Отмена крепостного права в беларуси 42 страница
Однако роль СНГ остается скорее декларативной, чем реальной. Входящие в него государства не проводят согласованной внешней и внутренней политики. Слабо осуществляются экономические, культурные и другие связи.
После провозглашения независимости республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и ведомства преобразовывались в республиканские. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска — Совету Министров РБ. Создана Служба контроля при Президенте РБ. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РБ от 1992 года «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь» началось формирование белорусской армии. Все части и подразделения бывшего Белорусского военного округа, за исключением стратегических сил СНГ, перешли под контроль Министерства обороны республики. Разработана военная доктрина, сущность которой — Беларусь — нейтральная безъядерная держава, вооруженные силы созданы только с оборонительной целью.
15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, гарантированы права и свободы граждан. Впервые утверждена должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 года избран Александр Григорьевич Лукашенко. За него проголосовали более 81 процента избирателей.
Политическое развитие Республики Беларусь характеризуется нестабильностью. В 1996 году возник парламентский кризис. Президент А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений в действующую Конституцию РБ 1994 года. Как отмечалось в Обращении Президента к гражданам страны, «Конституция 1994 года дает возможность политическим реваншистам и ставленникам крупных кланов, игнорируя волю народа, блокировать действия Президента по наведению порядка в стране». Президентом был предложен вариант Конституции РБ 1994 года с изменениями и дополнениями. В новом варианте Основного закона страны претерпевали существенные изменеия законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Расширялись полномочия главы государства — Президента. Оппозиция в Верховном Совете РБ во главе с его Председателем С.Шарецким предложила вариант Конституции, где пост Президента упразднялся. С 9 по 24 ноября 1996 года проводился референдум. На всенародное голосование выносились 7 вопросов (4 — по инициативе Президента, 3 — Верховного Совета). Важнейшие из них— о принятии Конституции РБ 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция), о праве частной собственности на землю, о перенесении Дня независимости РБ на 3 июля — день
освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков. По результатам голосования получила поддержку большинства народа позиция Президента. За предложенную Президентом новую редакцию Конституции проголосовали более 70 процентов избирателей, за перенесение Дня независимости — более 88 процентов, против введения частной собственности на землю — более 82 процентов.
В настоящее время представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент — Национальное собрание. Он состоит из двух палат — Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (депутаты избираются тайным голосованием на заседаниях местных Советов депутатов по 8 человек от области и города Минска). Исполнительную власть осуществляет Совет Министров РБ. Судебная власть принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд РБ. Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов. Контролирующим органом является Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.
Конституционная реформа, проведенная после референдума, дала возможность ликвидировать многие препятствия на пути социальных преобразований в Республике.
Провозглашение независимости РБ поставило проблему налаживания дружественных взаимовыгодных отношений с другими странами. Беларусь как суверенное государство признали более 120 стран. Вырабатывается доктрина внешней политики. Отношения с другими странами определяются на основе договоров, соглашений, в которых предусмотрено сотрудничество в сфере экономики, политики, культуры. Значительно расширились связи с соотечественниками за рубежом. Однако при этом важнейшим является углубление интеграционных процессов и расширение двустороннего сотрудничества с Россией.
2 апреля 1996 года Президенты Беларуси и России А.Лукашенко и Б.Ельцин подписали в Москве Договор о создании Сообщества Беларуси и России. Это стало важным шагом на пути всесторонней интеграции двух славянских народов. Ровно через год 2 апреля 1997 года в Москве Президенты двух государств парафировали (предварительно подписали) проект Устава Союза Беларуси и России. Этот документ был вынесен на обсуждение граждан двух стран до 15 мая 1997 года. Задачами Союза является согласование внешней политики, мер по обеспечению международного мира и безопасности, содействие развитию демократии, создание единого экономического и таможенного пространства. Объединение двух государств должно привести к выравниванию уровня жизни населения, обеспечению равных прав граждан при получении образования, медицинской помощи. Каждый гражда-
нин Беларуси и России одновременно является и гражданином Союза.
Объединение Беларуси и России вызвало неоднозначную реакцию как в республиках, так и в ближнем и дальнем зарубежье. У Союза Беларуси и России есть и противники, и сторонники. Взаимное сближение России и Беларуси не означает слияния двух стран. Суверенитет и независимость Беларуси будут сохранены.
РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Демократизация общественной жизни, начавшаяся в середине 80-х годов, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Все больше эта сфера духовной жизни общества освобождалась от идеологического диктата и государственного контроля, появлялись новые формы и жанры, были сделаны существенные шаги по пути национально-культурного возрождения.
Перестройка остро обнажила многие проблемы белорусской культуры. В предыдущие десятилетия под влиянием теории «о слиянии культур», «сближении наций» происходила унификация культуры. Во всех республиках создавался единый тип культуры, «социалистической по форме и национальной по содержанию». На деле это привело к выхолащиванию национальных корней, забвению многовековых традиций, пренебрежительному отношению к родному языку, истории. Вырастали целые поколения, лишенные исторической памяти. Не случайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. Во главе этого движения шла интеллигенция. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка, его роли в обществе, национальной культуры и истории.
Большое значение имело принятие Верховным Советом БССР закона «О языках в Белорусской ССР» (1990 год). В соответствии с ним белорусский язык признан государственным в республике. Закон обеспечивает право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создает условия для развития всех национальных языков, которыми пользуется население Беларуси. Предусматривался постепенный перевод на белорусский язык учреждений науки, культуры, образования, органов государственной власти. В связи с принятием Закона Совет Министров в 1991 году принял Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике.
Однако в ходе реализации Закона выявились и перегибы. Имели место чрезмерное администрирование при введении белорусского языка, недостаточная просветительная работа, пренебрежительное отношение некоторой части белорусской интелпотенции к русскому языку и культуре. На этой почве стало проявляться недовольство в обществе. Вопрос о придании равного статуса русскому языку наравне с белорусским был вынесен на референдум в мае 1995 года и получил поддержку абсолютного большинства народа.
Нерешенность и запущенность национально-культурных проблем связывалась не только с русификаторской политикой царизма в прошлом, но и с деятельностью КПСС — КПБ. И возникли культурно-просветительные «суполки» «Талака», «Паходня», «Тутэйшыя» и другие. В июне 1989 года по инициативе писателей создано Товарищество белорусского языка имени Ф.Скорины. Его возглавил поэт Нил Гилевич. Активную работу по сохранению и пропаганде культурного наследия, возвращению культурных ценностей проводит Белорусский фонд культуры. С 1990 года существует объединение белорусов мира «Бацькаушчына». Его усилиями осуществляется связь с белорусами, проживающими в далеком и близком зарубежье. В 1993 году в Минске состоялся I съезд белорусов мира. Издаются сборники литературных произведений белорусов-эмигрантов, с ними поддерживается тесная связь.
На национально-культурное возрождение направлена деятельность многих творческих объединений, в их числе — Национальный научно-просветительный центр имени Ф.Скорины, Международная ассоциация белорусов, Белорусское краеведческое товарищество. В 1990 году широко отмечалось 500-летие со дня рождения белорусского просветителя и первопечатника Ф.Скорины. ЮНЕСКО объявило 1990 год годом Скорины. В Падуанском университете, где он учился, была открыта мемориальная доска.
Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию национальной системы образования. В 1991 году принят «Закон об образовании в Республике Беларусь». Изменяется содержание обучения. Большое внимание уделяется изучению белорусского языка, истории, культуры, литературы. Появились новые типы учебных заведений — гимназии, лицеи, колледжи. Перестраивается и высшее образование. Оно приводится в соответствие с международными нормами. Наряду с государственными возникли коммерческие учебные заведения. Деятельность вузов направлена на подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства и культуры республики.
Трудные времена переживает белорусская наука. В условиях экономического кризиса сократилось ее финансирование. Это привело к оттоку многих способных ученых за границу или в другие сферы общественной деятельности. На 1994 год в республике насчитывалось 38 тысяч научных работников, из них 1620 докторов и 15,8 тысяч кандидатов наук. Разрушение прежних научных связей, существовавших в рамках СССР и социалистических стран, привело к исчезновению целых научных школ и направлений исследований. В настоящее время правительство республики
принимает действенные меры по государственной поддержке науки, повышению престижа труда ученых, их материальному стимулированию.
Возрождение национальной культуры привело к возвращению целого пласта духовной культуры, связанного с деятельностью церкви. Произошла перестройка отношений церкви с государством — от конфронтации к сотрудничеству. Растет количество религиозных организаций. Им передаются и реставрируются закрытые прежде культовые сооружения, строятся новые. Важнейшие религиозные праздники стали государственными.
В последние годы, несмотря на трудности, многое сделано по реставрации памятников истории и культуры.
В республике создается законодательная база культуры. Были приняты ряд законов: о культуре, об охране культурно-исторического наследия, о национальных меньшинствах. Все они призваны быть надежным фундаментом для строительства суверенного государства и национального возрождения, гарантом духовного обновления общества. Исходя из этого, правительство республики стремится последовательно осуществлять программу национального возрождения, создавать равные права, условия, возможности гражданам республики в развитии своих национальных культур. Осуществление этих задач во многом зависит от финансирования культуры. Без солидных финансовых средств, материальной поддержки и стимулирования государством сферы культуры и искусства и их работников, предоставления льгот трудно говорить о будущем культуры.
Реальная обстановка такова, что культура очутилась в состоянии кризиса. Сокращаются клубные учреждения, киноустановки, уменьшается количество коллективов со званием «народный». Практически не строятся объекты культуры. Отрицание прежних идеалов и духовных ценностей привело к тому, что буржуазная массовая культура с ее культом насилия, наживы, низких духовных запросов заполонила экраны телевизоров, кинотеатров, страницы книг, газет и журналов.
Однако недостатки не умаляют достижений. Многие творческие коллективы республики могут украсить сцены любой европейской страны. Большой популярностью как в Белоруссии, так и в ближнем и дальнем зарубежье пользуются Государственный народный хор, Государственный ансамбль танца, ансамбли «Хорошки», «Песняры», «Неман», «Прялица» и многие другие. В зарубежные гастроли выезжают театральные, песенные, танцевальные, музыкальные, самодеятельные коллективы и солисты. Традиционно в Беларуси проводятся международные художественные выставки.
Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. На страницах журналов «Полымя», «Маладосць», «Неман», «ГПМ» и других появились ранее запрещенные произведения. Переизданы произведения М.Горецкого, В.Игнатовского, М.Довнар-Запольского, Л.Гениюш, А.Луцкевича и других. Большой интерес вызывает тема сталинских репрессий, исторического прошлого и дня сегодняшнего. Получили отклик у читателей публицистические произведения М.Ермаловича «Старажытная Беларусь», «Па слядах аднаго мiфа», В.Чаропки «Iмяу летатсу», К.Тарасова «Ефрасинья Полоцкая» и другие.
Подлинным событием в белорусской литературе стала повесть В.Быкова «Облава» (1989 год). В ней впервые исследуется тема— судьба тех, кто был зачислен в кулаки и выслан из родных мест, лишен всех человеческих прав.
Многотемьем, многообразием отличается белорусская поэзия. Поэтов волнует национальная проблематика, тема Чернобыля, сталинизма, любви, добра, зла. Поэзия представлена именами Д.Бичель-Загнетовой, С.Соколова-Воюша, М.Арочки, Л.Рублевской, М.Рудковского и других.
Белорусское искусство характеризуется проведением выставок, презентаций, вернисажей. Появились неформальные объединения художников, открыты независимые художественные галереи, салоны. Возвращаются имена и творчество ранее запрещенных Исачева, Шагала, Малевича и других художников.
В сложном положении находится театральное искусство. Опп/щается нехватка свежего репертуара. Ставится задача формирования подлинно национального белорусского театра.
Начавшиеся в середине 80-х годов процессы привели к пробуждению самосознания национальных меньшинств, проживающих в Беларуси. Возникли культурно-просветительные общества поляков (ныне — Союз поляков Беларуси), евреев, татар, литовцев, немцев, украинцев. Они развернули деятельность по изучению национального языка, воссозданию народных обычаев, традиций, открытию школ и классов, изданию газет, журналов, широкой пропаганде национальной культуры.
Успехи национально-культурного возрождения, дальнейшего развития культуры зависят от многих факторов. Важнейший из них — продуманная государственная политика в области культуры, всемерная поддержка и финансирование, формирование в обществе высоких гуманистических ценностей и идеалов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ БЕЛАРУСИ (1955 — 1997 гг.)
Участие БССР в сотрудничестве
с социалистическими, развивающимися
и капиталистическими странами
(середина 50-х — 80-е годы)
До принятия Декларации о независимости БССР, находясь в составе СССР, не являлась самостоятельным субъектом международных отношений. Внешняя политика, содержание и формы сотрудничества с зарубежными странами являлись компетенцией союзного правительства и КПСС. Республики, в их числе и Белоруссия, развивали международные связи и сотрудничество, руководствуясь принципами внешней политики СССР. И все же, начиная с середины 50-х годов, БССР все больше расширяла свое сотрудничество с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами в экономической, общественно-политической, культурной и других сферах.
Важным направлением международной деятельности БССР была борьба за мир и международную безопасность, развитие равноправного сотрудничества со всеми странами. С этой целью БССР активно использовала трибуну ООН, участвовала в различных международных организациях (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МОТ и других). По инициативе или с участием делегации республики Генеральной ассамблеей ООН были приняты Декларации о мирном сосуществовании государств (1957 год), об укреплении международной безопасности (1970 год), о праве народов на мир (1984 год), ряд резолюций о запрещении испытаний ядерного, химического, бактериологического оружия и их уничтожении, исключении космоса из гонки вооружений и другие. Представители Белорусской ССР в ООН активно поддерживали стремление народов к независимости, выступали с осуждением агрессии империалистических государств в отношении других стран, против всех форм расовой дискриминации.
Белорусская ССР активно развивала международные связи с социалистическими странами. В 1949 году был образован СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи. С этого времени ее связи в экономической сфере стали углубляться. Уже в 1959 году из БССР в страны соцсодружества поступили тысячи силосоуборочных комбайнов, тракторов, подшипников, пиломатериалов и других товаров.
В 60 — 80-е годы, благодаря росту экономического потенциала республики, расширялся ассортимент товаров, идущих на экспорт. Особое место занимали белорусские автомобили, станки, тракторы, калийные и азотные удобрения. В свою очередь, БССР получала из стран СЭВ многие виды продукции — химические товары, прокат черных металлов, ЭВМ, станки, товары народного потребления и многое другое.
В 80-е годы социалистическими странами был взят курс на проведение согласованной научно-технической политики. В 1985 году была принята комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 года. Она ориентировала на ускоренное развитие атомной энергетики, создание новых материалов и технологий, электронизацию народного хозяйства, комплексную автоматизацию. В ее реализации принимала участие и БССР. Так, общими усилиями СССР, БССР, ГДР, Кубы, ПНР и ЧССР в городе Мозырь был построен завод кормовых дрожжей, который специализировался на выпуске добавок и биологически активных веществ для увеличения производства продукции животноводства. Были созданы магистральные трубопроводы, линии электропередач, атомные электростанции.
В 70-е годы стали развиваться прямые связи между белорусскими автомобильными, тракторостроительными, химическими, нефтехимическими и другими предприятиями и соответствующими в соцстранах. Происходил обмен опытом, стажировка специалистов, рабочих. Однако эти связи не были прочными и нередко носили эпизодический характер.
Расширялось сотрудничество БССР с соцстранами в области науки, культуры, образования. В 50 — 60-е годы научные связи не носили постоянного характера. В начале 70-х годов институты Академии наук сотрудничали с 9 научными центрами соцстран по 17 темам, а в 1985 — с 90 по 70 темам. Ученые Белоруссии занимались разработкой многих актуальных проблем, в их числе —вопросы комплексного использования водных ресурсов, вопросы геологии, физики, медицины, атомной энергетики, создания ЭВМ, проблемы общественных наук. Научное сотрудничество велось и по линии вузов БССР и социалистических стран. В 1986 году 10 вузов республики сотрудничали с 16 вузами ГДР, ЧССР, ПНР, НРБ, СФРЮ, Кубы, СРВ.
Тесные связи объединяли литераторов, артистов, художников, многие творческие коллективы республики и соцстран. Белорусские читатели знакомились с переводами писателей и поэтов Болгарии, Венгрии, Польши, Кубы и других стран. В свою очередь, на болгарском, польском, немецком и народов стран социализма языках были изданы многие произведения Я.Купалы, В.Быкова, И.Мележа, Я.Брыля, И.Пташникова, И.Шамякина и других. Праздниками дружбы были Дни литературы и искусства, фестивали кино, музыки, обмены выставками работ художников, скульпторов, гастроли профессиональных самодеятельных коллективов. Развивался международный туризм. Он способствовал укреплению непосредственных контактов между людьми, знакомству с историей, достижениями в экономике и культуре народов. Расширялись спортивные связи. Белорусские спортсмены в составе сборных СССР или самостоятельно участвовали в международных соревнованиях по различным видам спорта как за рубежом, так и в БССР
В условиях противоборства двух систем — социалистической и капиталистической — шла борьба за страны «третьего мира». К ним относились ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки, которые избавились от колониальной зависимости и стали на путь самостоятельного развития. Официальный курс Советского Союза был направлен на «укрепление союза мирового социализма и национально-освободительного движения» (Материалы XXVI съезда КПСС. — М., 1981. — С.15). Капиталистические страны стремились подчинить их своему политическому, идеологическому, экономическому влиянию, направить их развитие по капиталистическому пути.
Послевоенный период и особенно 70 — 80-е годы характеризуются расширением контактов КПСС — КПБ с революционно-демократическими партиями развивающихся стран. Белоруссию посещали с официальным визитом десятки партийно-правительственных делегаций, представителей демократических, молодежных, женских, общественных организаций. В свою очередь, делегации представителей партийных, комсомольских и профсоюзных организаций выезжали в развивающиеся страны. Однако визиты не были постоянными и носили больше пропагандистский, идеологический характер.
В ходе экономического сотрудничества БССР оказывала помощь в освоении природных богатств, создании собственной независимой экономики. Расширялись торгово-экономические связи. Из республики в 70 — 80-е годы шли поставки промышленной продукции более чем в 70 развивающихся стран. Большим спросом пользовались белорусские тракторы, автомобили, станки, приборы и другие товары. В республику поступала продукция из 23 стран. Это составляло 9 процентов от общего объема импорта.
СССР оказывал техническое содействие развивающимся странам в строительстве народнохозяйственных объектов. При участии Белоруссии в 80-е годы, например, был построен тракторосборочный завод в городе Назарете (Эфиопия). На многие строящиеся объекты из республики поставлялось оборудование. Белорусские специалисты принимали участие в подготовке национальных кадров для различных сфер народного хозяйства. Более 13 тысяч представителей из развивающихся стран только в 70-е годы получали специальности в различных учебных заведениях БССР.
Культурные связи республики с развивающимися странами не были такими содержательными и разносторонними, как с социалистическими. Они включали проведение дней национальной культуры и дней дружбы, выставок, фестивалей, взаимный обмен творческими коллективами и отдельными исполнителями.
Еще меньшими по объему и содержанию были связи БССР с капиталистическими странами. Фактически они охватывали только сферу экономики. Отдельные виды своей продукции Белоруссия поставляла и на западный рынок. В их числе — продукция машиностроения и тракторостроения, химические волокна, станки, калийные и азотные удобрения. На формы и содержание сотрудничества, особенно в духовной сфере, отрицательное влияние оказала «холодная война», идеологическая борьба. В сознании советских людей создавался образ врага в лице капиталистических стран, формировалось негативное отношение к западной культуре. Очень слабо были информированы советские люди о жизни народов других стран. Советская пропаганда, как правило, отмечала только негативные стороны, изрядно их преувеличивая. И только со второй половины 80-х годов стена недоверия и враждебности стала стремительно разрушаться. Но был разрушен и социализм. К власти в социалистических странах пришли антисоветски настроенные правительства. Они избрали курс ориентации на западную модель развития общества. В советских республиках усиливались тенденции к выходу из состава СССР, к независимости. Провозглашение суверенитета БССР в июле 1990 года означало новый этап в развитии международных связей республики.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Характерной особенностью этого периода явилась радикальная перестройка международных связей республики и формирование собственной внешней политики. С момента провозглашения независимости Беларусь как суверенное государство признали более 130 стран мира, дипломатические связи установлены более чем со 100, в числе первых — США, Финляндия, Италия, ФРГ, Польша, Румыния, Вьетнам. 2 октября 1991 года Верховный Совет принял «Заявление о принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь». В нем подтверждена приверженность Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека и международным обязательствам, которые были приняты Республикой Беларусь в соответствии с ее международными договорами.
Важнейшая задача — формирование самостоятельной внешней политики — осуществляется в сложных условиях. В мире происходят глобальные изменения. После распада СССР и социалистического содружества произошло перераспределение сил. США остались единственным мировым государством, которое оказывает сильное влияние на международную политику государств, в том числе и тех, которые образовались после распада СССР. США являются сторонником «нового мирового порядка», сущность которого — претензии США на международное господство в качестве единой сверхдержавы, которая осталась в мире после распада СССР. США умело играют на противоречиях Украины, России, Беларуси и других республик бывшего СССР и стремятся не допустить их сближения и объединения ни в каком виде. В последнее время США и другие капиталистические страны усиленно навязывают миру идею о продвижении НАТО на Восток к границам Беларуси и России. Однако такая политика чревата непредсказуемыми последствиями и решительно осуждается Президентами и Правительствами Беларуси и России.
Беларусь последовательно проводит в международных отношениях курс мира и разоружения, укрепления международной безопасности. Продолжается ее активная деятельность в ООН. В 1995 году отмечалось 50-летие этой авторитетной организации. На праздновании юбилея сессии Генеральной Ассамблеи ООН присутствовала делегация во главе с Президентом Беларуси А.Лукашенко. В выступлении на сессии и в ходе своего визита Президент заявил о приверженности Беларуси идеям разоружения, отметил вклад республики в упрочение мира, акцентировал внимание на участии Беларуси в инициативах «Партнерство во имя мира», «Пакт стабильности в Европе», охарактеризовал перспективы участия Беларуси в миротворческой деятельности. Он также привлек внимание мировой общественности к чернобыльской проблеме. Необходимо отметить, что Генеральная Ассамблея приняла четыре резолюции по этому вопросу ООН оказывает помощь в осуществлении 25 проектов, связанных со смягчением последствий чернобыльской аварии.
В международной политике Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела. Беларусь присоединилась к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе в качестве равноправного члена, принята в Международный валютный фонд, в Международный банк реконструкции и развития. В 1994 году Верховный Совет ратифицировал Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Из республики выведены российские ядерные ракеты. Ведется последовательное сокращение обычных вооружений. Однако этот процесс затягивается из-за отсутствия необходимых средств.
Белорусская дипломатия ведет поиск путей сближения и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. Важным направлением является внешнеэкономическая деятельность. Правительство видит одной из важнейших задач привлечение в белорусскую экономику зарубежных капиталов. Однако зарубежные бизнесмены не торопятся. Причин тому немало, и в первую очередь — нестабильность экономической и политической ситуации как в СНГ, так и в Беларуси в частности. Во-вторых, несовершенство нашего законодательства, которое не гарантирует охрану зарубежных инвестиций. В-третьих, наличие многочисленных бюрократических препятствий, безответственность и халатность республиканских и местных органов. Поэтому западные политики и инвесторы изучают и анализируют политику и позицию правительства, задачи и деятельность политических партий, пути решения национальных проблем. Однако они чаще стали приходить к выводу, что Беларусь — одна из немногих республик бывшего СССР, в которой можно в недалеком будущем заниматься бизнесом.
Налажено сотрудничество Белорусского национального и Международного банков. Зарубежные компании и фирмы организуют в республике выставки, ярмарки своей продукции. Белорусские предприятия, в свою очередь, стремятся раскрыть свои возможности западным партнерам. В республике на конец 1996 года действовало около 3 тысяч совместных и иностранных предприятий и филиалов различных фирм ( в июле 1992 года — 460).
Они выпускают разнообразную продукцию, занимаются торгово-посреднической деятельностью. С 1 декабря 1996 года начала
действовать свободная экономическая зона «Брест». Она состоит из 2 участков, один пролегает от автомагистрали Брест-Минск до аэропорта, второй расположен вдоль белорусско-польской границы. На 1997 год имеется 15 конкретных проектов. Первой начнет свою деятельность немецкая фирма «Хайфт», которая вкладывает 12 миллионов марок в строительство фабрики по производству йогурта, шоколада, макаронных изделий.