Дэнни Шугермэн Беверли Хиллз, Калифорния 11 страница
Через полчаса позвонила официантка, и он просил её немедленно к нему приехать. Она примчалась в мотель , и Джим начал рыдать.
Я не хочу никого обидеть, - говорил он, - я не хочу никого обидеть.
Она спросила, что он имеет в виду. Но он только плакал:
Я не хочу никого обидеть, я не хочу...
Никто не был обижен, а через несколько дней машину отбуксировали в ремонтную мастерскую на Беверли Хиллз .
На следующей неделе, в пятницу 13 декабря “Doors” впервые со времён “Hollywood Bowl” выступили дома, первым номером в 18-тысячном “Forum”. Днём группа записывала первые песни для своего четвёртого альбома , и Джим покинул студию “Elektra” за пару часов до того, как за ним должен был приехать лимузин. Со своим братом Энди, которому было теперь девятнадцать лет и который приехал из Сан-Диего, он прошёл квартал до винного магазина, где купил шесть бутылок пива и поллитра водки; всё это он выпил по возвращении на автостоянку “Elektra”, причём, допивая каждую бутылку, он разбивал её о стену.
Концертный менеджер прекрасно сделал свою работу по подготовке шоу. Местное телевидение показывало Моррисона в блестящей коже, рекламируя концерты на несколько недель вперёд , афиши покрыли весь Лос-Анджелес от пляжного сообщества до Западного Голливуда, где городские радиостанции прожужжали все уши: “Doors” вернулись! Арена была готова , надежды - радужны.
Публика не обратила внимания на начало концерта, выступление китайского фолк-музыканта, которого ввёл в программу Рэй (приглашение Рэем статиста вызвало больше аплодисментов, чем целое отделение, показанное музыкантом), улюлюкала под Джерри Ли Льюиса каждый раз , когда игралась песня в стиле кантри, а когда вышли “Doors”, требовала при каждой возможности “Зажги мой огонь”. Кто-то бросил на сцену бенгальский огонь, едва не попав в
Джима. Джим подошёл к краю сцены.
Эй, парень, - крикнул он в толпу, и его голос прогремел через тридцать два гигантских новых усилителя , сделанные Винсом, - убери это траханное дерьмо. - Публика была на взводе . - Заткни себе задницу. - Это была микстура страстного желания, смеха и нарушенного “всё в порядке”.
Что вы здесь делаете? - спросил Джим. - Зачем вы сегодня сюда пришли? - Ответа не было. Это было не то, чего ожидала публика, и Джим это знал.
Ну да, мы можем всю ночь играть музыку, но это ведь не то, чего вы на самом деле хотите, не правда ли? Вы хотите чего-то ещё, чего-то большего, чего-то более великого, чем то, что вы видели раньше , верно?
Публика ревела.
Ну, чёрт с вами. Мы пришли играть музыку.
Группа начала “Празднование Ящерицы”. Резкое, зловещее вступление приглашало публику принять в нём участие , но этого никто не делал. Как только музыканты добрались до основной части этой песни , публика стала внимательнее. Представление было безупречно слова усиливались и доносились с непривычным проявлением страсти. Джим не танцевал. Он даже не прыгал. И ни разу не вскрикнул. Закончив с маракасами, он положил их обратно на барабанную установку. Песня длилась около 40 минут, и, когда она закончилась, публика сидела неподвижно . Не было восстания... не было овации... Немного аплодисментов. Музыканты на прощание не поклонились и не помахали руками - они молча ушли со сцены прямо в раздевалку. А толпа сидела оглушённая. Затем зрители по одному стали медленно выходить из огромного зала в ночной Лос -Анджелес.
После этого Джима и Памелу не пустили на пресс-конференцию, потому что секьюрити их не узнали, а их имён не было в списке гостей. Джим, однако, не разозлился, как этого ожидала Памела. Вместо этого он повернул дело в шутку.
Но у меня есть друзья в высоких сферах, - сказал он охране.
Это ещё ничего не значит, войти нельзя.
Вскоре Джима узнали и проводили внутрь. Толпа окружила его и Памелу.
После вечера он, его брат и Памела играли пивными банками в футбол на огромной тихой и пустой автостоянке у “Forum”.
Несколько месяцев Билл Грэхэм уговаривал “Doors” вернуться в “Fillmore East” в Нью-Йорк, но Билл Сиддонз постоянно говорил “нет”. Когда “Doors” в следующий раз отправятся на восток , говорил он, они будут играть в “Madison Square Garden”, в зале, название которого и двадцатитысячная вместимость сделали его самым престижным и доходным концертным залом в городе . Грэхэм заметил:
Это было ещё до тебя, Билл, я был единственным, кто пригласил “Doors” в “Fillmore” в СанФранциско, ещё до того, как у них появился хит, я дал им первый шанс.
Да, верно, Билл, - парировал Сиддонз. - Я думаю, ты заплатил им 350 долларов.
- Слушай, а ты дерьмо...
Очевидно, беседа ничем не закончилась, и Сиддонз начал переговоры об организации шоу в “Garden” с другим продюсером, не с Грэхэмом. “Doors” будет первой группой, которая перешла из “Fillmore” в “Garden”, и Сиддонз подумал, что Грэхэму это должно понравиться.
Ты ничем не можешь поделиться с публикой на большой площадке, - сказал на прощание Грэхэм. - Ты не можешь ничего сказать о чувствах на кладбище. Я счастлив за ребят, что они так хорошо делают своё дело , но скажи им, что, по моему мнению, играть на больших площадках - плохо для бизнеса.
В середине января 1969-го года “Doors” действительно хорошо делали своё дело. Они действительно были “американскими “Beatles””, Главной Группой Америки. Они перестали играть в залах вместимостью менее 10 тысяч фанов, и их концерт стоил теперь 35 тысяч долларов за вечер или 60% выручки, если так выходило больше. Их последней записи, удивительно традиционной любовной песенке, написанной Робби - “Дотронься до меня” предстояло вскоре стать ещё одним синглом, проданным в количестве миллиона экземпляров, а для разнообразия звучания они взяли с собой в Нью-Йорк бас-гитариста и джазового саксофониста и наняли несколько скрипачей из нью -йоркской филармонии. По результатам читательского опроса журнала “Eye” в этом месяце “Doors” были названы первой группой, а Джим - “самым сексуальным человеком в рок-н-ролле”.
На следующий день после триумфального концерта в “Garden” Джим устроил приём в своём люксе гостиницы “Plaza”. Его усатый помощник из “Elektra” в Лос-Анджелесе, Дэйвид Эндерль , представил его девушке, знакомству с которой, как он думал, Джим будет рад маленькой миловидной блондинке из их нью-йоркского офиса Дайане Гардинер, которая была новой штатной журналисткой . Дайана была привлекательной и общительной девушкой двадцати одного года , бросившей колледж в Калифорнии, которая помогала рекламировать успешные концерты (“Cream”, “Bee Gees”, “Jefferson Airplane”, в частности), но “Doors” и особенно сам Джим Моррисон притягивали её больше всего. Он напился и шутил; она слушала .
Какая разница, - спросил Джим, - между умным карликом и венерической болезнью?
Все присутствующие уставились в пол.
Ну, во-первых, это хитрый карлик...
Дайана попросила Джима выйти в спальню - позвонить одному человеку.
И в комнате:
Слушай, Джим, ты классный парень для прессы и всех остальных, но сейчас ты... чёрт возьми , ты падаешь, а... а мне поручено сделать эту работу, поэтому... Я выйду к ним и скажу, что мы позвонили этому человеку, ты договорился с ним о встрече и должен уйти. Потом ты уйдёшь , а я останусь здесь и извинюсь перед ними. - Дайана взглянула на Джима, который всё это время молчал. - Чёрт возьми, я хочу помочь тебе, ответь мне... пожалуйста, Джим.
Джим был в той же одежде, что и на вчерашнем концерте в “Garden”: неотбеленной льняной рубашке из Мексики , чёрных кожаных джинсах и чёрных ботинках. Он стоял около двери в спальню, опираясь одной рукой о косяк, другая нога чувственно приподнимается, в правой руке виски . Он ответил ей кривой мальчишеской гримасой и боком рухнул на кровать. Джим глянул в тревожное лицо Дайаны.
Я хочу трахнуть тебя, - сказал он, держа одну руку за головой, а другую, с виски - на промежности.
- Конечно, Джим, конечно. - Дайана нервно вышла из комнаты.
В Нью-Йорке рассвело. Было выпито огромное количество алкоголя и съедено шоколадное жареное печенье с гашишем , принесённое Эллен Сэндер - робкой, но весёлой брюнеткой, которая в своей колонке в “Saturday Review” назвала Джима “Микки Маус де Сад”. Было странное ощущение, что все присутствующие так здесь и родились, и уходить никто не собирался . Вдруг Джим рухнул на пол и на коленях пополз к кушетке, на которой сидела Эллен . Он начал раскачиваться взад и вперёд, приближая своё лицо к лицу Эллен.
Спой нам песню, Эллен.
Эллен сжала ноги под кушеткой.
Я не пою, Джим. Моя профессия - быть публикой.
Давай, Эллен, - упрашивал Джим, - пожалуйста, спой нам песню.
В самом деле, Джим, я журналистка, а не певица.
Джим повысил голос и взревел:
Я сказал - пой!
Эллен по-прежнему отказывалась.
Я не пою, это ты поёшь, ты певец, лучше ты спой нам что-нибудь, Джим. - Её голос звучал слабо , умоляюще. - Я всего лишь критик.
Джим продолжал устрашающе раскачиваться взад и вперёд, свирепо и устрашающе глядя на Эллен . В конце концов она запела слабым запуганным голосом первые строчки из битловской “Хей, Джуди”. Всего четыре строчки. Потом все зааплодировали, и снова всё было в порядке. Джим ушёл в спальню и увеличил громкость телевизора - шёл художественный фильм.
Микки Маус де Сад, - фыркнул он сам себе.
Все выходные Джим был в плохом настроении. Выступления в “Garden” прошли хорошо, и вообще поездка была удачной во всех отношениях , но что-то его беспокоило, и он не разговаривал в те выходные в Нью-Йорке с остальными “Doors”. Оказалось, что, когда Джим был в Лондоне с Майклом МакКлюром и Памелой , одно рекламное агентство попросило Джека Холзмана, который всё ещё управлял аудиозаписями “Doors”, разрешить “Buick” использовать в коммерческом ролике “Зажги мой огонь” за 50.000 долларов. Джек сказал, что должен посоветоваться с ребятами. Робби, Джон, Рэй и Билл Сиддонз, не сумев найти Джима, проголосовали без него. Джим услышал “Давай, Buick, зажги мой огонь”, когда вернулся в Соединённые Штаты , и сразу же отправился к Джеку Холзману, зажав его в угол во внутреннем дворике офиса Дэйвида Эндерля, сказав, что он считал песню неприкосновенной, даже если ему надоело исполнять её на публике.
Я хочу тебе объяснить, Джек, я повторяю, я хочу объяснить: не вздумай сделать это ещё раз. Эта песня дорога мне, и я не хочу, чтобы кто-то её использовал.
Песня так никогда и не была продана. Но Джим наказал их молчанием, даже не сказав никому , кроме Джека, что он был очень расстроен всем этим.
Но не только это расстраивало Джима.
Будучи в Нью-Йорке, Джим завёл нового друга - красноречивого и обаятельного Фреда Майроу , который в свои 28 лет был помощником Леонарда Бернштайна, композитором из Нью-Йоркской филармонии. Дэйвид Эндерль специально привёл Фреда в “Plaza”, чтобы познакомить с Джимом .
Джим взял бокал в другую руку, и они обменялись формальным рукопожатием. Джим сразу же потащил Фреда куда -то в сторону, почти заговорщически. Ему много говорили о Фреде Майроу - он был одним из подающих надежды композиторов в мире классического авангарда. Но, как слышал Джим, Фред хотел бросить это дело. Он услышал “Beatles” и решил , что то, чем он занимался, было не совсем то, что надо, и ему захотелось найти более популярные формы. Джим шёл к тому же с другой стороны, но оба хотели почти одного и того же : значительных изменений.
Если в течение года я не найду нового пути для творческого развития, - сказал Джим Фреду, едва они познакомились, - мне останется только ностальгия.
Это заявление произвело большое впечатление на Фреда: он знал, что для художника это было редкостью - предаваться таким мыслям на другой день после огромного успеха. Но судьба , которую Джим со страхом принимал, выходила из моды. Он никогда бы не сказал об этом вслух, разве что самым близким друзьям, но он видел себя революционной фигурой, одним из тех, кто должен был обеспечивать социальное равновесие в противостоянии старшему поколению . Или так казалось. Джиму не хотелось с этим соглашаться, но он был очень похож на своего отца . Их цели, может быть, были противоположны, но у них была одна и та же напористость и одни и те же амбиции.
Джим не стремился быть обязательно вождём революции, но если кто-то должен был им стать , то у Джима всё для этого было. Хоть он и говорил, что некоторые его песни родились из видений , но он всегда догадывался о мятежной и апокалиптической природе этих видений. Когда его фаны и рок-публика стали считать его главной фигурой существующего политического и социального движения , Джим остался внешне равнодушен к этому, но в глубине души был польщён .
Долгое время он считал, что музыкальные записи могут сыграть ту же роль, что книги и печатные манифесты - в предыдущих революциях. Он ещё не убедился в том, что был не прав . Но он чувствовал, что ему нужно найти новое направление, и, договорившись ещё раз встретиться с Фредом Майроу , он вернулся в Лос-Анджелес и стал одним из последователей радикального теоретика драмы, Антонина Арто и тридцати двух членов “Living Theatre”, находящегося в турне по Америке.
Джим был сторонником Театра Жестокости ещё в ФГУ, когда впервые прочитал Арто. Летом 1968-го года он спрашивал Джона Карпентера, журналиста из “Los Angeles Free Press” о его друге, который участвовал в “Living”. Потом он “выкачивал” информацию из Майкла МакКлюра , когда узнал, что Майкл был знаком с основателями театра - Джудит Меймена и Джулианом Беком . В ноябре Джим зачитывался статьёй о группе радикального театра в журнале “Ramparts”, пока не смог пересказать такой пассаж: “Они - не просто исполнители [написанного автором Стефаном Шнеком], а странствующая группа искателей Рая, определяющих Рай как тотальную свободу, практикующих гипноз и пропагандирующих Рай сейчас ; их существование, их функция - в прямом противостоянии тому репрессивному тоталитарному состоянию , которое названо Правопорядком”.
В феврале 1969-го года, узнав о приезде театра в Университетский городок Южной Калифорнии, Джим просил секретаря “Doors” забронировать 16 билетов на каждое из пяти запланированных выступлений , а затем пригласил одного из актёров, Марка Аматина, на обед к себе домой.
Его домом было теперь уютное отдельное здание, которое Джим снял для Памелы на Бичвудских холмах в Голливуде . Джим был груб с Памелой и так и не представил Марка своей “половине”. После обеда он грубо выгнал всех, кроме Марка.
Джим пил и глотал маленькие белые таблетки. Он предложил немного и Марку, ошибочно приняв их за бензадрин. Они безостановочно проговорили до утра.
Марк выплёскивал своё нутро, рассказывая Джиму, как сильно он изменился.
В ночь, когда я увидел “Living”, я привёл с собой домой ещё тринадцать человек, которых я никогда раньше не встречал - я потерял голову после того, как сбросил одежду на сцене. Это было совсем не то , что я мечтал сделать, когда шёл туда. Хорошо! К концу следующего дня я знал , что отныне моя жизнь пойдёт именно в этом направлении. Так я стал постоянным странствующим актёром , и когда кто-нибудь советовал мне снять свои бусы, я советовал тому трахнуть себя, и шёл дальше.
“ Я делал то, что считал своим политическим и духовным миссионерством, - говорит сейчас Марк , - и то, чего искал Джим. Его работа была религиозным опытом, но она стала развлечением , и он был этим страшно не удовлетворён. “Living Theatre” состоял из людей, которые пришли посмотреть, что это такое, и не смогли уйти, и Джим хотел знать об этом больше . Он сказал, что хотел бы найти способ соединить эту политическую миссию с тем, что он делал, но не знал, как это сделать или с чего начать. Он чувствовал - все ждут, что он будет говорить, готовы слушаться каждого его слова, и это была огромная ответственность, но Джим не знал , что им сказать”.
Что же такое есть в “Living”, что вызывает такой энтузиазм? - спросил Марка Джим. - Как можно достичь такого же рода обязанности и преданности ? Что я должен делать?
Череда событий, ведшая непосредственно к уменьшению привлекательности “Doors”, началась вечером в пятницу 28 февраля 1969-го года, когда “Living Theatre” представил на сцене свой революционный “круг силы, Рай сейчас”. Для Джима это представление было сродни землетрясению .
Он с друзьями сидел в первом ряду, как и всю неделю до этого. Пьеса начиналась с “Церемонии Партизанского театра”, в которой актёры были скупы на общение со зрителями, сказав лишь первую из пяти ключевых “расслабляющих” фраз:
Мне не разрешают путешествовать без паспорта.
“Living Theatre” отправился в турне по Соединённым Штатам после четырёх лет самоизгнания в Европе. За это время труппа стала интернациональной по составу, и из первых рук знала неприятности , связанные с пересечением границ. Они вовлекали зрителей в диалог, пытаясь добиться ответа, в муке и разочаровании выкрикивая слова.
Я не могу путешествовать свободно, ездить, как угодно!
Нас разделили с приятелем, меня произвольно отрезали от других!
Ворота Рая закрыты для меня!
Через несколько минут актёры уже были близки к истерике, и театр будто переменился. Джим, как и многие другие, был уже на ногах, выкрикивая лозунги, требуя “Рай Сейчас”.
Актёры тихо ушли, затем вернулись на сцену, выждали минутную паузу, и начали работать снова, теперь со второй фразой.
Я не знаю, как прекратить войны!
И пошло: перечень недовольств, поданных со взрывной энергией.
Вы не можете жить, если у вас нет денег!
Мне не дают курить марихуану!
И наконец:
Мне не дают сбросить с себя одежду!
Само тело, то, из чего мы сделаны, есть табу!
Мы стыдимся того, что наиболее прекрасно, мы боимся того, что наиболее прекрасно!
Мы не можем относиться друг к другу естественно!
Культура подавляет любовь!
Мне не дают сбросить с себя одежду!
Актёры начали раздеваться, снимая одежду, затем стояли на сцене и в проходах, но интимные места были ещё скрыты от публики. Это была активная демонстрация запрета. Когда раздевание достигло “легальных пределов”, актёры выкрикнули ещё раз:
Мне не дают сбросить с себя одежду! Я - за воротами Рая!
В этот момент появилась полиция, и представление прекратилось.
Концерт “Doors” состоялся на следующий день. После него Джим и Пэм собирались вместе провести неделю в доме на Ямайке , который уже был для них готов. Но перед отъездом в аэропорт они поссорились . Затем в аэропорту они поссорились ещё раз, и Джим отправил Памелу домой. Потом он пропустил свой самолёт. Ругаясь и мечтая о бутылке, Джим заказал место в другом самолёте и отправился в бар , где он ждал отлёта и пил. Уже на борту, во время полёта, он выпил столько, насколько смог очаровать стюардессу в первом классе. В Новом Орлеане была промежуточная остановка , где Джим снова отправился в бар и снова пропустил свой самолёт. К тому времени, когда он оформил документы на следующий рейс и позвонил в концертный зал, чтобы сказать ребятам, что немного опоздает, он был пьян.
Джим продолжал пить. Всю дорогу в Майами.
Глава 8
Жаркая, испаряющаяся южная ночь.
Ноги Джима согнуты в коленях. Одной рукой он схватился за огромный чёрный усилитель на сцене справа от него, а в другой руке держал большую бутылку пива, из которой жадно пил. На лице его появилась борода, придававшая ему какую-то мефистофельскую силу. Тёмная рубашка без воротника надета поверх чёрных кожаных штанов, чтобы спрятать выпирающий живот . Джим курил, искоса поглядывая на аудиторию.
Было несколько минут одиннадцатого, когда Джим выпил последнюю порцию пива. “Doors” задержали концерт больше, чем на час, и обстановка в зале была весьма накалённой.
Это было первое выступление группы во Флориде - результат их первого места в списке популярности университетского городка в Майами - но даже самые преданные фаны не могут терпеть так долго, когда многие из них плотно “утрамбованы” в старом гидросамолётном ангаре без сидений и вентиляции .
В темноте Рэй, Робби и Джон подошли к инструментам. Рэй бросил нервный взгляд на Джона , которого так раздражала медлительность Джима, что он отчаянно сжал пальцами барабанные палочки . Рэй перевёл взгляд на Робби, который с отсутствующим видом “убаюкивал” свою гитару, будто и не подозревая о напряжённости.
За кулисами организаторы этого концерта ругались с Биллом Сиддонзом и одним из агентов “Doors”, который прилетел из Нью-Йорка - в связи с “событиями, ведущими к беспорядкам”. Сиддонз поверил организаторам, когда они сказали, что максимальный кассовый сбор за концерт составляет 42.000 долларов, и согласился на твёрдый гонорар в 25.000 долларов - это было больше , чем обычно определяемые по контракту 60% общей выручки. После того, как контракт был подписан , организаторы убрали в зале сидения и продали ещё семь тысяч билетов. Билл был оскорблён и взбешён.
Джим наклонился над микшерским пультом у барабанной стойки, чтобы попросить у Винса Тринора ещё пива . Вообще-то в обязанности Винса входило наблюдение за аппаратом, ремонт и профилактика впечатляющей звуковой техники “Doors”, а неофициально в его обязанности входило также снабжать Джима спиртным. Но на этот раз он отрицательно покачал головой . Пива больше нет, может быть, кока-колы?
Не отказывайся, - спокойно сказал Винс. - Мы первый раз в Майами.
Джим отвернулся, подошёл к краю сцены и отрыгнул. Вглядываясь в неспокойную темноту, он спросил, нет ли у кого-нибудь чего-нибудь выпить. Кто-то протянул бутылку дешёвого вина .
Рэй скомандовал Джону начинать первую песню - “Прорвись насквозь” - с неё “Doors” часто начинали свои концерты . Вступление они играли около 10 минут. Но это не сработало. Джим не слушал . Он разговаривал с подростками из публики, которые поделились с ним бумажным стаканчиком. “Doors” снова смолкли, когда Джим встал на ноги и схватил лёгкий блестящий микрофон .
Я не говорю о революции!
Голос его прозвучал как резкий лай, выстрел - будто начало декламации.
Я говорю о том, как хорошо-о-о провести время. Я говорю о том, как хорошо провести время этим летом . Вы все приедете в Лос-Анджелес. Мы будем лежать там на песке и полоскать в океане пальцы ног , мы хорошо проведём время! Вы готовы? Вы готт-о-о-о-вы! Вв-вы-ы-ы го-о-о-тт-о-о-о-вы! Вы готовы? Вы... вы... го-о-тт-о-о... ах-ха... Я сосу... Й-й-я сосу...
Группа начала ещё одну хорошо знакомую песню из первого альбома - “Человек чёрного хода”.
Громче! Давайте, ребята! Сделайте громче! Давайте! Так. Да-а-а-а... Й-й-а-ха, человек чёрного хода -а-а...
Через четыре строчки Джим перестал петь и снова начал разговаривать. Его голос звучал примирительно . Говорил ли он так же ласково с Памелой, как с этой толпой?
Эй, слушайте, - кричал он, - я одинок. Мне нужно немного любви, и вы все... Давайте... Мне нужно всего несколько раз . Я хочу немного любви-и-и..., любви-и-и... Разве никто не хочет полюбить мою задницу ? Давайте.
Толпа задыхалась.
Вы нужны мне. Вас там так много, и никто не хочет меня любить, милые, ну, давайте! Мне это нужно, мне это нужно, мне это нужно, нужны вы, нужны вы, нужны вы. Давайте! Да! Я люблю вас . Давайте! Никто не хочет сюда подняться, чтобы любить меня, да? У вас всё в порядке, baby. Это очень плохо. Я найду кого-нибудь ещё.
Музыканты буквально взывали. Когда Джим сделал паузу, они заиграли “Пять к одному”, и он как будто согласился с ними, совершенно связно спев первую строфу. Затем он произнёс ещё целую речь , будто вдохновлённый жадностью организаторов концерта, запихнувших так много людей в такой маленький зал , а также и Раем Сейчас.
Вы все - скопище трахнутых идиотов!
Толпа снова задыхалась.
Вы позволяете людям говорить о том, что вы собираетесь делать! Вы позволяете людям управлять вами . Как вы думаете, сколько времени это продлится? Сколько ещё вы будете позволять им управлять вами? Сколько ещё? Может быть, вам это нравится, может быть, вам нравится , чтобы ваши морды были в дерьме...
Джим смеялся над ними, как актёры в “Living Theatre” смеялись над своими зрителями, пытаясь разрушить их летаргию.
Вы все - рабы! - кричал Джим. - Что вы думаете с этим делать, что вы собираетесь делать? это был уже охрипший крик. Потом он продолжил песню: - Твои дни танцев окончены, baby / Ночь тянется рядом”.
Но песня вскоре кончилась, и Джим опять начал говорить.
Я не говорю о революции, я не говорю о демонстрации. Я не говорю, что надо выходить на улицы . Я говорю о том, чтобы нам стало чуть веселее. Я говорю о танце. Я говорю о любви к ближнему. Я говорю о том, чтобы быть вместе друг с другом. Я говорю о любви. Я говорю о любви ... Любви, любви, любви, любви, любви, любви, любви. Возьмите своего трахнутого другаи любите его . Дава-а-а-й-те-е-е!.. Да-а-а-а!
Затем, чтобы подать пример, он растянул свою рубашку над головой и бросил её в публику, где она исчезла, как мясо, попавшее к своре голодных собак. Когда он это увидел, то подцепил большими пальцами рук ремень штанов и начал поигрывать с пряжкой. Это был момент , который Джим планировал с тех пор, как увидел Рай Сейчас. Он тщательно к этому готовился. Но никому в группе ничего не сказал.
Рэй предложил начать “Дотронься до меня”, надеясь снова привлечь внимание Джима к музыке. Джим спел две строчки и опять остановился.
- Э-э-э-й-й-й, подождите минутку, подождите минутку. Эй, подождите минутку, это всё достало - нет, подождите, подождите, подождите! Вы сдули всё это, сдули, сдули, теперь давайте! Подождите! Я не собираюсь подбирать это дерьмо! Чёрт с вами! - голосил он.
Лицо его стало красным, голос гремел громом, микрофон почти во рту.
Дерьмо!
Толпа ревела.
Джим начал расстёгивать ремень. Рэй позвал Винса:
Винс, Винс, останови его! Не дай ему это сделать!
Винс перепрыгнул через звуковой пульт, и в два прыжка оказался за спиной у Джима, одной рукой он крепко схватил штаны Джима на пояснице , другой толкал Джима в спину, чтобы тот не мог расстегнуть застёжку.
Не делай этого, Джим, не делай этого, - уговаривал Винс.
Хотя Джим редко носил нижнее бельё, в тот вечер он надел боксёрские шорты, такие большие, что чуть ли не больше его кожаных штанов. Он собирался “уронить” штаны, не обнажаясь при этом - дойти до “легального предела”, как в Рае Сейчас. Джим знал, что он делал . Он тщательно всё это спланировал. Теперь же решение Рэя и физическое препятствие в лице Винса нарушали его план. Достижение Рая опять откладывалось.
Поразительно, но группа всё ещё играла “Дотронься до меня”, хотя и почти бессвязно. В конце концов Джим расслабился , и концерт продолжился.
Джим был по-прежнему совершенно пьян, хотя пиво убрали, и он больше не обращался за выпивкой к публике. Охрипший, он невнятно произносил слова. Он забывал тексты песен, путаясь в строфах, повторяясь. Он что-то обиженно говорил о том, что родился и ходил в школу во Флориде, “но потом я стал хитрее и уехал в замечательный штат, именуемый Калифорния ”. Какой-то случайный знакомый из Лос-Анджелеса, с необычным именем Луис Марвин , который слышал один из первых концертов “Doors” ещё в 1966-м году, вышел на сцену с овцой , и дал её подержать Джиму.
Я бы трахнул её, ты знаешь, - сказал Джим, - но она слишком юная. - Потом он снял с одного из полицейских фуражку и бросил её в толпу перед сценой , а полицейский, подобрав фуражку , которую вернули Джиму, к общему смеху, бросил её туда же.
К некоторым фразам он возвращался снова и снова, между песнями и между куплетами. “Я хочу танцевать, я хочу веселиться” - одна из них. “Нет правил, нет границ” - другая. В его вдохновении и причинах этого вдохновения не было сомнений .
Эй, слушайте, - говорил он, - я думал, что всё это было только большой шуткой. Я думал, что над этим можно посмеяться, но буквально вчера я познакомился с людьми, которые реально всё это делают . Они пытаются изменить мир, и я хочу делать то же самое. Я хочу изменить мир.
В течение примерно часа Джим дразнил публику и призывал её присоединиться к нему на сцене , и к исходу первого часа концерта фаны двинулись вперёд. Один из организаторов заявил в микрофон, что “кое-кто допрыгается” и пригрозил закончить концерт раньше времени. Подростки немного успокоились. Но и теперь толпа из более чем сотни человек кружилась, танцевала под музыку “Doors”, каким-то образом всё ещё продолжавших играть.
Мы не уйдём, пока не свернём эти скалы, - кричал Джим. Он начал танцевать с двумя-тремя девушками . Сцена раскачивалась так, что Джон и Робби думали - она вот-вот рухнет. Ещё больше подростков цеплялось за выступы на краю сцены , пытаясь подняться наверх. В конце концов один из “секьюрити”, имевший чёрный пояс по каратэ, влез в толпу на сцене и профессиональным лёгким движением выкинул Джима со сцены . Он приземлился на свободном пространстве , вскочил на ноги, будто змея в человеческом обличье, и потащил за собой сотни подростков. Через несколько минут он промелькнул на балконе, помахав толпе, затем скрылся в раздевалке. Концерт закончился.