесенные к одной группе (классу) отличаются между собой меньше, чем единицы, отнесенные к разным группам (классам). Мерой близости (сходства) между объектами служат различные критерии (евклидово расстояние и др.). Примером такой группировки служит распределение банков по ряду показателей, используемых для оценки рейтинга банка.
2. По характеру группируемого материала различают группировки первичные и вторичные.
Первичная группировка - это непосредственная группировка данных статистического наблюдения.
Вторичная группировка- это перегруппировка ранее сгруппированных данных. Необходимость вторичной группировки возникает в следующих случаях: во-первых, если ранее произведенная группировка не удовлетворяет целям исследования в отношении числа групп; во-вторых, для сравнения данных, относящимся к различным территориям, если первичная группировка была произведена по разным группировочным признакам или по разным интервалам.
3. В зависимости от типа решаемых задач различают группировки типологические, структурные и аналитические.
Типологической называется группировка, приводящая к выделению социально-экономических типов. Примерами типологических группировок являются: распределение занятого населения Украины по сферам деятельности,
распределение предприятий по формам собственности и др.
Структурной называется группировка, цель которой расчленение единиц однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по определенным признакам. Структурными являются группировки, характеризующие структуру студентов по возрасту, размеру стипендии и др.
Аналитическаягруппировка проводится по двум и более признакам и ставит своей целью выявление взаимосвязи между изучаемыми признаками (например, установление зависимости между размером стипендии и средним баллом в предыдущей сессии). При аналитической группировке, прежде всего, нужно выбрать какие-то два признака (показателя), при котором один зависит от другого. Признак (показатель), от которого зависит другой называется признак-фактор (средний балл в сессии). Признак, который зависит от фактора, называется зависимым (результативным) признаком (размер стипендии).
При применении метода группировок решаются следующие основные вопросы:
1 Выбор группировочного признака.
2 Определение числа групп, на которые будет расчленена совокупность.
3. Установление границ образуемые групп.
Рассмотрим более подробно как решается каждый из этих вопросов.
Группы образуются либо по качественному ( пол, семейное положение, форма собственности и др.), либо по количественному (возраст, размер дохода и др.) признакам.
При группировке по качественному (атрибутивному) признаку число групп и их название определяется содержанием самого группировочного признака. Границы интервалов такой группировки устанавливаются таким образом, чтобы достичь конечной цели группировки, а именно, внутри групп единицы должны быть однородными в качественном отношении, но группы должны отличаться друг от друга. Нужно найти такие значения уровней признака, переход через которые означает переход к иному социально-экономическому типу. Ограниченное число групп может быть образовано по таким признакам: пол, семейное положение, образование и др.
Если атрибутивный признак имеет ограниченное число наименований ( профессия, форма собственности и др. ), то прибегают к классификациям.
Классификация - это общепринятый методологический стандарт расчленения совокупности на однородные группы, устанавливаемый на определенный промежуток времени (например, классификация форм собственности, видов экономической деятельности и др.). Провести четкую границу между классификацией и группировкой не всегда возможно, поскольку они выполняют однотипные функции. При классификации в отличие от группировки, группировочные признаки предопределены, и вопрос об их выборе отпадает; четко сформулированы требования и условия отнесения единиц совокупности к той или иной группе.
При группировке по количественному признаку число групп и границы образуемых групп зависят: во-первых, от пределов варьирования группировочного признака; во-вторых, от численности единиц изучаемой совокупности. Зависимость между числом групп ( n ) и численностью единиц совокупности
( N ) выражается формулой Стерджесса : n = 1 + 3,322 lgN. Эта зависимость может служить ориентиром при определении числа групп в том случае, если распределение единиц совокупности по данному признаку приближается к нормальному и применяются равные интервалы в группах. На основании формулы Стерджесса количество групп и число единиц совокупности соотносятся следующим образом:
N | 15-24 | 25-44 | 45-89 | 90-179 | 180-359 | 360-719 | 720-1439 |
n |
При определении числа групп необходимо стремиться к тому, чтобы не исчезли особенности изучаемого явления. Практика показывает, что количество групп не должно быть очень большим, но и не очень малым. Следует также помнить, что в каждую группу должно попасть достаточно большое число единиц совокупности.
При решении вопроса о численности единиц в группах нужно руководствоваться не формальными соображениями, а знанием сущности изучаемого явления. Если групп будет мало, то внутри каждой группы будут явно неоднородные единицы. Если же количество групп будет относительно большим, то могут быть группы с малым числом единиц (непредставительные).
После определения числа групп при группировке по количественному признаку возникает вопрос о размере интервала.
Интервалом называется разность между наибольшим и наименьшим значениями признаками в каждой группе. В зависимости от характера распределения единиц совокупности по изучаемому признаку могут быть выделены группы с равными и неравными интервалами.
Равные интервалы применяются тогда, когда вариация признака проявляется в сравнительно узких границах и распределение единиц совокупности носит более или менее равномерный характер ( например, распределение студентов по возрасту, рабочих по стажу работы и т.д.). Величина интервала ( h ) при группировке с равными интервалами определяется по формуле :
где x max и x min - соответственно максимальное и минимальное значение
группировочного признака; n - число групп.
Технически удобнее иметь дела с равными интервалами, но это далеко не всегда представляется возможным из-за свойств изучаемых явлений и процессов. Поэтому часто в исследованиях, когда варьирование признака осуществляется неравномерно и в очень широких пределах, прибегают к неравным интервалам (прогрессивно увеличивающимся или специализированным), что обусловлено природой изучаемых явлений. Примером таких группировок служит распределение предприятий по размеру задолженности в бюджет, банков по размеру активов и т.д.
Интервалы могут быть замкнутыми (указана нижняя и верхняя границы) и открытыми (указана одна из границ групп). Открытые интервалы применяются только для крайних групп. При группировке с неравными интервалами желательно образовывать группы с замкнутыми интервалами.
Рассмотрим технику группировки на конкретном примере.
Задача. Имеются данные по 20 магазинам города за отчетный период:
№ мага- зина | Розничный товарооборот, тыс. грн. | Издержки обращения, тыс. грн. | № мага-зина | Розничный товарооборот, тыс. грн. | Издержки обращения, тыс. грн. |
Для изучения зависимости между размером товарооборота и издержками обращения произведите группировку магазинов по размеру товарооборота, образовав пять групп магазинов с равными интервалами. Результаты группировки представьте в виде таблицы. По каждой группе и в целом подсчитайте :
1) число магазинов;
2) размер товарооборота - всего и в среднем на один магазин;
3) издержки обращения - всего и в среднем на один магазин;
4) относительный уровень издержек обращения ( удельный вес издержек обращения в общем объеме розничного товарооборота).
Сделайте выводы. Изобразите ряд распределения графически в виде гистрограммы и кумуляты.
Р е ш е н и е
Произведем группировку магазинов по размеру товарооборота, образовав пять групп с равными интервалами. Ширину интервала определяем по формуле:
, где - минимальное и максимальное значение величины
розничного товарооборота;
- число групп.
Для задачи = 5; = 825 ( тыс.грн. ); = 200 (тыс.грн. ). Ширина интервала составит:
Прибавляя к минимальному значению ширину интервала, определим верхние границы каждой группы:
I 200 + 125 = 325 ( тыс. грн. )
II 325 + 125 = 450 ( тыс. грн. )
III 450 + 125 = 575 ( тыс. грн. )
IY 575 + 125 = 700 ( тыс. грн. )
Y 700 + 125 = 825 ( тыс. грн. )
Составим и заполним вспомогательную разработочную таблицу для подсчета числа магазинов, размера розничного товарооборота и издержек обращения в каждой из групп * ( табл. 3 ).
Таблица 3
Группы магазинов по размеру розничного товарооборота, тыс. грн. | Номер магазина | Розничный товарооборот, тыс. грн. | Издержки обращения, тыс. грн. |
А | |||
I 200 - 325 | |||
Итого | - | ||
II 325 - 450 | |||
Итого | - | ||
III 450 – 575 | |||
Итого | - | ||
IY 575 – 700 | |||
Итого | - | ||
Y 700 – 825 | |||
Итого | - | ||
Всего | - |
Итоги таблицы занесем в общую групповую таблицу, в которой наряду с исчисленными показателями, определим размер товарооборота и издержек обращения в среднем на один магазин, а также относительный уровень издержек обращения.
Таблица 4
Распределение магазинов по размеру розничного товарооборота
Группы магазинов поразмеру розничного товарооборотатысгрн | Число магазинов | Розничный товарооброт, тыс. грн. | Издержки обращения, тыс. грн. | Относительный уровень издержекобращения | ||
всего | в среднем на один магазин | всего | в среднем на один магазин | |||
А | 3 = 2 : 1 | 5 = 4 : 1 | 6=(4:2)х100 | |||
200 – 325 | 241,00 | 16,33 | 6,78 | |||
325 – 450 | 401,00 | 29,25 | 7,29 | |||
450 – 575 | 523,00 | 33,17 | 6,34 | |||
575 – 700 | 634,40 | 39,20 | 6,18 | |||
700 - 825 | 780,50 | 41,50 | 5,32 | |||
Итого | 509,90 | 32,20 | 6,31 |
_______________
*При сводке с карточек (фишек) результат может быть занесен в статистические таблицы непосредственно, минуя вспомогательные таблицы.
Группировка магазинов города по размеру розничного товарооборота показывает, что при увеличении объема розничного товарооборота относительный уровень издержек обращения снижается. Так, в группе магазинов с наивысшим размером товарооборота удельный вес издержек обращения в объеме розничного товарооборота - наименьший.
Для графического изображения интервального ряда распределения в виде гистограммы и кумуляты заполним вспомогательную таблицу 5:
Таблица 5
Распределение магазинов города по размеру розничного
товарооборота
Группымагазинов поразмерурозничного товарооборотатысгрн | Число магазинов | Кумулятивное накопленное числомагазинов | |
единиц | в % к итогу | ||
А | |||
200 – 325 | |||
325 – 450 | 7 = ( 3 + 4 ) | ||
450 – 575 | 13 = ( 7 + 6 ) | ||
575 – 700 | 18 = ( 13 + 5 ) | ||
700 - 825 | 20 = ( 18 +2 ) | ||
Итого | Х |
Рис.1. Гистограмма распределения магазинов города по раз меру
розничного товарооборота.
Рис.2. Кумулята распределения магазинов города по размеру розничного товарооборота.