Источник и форма права: понятие, виды и соотношение
Источник праваможно рассматривать:
§ в материальном смысле - это общественные отношения, нуждающиеся в правовом урегулировании;
§ в идеальном смысле - это совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, т.е. правосознание (правовая идеология);
§ в специально-юридическом смысле - это форма права, т.е. способ внешнего выражения и закрепления содержания правовой нормы. В теории государства и права понятие «источник права» рассматривается как форма права.
Виды форм права:
1. Нормативно-правовой акт(НПА) – это юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы права (закон, подзаконный акт, статут). Является основным источником права в романо-германской правовой системе.
2. Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения; санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю без текстуального закрепления правила в нормативно-правовом акте, иначе обычай превращается в НПА. Является основным источником права в странах экваториальной Африки и Океании.
3. Нормативный договор – это добровольное соглашение, достигнутое субъектами правотворчества, содержащее обязательные для сторон нормы права. Если договор заключен не субъектами правотворчества, он подлежит государственной регистрации (договор о разграничении совместных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации) или ратификации (международный договор).
4. Правовой прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному юридическому делу, которое в дальнейшем становится образцом для разрешения аналогичных дел. Является основным источником права в англосаксонской правовой системе.
5. Доктрина (юридическая наука) – это труды ученых-юристов, на основе которых правоприменительный орган принимает решение по конкретному юридическому делу. Распространена в англосаксонской и мусульманской правовых системах.
6. Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых принимаются правоприменительные акты. Является единственным источником права во время революций, когда старое право уже разрушено, а новое еще не создано.
7. Религиозные тексты в настоящее время характерны для мусульманского права; это Коран – священная книга, содержащая заповеди и поучения Аллаха, Сунна – сборник жизнеописаний пророка Мухаммеда, который воплотил в жизнь все заветы Аллаха. Библия является источником права в Ватикане. В целом религиозные тексты являются источникам права в теократических государствах.
8. Общие принципы права – основополагающие начала правовой системы, определяющие сущность и назначение права в обществе. Применяются для преодоления пробелов в праве.
Таким образом, существует многообразие источников права. В романо-германской правовой системе в качестве источников права применяются нормативно-правовой акт (основной источник), правовой обычай, нормативный договор и общие принципы права.
Правосознание: понятие, структура и функции.
Деформация правосознания
Правосознание –этосовокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание является одной из форм общественного сознания (наряду с политическим, философским и религиозным правосознанием).
Структура правосознания:
1. правовая идеология - это рациональный компонент, который состоит из идей, теорий, понятий и концепций (идея равенства, либертарная теория правопонимания);
2. правовая психология – этоэмоциональный компонент, включающий совокупность чувств, эмоций, мотивов, интересов и иллюзий по поводу права;
3. правовое поведение, которое определяют:
- информационные элементы - знания о законе и праве, наличие жизненного опыта;
- оценочные элементы - основа формирования мотивов (выгоднее обойти закон, дав взятку, т.к. заинтересован в быстром решении вопроса в обход установленной процедуры);
- волевые элементы - осознанный выбор поведения (хочу и буду поступать по закону).
Виды правосознания:
1. По носителям правосознания:
- индивидуальное - правосознание конкретного человека;
- групповое - правосознание организованной группы людей (правосознание студентов);
- массовое - правосознание толпы или стихийно возникшей группы людей (пассажиров в троллейбусе);
- общественное - правосознание большой общности людей в пространственном измерении (российское правосознание) или временном измерении (средневековое правосознание).
2. По уровню правосознания:
- обыденное (эмпирическое), т.е. опытное, основанное на правовой психологии (правосознание любого человека, который не изучал право);
- профессиональное – сформированное в процессе специальной юридической подготовки или практики (правосознание следователя, члена избирательной комиссии);
- теоретическое - научное, основанное на правовой идеологии (правосознание доктора юридических наук).
3. По временной направленности:
- ретроспективное – сложившееся в отношении ранее действовавшего, но отмененного права (пожилые люди считают неработающих тунеядцами);
- адекватное – существующее в отношении действующего права;
- перспективное - складывающееся в отношении будущего права (необходимо принять законы, которые гарантировали бы реализацию всех конституционных прав и свобод).
Функции правосознания: познавательная, регулятивная, прогностическая, оценочная, коммуникативная.
Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии.
1. Правовой нигилизм –это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формыправового нигилизма:
- обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности;
- профессиональный: неуважение и пренебрежение правомпредставителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом.
-теоретический (идеологический) – особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция).
2. Правовой идеализм – преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество).
3. Правовая демагогия – использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника).
Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав.
Пути преодоления деформации правосознания:введение системы правового воспитания и правового образования; формирование правовой культуры и высокого уровня правосознания; информирование населения о существующих правовых предписаниях (правовая пропаганда); ознакомление населения с образцами и идеалами, правовыми традициями своей страны и других стран; юридическая подготовка специалистов; формирование правового государства и гражданского общества.
Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.