Отмена крепостного права в беларуси 42 страница

Однако роль СНГ остается скорее декларативной, чем реаль­ной. Входящие в него государства не проводят согласованной внешней и внутренней политики. Слабо осуществляются эконо­мические, культурные и другие связи.

После провозглашения независимости республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и ведомства преобразовывались в республиканские. Комитет госбезопаснос­ти стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска — Совету Министров РБ. Создана Служба контроля при Президен­те РБ. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РБ от 1992 года «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь» началось формирование белорусской армии. Все части и подраз­деления бывшего Белорусского военного округа, за исключением стратегических сил СНГ, перешли под контроль Министерства обороны республики. Разработана военная доктрина, сущность которой — Беларусь — нейтральная безъядерная держава, воору­женные силы созданы только с оборонительной целью.

15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республи­ки, достигнутые демократические преобразования, гарантирова­ны права и свободы граждан. Впервые утверждена должность Президента как руководителя государства и исполнительной вла­сти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 года избран Александр Григорьевич Лукашенко. За него проголосова­ли более 81 процента избирателей.

Политическое развитие Республики Беларусь характеризует­ся нестабильностью. В 1996 году возник парламентский кризис. Президент А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений в действующую Конституцию РБ 1994 года. Как отмечалось в Обращении Президента к гражданам страны, «Конституция 1994 года дает возможность политическим реван­шистам и ставленникам крупных кланов, игнорируя волю наро­да, блокировать действия Президента по наведению порядка в стране». Президентом был предложен вариант Конституции РБ 1994 года с изменениями и дополнениями. В новом варианте Ос­новного закона страны претерпевали существенные изменеия законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Расши­рялись полномочия главы государства — Президента. Оппозиция в Верховном Совете РБ во главе с его Председателем С.Шарецким предложила вариант Конституции, где пост Президента уп­разднялся. С 9 по 24 ноября 1996 года проводился референдум. На всенародное голосование выносились 7 вопросов (4 — по ини­циативе Президента, 3 — Верховного Совета). Важнейшие из них— о принятии Конституции РБ 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция), о праве частной собственности на землю, о перенесении Дня независимости РБ на 3 июля — день

освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков. По резуль­татам голосования получила поддержку большинства народа по­зиция Президента. За предложенную Президентом новую редак­цию Конституции проголосовали более 70 процентов избирателей, за перенесение Дня независимости — более 88 процентов, про­тив введения частной собственности на землю — более 82 про­центов.

В настоящее время представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент — Националь­ное собрание. Он состоит из двух палат — Палаты представите­лей (110 депутатов) и Совета Республики (депутаты избираются тайным голосованием на заседаниях местных Советов депутатов по 8 человек от области и города Минска). Исполнительную власть осуществляет Совет Министров РБ. Судебная власть принадле­жит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд РБ. Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов. Контролирующим органом является Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.

Конституционная реформа, проведенная после референду­ма, дала возможность ликвидировать многие препятствия на пути социальных преобразований в Республике.

Провозглашение независимости РБ поставило проблему на­лаживания дружественных взаимовыгодных отношений с други­ми странами. Беларусь как суверенное государство признали бо­лее 120 стран. Вырабатывается доктрина внешней политики. Отношения с другими странами определяются на основе догово­ров, соглашений, в которых предусмотрено сотрудничество в сфе­ре экономики, политики, культуры. Значительно расширились связи с соотечественниками за рубежом. Однако при этом важ­нейшим является углубление интеграционных процессов и рас­ширение двустороннего сотрудничества с Россией.

2 апреля 1996 года Президенты Беларуси и России А.Лука­шенко и Б.Ельцин подписали в Москве Договор о создании Сооб­щества Беларуси и России. Это стало важным шагом на пути все­сторонней интеграции двух славянских народов. Ровно через год 2 апреля 1997 года в Москве Президенты двух государств пара­фировали (предварительно подписали) проект Устава Союза Бе­ларуси и России. Этот документ был вынесен на обсуждение граж­дан двух стран до 15 мая 1997 года. Задачами Союза является согласование внешней политики, мер по обеспечению междуна­родного мира и безопасности, содействие развитию демократии, создание единого экономического и таможенного пространства. Объединение двух государств должно привести к выравниванию уровня жизни населения, обеспечению равных прав граждан при получении образования, медицинской помощи. Каждый гражда-

нин Беларуси и России одновременно является и гражданином Союза.

Объединение Беларуси и России вызвало неоднозначную ре­акцию как в республиках, так и в ближнем и дальнем зарубежье. У Союза Беларуси и России есть и противники, и сторонники. Вза­имное сближение России и Беларуси не означает слияния двух стран. Суверенитет и независимость Беларуси будут сохранены.

РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Демократизация общественной жизни, начавшаяся в се­редине 80-х годов, провозглашение суверенитета Беларуси ока­зали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Все больше эта сфера духовной жизни общест­ва освобождалась от идеологического диктата и государственного кон­троля, появлялись новые формы и жанры, были сделаны суще­ственные шаги по пути национально-культурного возрождения.

Перестройка остро обнажила многие проблемы белорусской культуры. В предыдущие десятилетия под влиянием теории «о слиянии культур», «сближении наций» происходила унификация культуры. Во всех республиках создавался единый тип культуры, «социалистической по форме и национальной по содержанию». На деле это привело к выхолащиванию национальных корней, забвению многовековых традиций, пренебрежительному отноше­нию к родному языку, истории. Вырастали целые поколения, ли­шенные исторической памяти. Не случайно поэтому, что обще­ственно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. Во главе этого движения шла интеллигенция. На первый план выд­вигались проблемы белорусского языка, его роли в обществе, на­циональной культуры и истории.

Большое значение имело принятие Верховным Советом БССР закона «О языках в Белорусской ССР» (1990 год). В соответствии с ним белорусский язык признан государственным в республике. Закон обеспечивает право пользоваться русским языком как язы­ком межнациональных отношений, а также создает условия для развития всех национальных языков, которыми пользуется насе­ление Беларуси. Предусматривался постепенный перевод на бе­лорусский язык учреждений науки, культуры, образования, орга­нов государственной власти. В связи с принятием Закона Совет Министров в 1991 году принял Государственную программу раз­вития белорусского языка и языков других национальностей, про­живающих в республике.

Однако в ходе реализации Закона выявились и перегибы. Имели место чрезмерное администрирование при введении бе­лорусского языка, недостаточная просветительная работа, пре­небрежительное отношение некоторой части белорусской интел­потенции к русскому языку и культуре. На этой почве стало про­являться недовольство в обществе. Вопрос о придании равного статуса русскому языку наравне с белорусским был вынесен на референдум в мае 1995 года и получил поддержку абсолютного большинства народа.

Нерешенность и запущенность национально-культурных про­блем связывалась не только с русификаторской политикой цариз­ма в прошлом, но и с деятельностью КПСС — КПБ. И возникли культурно-просветительные «суполки» «Талака», «Паходня», «Тутэйшыя» и другие. В июне 1989 года по инициативе писателей создано Товарищество белорусского языка имени Ф.Скорины. Его возглавил поэт Нил Гилевич. Активную работу по сохранению и пропаганде культурного наследия, возвращению культурных цен­ностей проводит Белорусский фонд культуры. С 1990 года суще­ствует объединение белорусов мира «Бацькаушчына». Его усили­ями осуществляется связь с белорусами, проживающими в далеком и близком зарубежье. В 1993 году в Минске состоялся I съезд белорусов мира. Издаются сборники литературных произ­ведений белорусов-эмигрантов, с ними поддерживается тесная связь.

На национально-культурное возрождение направлена дея­тельность многих творческих объединений, в их числе — Нацио­нальный научно-просветительный центр имени Ф.Скорины, Меж­дународная ассоциация белорусов, Белорусское краеведческое товарищество. В 1990 году широко отмечалось 500-летие со дня рождения белорусского просветителя и первопечатника Ф.Ско­рины. ЮНЕСКО объявило 1990 год годом Скорины. В Падуанском университете, где он учился, была открыта мемориальная доска.

Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию национальной систе­мы образования. В 1991 году принят «Закон об образовании в Республике Беларусь». Изменяется содержание обучения. Боль­шое внимание уделяется изучению белорусского языка, истории, культуры, литературы. Появились новые типы учебных заведе­ний — гимназии, лицеи, колледжи. Перестраивается и высшее об­разование. Оно приводится в соответствие с международными нормами. Наряду с государственными возникли коммерческие учебные заведения. Деятельность вузов направлена на подготов­ку специалистов для различных отраслей народного хозяйства и культуры республики.

Трудные времена переживает белорусская наука. В условиях экономического кризиса сократилось ее финансирование. Это привело к оттоку многих способных ученых за границу или в дру­гие сферы общественной деятельности. На 1994 год в республике насчитывалось 38 тысяч научных работников, из них 1620 докто­ров и 15,8 тысяч кандидатов наук. Разрушение прежних научных связей, существовавших в рамках СССР и социалистических стран, привело к исчезновению целых научных школ и направле­ний исследований. В настоящее время правительство республики

принимает действенные меры по государственной поддержке науки, повышению престижа труда ученых, их материальному стимулированию.

Возрождение национальной культуры привело к возвраще­нию целого пласта духовной культуры, связанного с деятельнос­тью церкви. Произошла перестройка отношений церкви с госу­дарством — от конфронтации к сотрудничеству. Растет количество религиозных организаций. Им передаются и реставрируются зак­рытые прежде культовые сооружения, строятся новые. Важней­шие религиозные праздники стали государственными.

В последние годы, несмотря на трудности, многое сделано по реставрации памятников истории и культуры.

В республике создается законодательная база культуры. Были приняты ряд законов: о культуре, об охране культурно-истори­ческого наследия, о национальных меньшинствах. Все они при­званы быть надежным фундаментом для строительства суверен­ного государства и национального возрождения, гарантом духовного обновления общества. Исходя из этого, правительство республики стремится последовательно осуществлять програм­му национального возрождения, создавать равные права, усло­вия, возможности гражданам республики в развитии своих наци­ональных культур. Осуществление этих задач во многом зависит от финансирования культуры. Без солидных финансовых средств, материальной поддержки и стимулирования государством сфе­ры культуры и искусства и их работников, предоставления льгот трудно говорить о будущем культуры.

Реальная обстановка такова, что культура очутилась в состо­янии кризиса. Сокращаются клубные учреждения, киноустанов­ки, уменьшается количество коллективов со званием «народный». Практически не строятся объекты культуры. Отрицание прежних идеалов и духовных ценностей привело к тому, что буржуазная массовая культура с ее культом насилия, наживы, низких духов­ных запросов заполонила экраны телевизоров, кинотеатров, стра­ницы книг, газет и журналов.

Однако недостатки не умаляют достижений. Многие творчес­кие коллективы республики могут украсить сцены любой евро­пейской страны. Большой популярностью как в Белоруссии, так и в ближнем и дальнем зарубежье пользуются Государственный народный хор, Государственный ансамбль танца, ансамбли «Хорошки», «Песняры», «Неман», «Прялица» и многие другие. В за­рубежные гастроли выезжают театральные, песенные, танцеваль­ные, музыкальные, самодеятельные коллективы и солисты. Традиционно в Беларуси проводятся международные художе­ственные выставки.

Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на лите­ратуре. На страницах журналов «Полымя», «Маладосць», «Не­ман», «ГПМ» и других появились ранее запрещенные произведе­ния. Переизданы произведения М.Горецкого, В.Игнатовского, М.Довнар-Запольского, Л.Гениюш, А.Луцкевича и других. Боль­шой интерес вызывает тема сталинских репрессий, историческо­го прошлого и дня сегодняшнего. Получили отклик у читателей публицистические произведения М.Ермаловича «Старажытная Беларусь», «Па слядах аднаго мiфа», В.Чаропки «Iмяу летатсу», К.Тарасова «Ефрасинья Полоцкая» и другие.

Подлинным событием в белорусской литературе стала повесть В.Быкова «Облава» (1989 год). В ней впервые исследуется тема— судьба тех, кто был зачислен в кулаки и выслан из родных мест, лишен всех человеческих прав.

Многотемьем, многообразием отличается белорусская поэзия. Поэтов волнует национальная проблематика, тема Чернобыля, сталинизма, любви, добра, зла. Поэзия представлена именами Д.Бичель-Загнетовой, С.Соколова-Воюша, М.Арочки, Л.Рублевской, М.Рудковского и других.

Белорусское искусство характеризуется проведением выста­вок, презентаций, вернисажей. Появились неформальные объе­динения художников, открыты независимые художественные га­лереи, салоны. Возвращаются имена и творчество ранее запрещенных Исачева, Шагала, Малевича и других художников.

В сложном положении находится театральное искусство. Опп/щается нехватка свежего репертуара. Ставится задача фор­мирования подлинно национального белорусского театра.

Начавшиеся в середине 80-х годов процессы привели к про­буждению самосознания национальных меньшинств, проживаю­щих в Беларуси. Возникли культурно-просветительные общества поляков (ныне — Союз поляков Беларуси), евреев, татар, литов­цев, немцев, украинцев. Они развернули деятельность по изуче­нию национального языка, воссозданию народных обычаев, тра­диций, открытию школ и классов, изданию газет, журналов, широкой пропаганде национальной культуры.

Успехи национально-культурного возрождения, дальнейше­го развития культуры зависят от многих факторов. Важнейший из них — продуманная государственная политика в области куль­туры, всемерная поддержка и финансирование, формирование в обществе высоких гуманистических ценностей и идеалов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ БЕЛАРУСИ (1955 — 1997 гг.)

Участие БССР в сотрудничестве

с социалистическими, развивающимися

и капиталистическими странами

(середина 50-х — 80-е годы)

До принятия Декларации о независимости БССР, нахо­дясь в составе СССР, не являлась самостоятельным субъектом меж­дународных отношений. Внешняя политика, содержание и фор­мы сотрудничества с зарубежными странами являлись компетен­цией союзного правительства и КПСС. Республики, в их числе и Белоруссия, развивали международные связи и сотрудничество, руководствуясь принципами внешней политики СССР. И все же, начиная с середины 50-х годов, БССР все больше расширяла свое сотрудничество с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами в экономической, общественно-поли­тической, культурной и других сферах.

Важным направлением международной деятельности БССР была борьба за мир и международную безопасность, развитие равноправного сотрудничества со всеми странами. С этой целью БССР активно использовала трибуну ООН, участвовала в различ­ных международных организациях (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МОТ и других). По инициативе или с участием делегации республики Генеральной ассамблеей ООН были приняты Декларации о мир­ном сосуществовании государств (1957 год), об укреплении меж­дународной безопасности (1970 год), о праве народов на мир (1984 год), ряд резолюций о запрещении испытаний ядерного, химичес­кого, бактериологического оружия и их уничтожении, исключе­нии космоса из гонки вооружений и другие. Представители Бело­русской ССР в ООН активно поддерживали стремление народов к независимости, выступали с осуждением агрессии империали­стических государств в отношении других стран, против всех форм расовой дискриминации.

Белорусская ССР активно развивала международные связи с социалистическими странами. В 1949 году был образован СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи. С этого времени ее связи в экономической сфере стали углубляться. Уже в 1959 году из БССР в страны соцсодружества поступили тысячи силосоуборочных комбайнов, тракторов, подшипников, пиломатериалов и других товаров.

В 60 — 80-е годы, благодаря росту экономического потенциа­ла республики, расширялся ассортимент товаров, идущих на экс­порт. Особое место занимали белорусские автомобили, станки, тракторы, калийные и азотные удобрения. В свою очередь, БССР получала из стран СЭВ многие виды продукции — химические товары, прокат черных металлов, ЭВМ, станки, товары народно­го потребления и многое другое.

В 80-е годы социалистическими странами был взят курс на проведение согласованной научно-технической политики. В 1985 году была принята комплексная программа научно-техническо­го прогресса стран-членов СЭВ до 2000 года. Она ориентировала на ускоренное развитие атомной энергетики, создание новых материалов и технологий, электронизацию народного хозяйства, комплексную автоматизацию. В ее реализации принимала учас­тие и БССР. Так, общими усилиями СССР, БССР, ГДР, Кубы, ПНР и ЧССР в городе Мозырь был построен завод кормовых дрожжей, который специализировался на выпуске добавок и биологически активных веществ для увеличения производства продукции жи­вотноводства. Были созданы магистральные трубопроводы, ли­нии электропередач, атомные электростанции.

В 70-е годы стали развиваться прямые связи между белорус­скими автомобильными, тракторостроительными, химическими, нефтехимическими и другими предприятиями и соответствующи­ми в соцстранах. Происходил обмен опытом, стажировка специа­листов, рабочих. Однако эти связи не были прочными и нередко носили эпизодический характер.

Расширялось сотрудничество БССР с соцстранами в области науки, культуры, образования. В 50 — 60-е годы научные связи не носили постоянного характера. В начале 70-х годов институты Академии наук сотрудничали с 9 научными центрами соцстран по 17 темам, а в 1985 — с 90 по 70 темам. Ученые Белоруссии занимались разработкой многих актуальных проблем, в их чис­ле —вопросы комплексного использования водных ресурсов, воп­росы геологии, физики, медицины, атомной энергетики, созда­ния ЭВМ, проблемы общественных наук. Научное сотрудничество велось и по линии вузов БССР и социалистических стран. В 1986 году 10 вузов республики сотрудничали с 16 вузами ГДР, ЧССР, ПНР, НРБ, СФРЮ, Кубы, СРВ.

Тесные связи объединяли литераторов, артистов, художников, многие творческие коллективы республики и соцстран. Белорус­ские читатели знакомились с переводами писателей и поэтов Бол­гарии, Венгрии, Польши, Кубы и других стран. В свою очередь, на болгарском, польском, немецком и народов стран социализма языках были изданы многие произведения Я.Купалы, В.Быкова, И.Мележа, Я.Брыля, И.Пташникова, И.Шамякина и других. Праз­дниками дружбы были Дни литературы и искусства, фестивали кино, музыки, обмены выставками работ художников, скульпто­ров, гастроли профессиональных самодеятельных коллективов. Развивался международный туризм. Он способствовал укрепле­нию непосредственных контактов между людьми, знакомству с историей, достижениями в экономике и культуре народов. Рас­ширялись спортивные связи. Белорусские спортсмены в составе сборных СССР или самостоятельно участвовали в международ­ных соревнованиях по различным видам спорта как за рубежом, так и в БССР

В условиях противоборства двух систем — социалистической и капиталистической — шла борьба за страны «третьего мира». К ним относились ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки, которые избавились от колониальной зависимости и стали на путь самостоятельного развития. Официальный курс Советского Со­юза был направлен на «укрепление союза мирового социализма и национально-освободительного движения» (Материалы XXVI съезда КПСС. — М., 1981. — С.15). Капиталистические страны стремились подчинить их своему политическому, идеологическо­му, экономическому влиянию, направить их развитие по капита­листическому пути.

Послевоенный период и особенно 70 — 80-е годы характери­зуются расширением контактов КПСС — КПБ с революционно-демократическими партиями развивающихся стран. Белоруссию посещали с официальным визитом десятки партийно-правитель­ственных делегаций, представителей демократических, молодеж­ных, женских, общественных организаций. В свою очередь, деле­гации представителей партийных, комсомольских и профсоюзных организаций выезжали в развивающиеся страны. Однако визиты не были постоянными и носили больше пропагандистский, идео­логический характер.

В ходе экономического сотрудничества БССР оказывала по­мощь в освоении природных богатств, создании собственной не­зависимой экономики. Расширялись торгово-экономические свя­зи. Из республики в 70 — 80-е годы шли поставки промышленной продукции более чем в 70 развивающихся стран. Большим спро­сом пользовались белорусские тракторы, автомобили, станки, приборы и другие товары. В республику поступала продукция из 23 стран. Это составляло 9 процентов от общего объема импорта.

СССР оказывал техническое содействие развивающимся стра­нам в строительстве народнохозяйственных объектов. При учас­тии Белоруссии в 80-е годы, например, был построен тракторосборочный завод в городе Назарете (Эфиопия). На многие строящиеся объекты из республики поставлялось оборудование. Белорусские специалисты принимали участие в подготовке на­циональных кадров для различных сфер народного хозяйства. Более 13 тысяч представителей из развивающихся стран только в 70-е годы получали специальности в различных учебных заведе­ниях БССР.

Культурные связи республики с развивающимися странами не были такими содержательными и разносторонними, как с со­циалистическими. Они включали проведение дней национальной культуры и дней дружбы, выставок, фестивалей, взаимный об­мен творческими коллективами и отдельными исполнителями.

Еще меньшими по объему и содержанию были связи БССР с капиталистическими странами. Фактически они охватывали толь­ко сферу экономики. Отдельные виды своей продукции Белорус­сия поставляла и на западный рынок. В их числе — продукция машиностроения и тракторостроения, химические волокна, стан­ки, калийные и азотные удобрения. На формы и содержание со­трудничества, особенно в духовной сфере, отрицательное влия­ние оказала «холодная война», идеологическая борьба. В сознании советских людей создавался образ врага в лице капиталистичес­ких стран, формировалось негативное отношение к западной куль­туре. Очень слабо были информированы советские люди о жизни народов других стран. Советская пропаганда, как правило, отме­чала только негативные стороны, изрядно их преувеличивая. И только со второй половины 80-х годов стена недоверия и враж­дебности стала стремительно разрушаться. Но был разрушен и социализм. К власти в социалистических странах пришли анти­советски настроенные правительства. Они избрали курс ориен­тации на западную модель развития общества. В советских рес­публиках усиливались тенденции к выходу из состава СССР, к независимости. Провозглашение суверенитета БССР в июле 1990 года означало новый этап в развитии международных связей ре­спублики.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Характерной особенностью этого периода явилась ра­дикальная перестройка международных связей республики и фор­мирование собственной внешней политики. С момента провозг­лашения независимости Беларусь как суверенное государство признали более 130 стран мира, дипломатические связи установ­лены более чем со 100, в числе первых — США, Финляндия, Ита­лия, ФРГ, Польша, Румыния, Вьетнам. 2 октября 1991 года Верховный Совет принял «Заявление о принципах внешнеполи­тической деятельности Республики Беларусь». В нем подтверж­дена приверженность Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека и международным обязательствам, которые были при­няты Республикой Беларусь в соответствии с ее международны­ми договорами.

Важнейшая задача — формирование самостоятельной внеш­ней политики — осуществляется в сложных условиях. В мире про­исходят глобальные изменения. После распада СССР и социалис­тического содружества произошло перераспределение сил. США остались единственным мировым государством, которое оказы­вает сильное влияние на международную политику государств, в том числе и тех, которые образовались после распада СССР. США являются сторонником «нового мирового порядка», сущность ко­торого — претензии США на международное господство в каче­стве единой сверхдержавы, которая осталась в мире после распа­да СССР. США умело играют на противоречиях Украины, России, Беларуси и других республик бывшего СССР и стремятся не до­пустить их сближения и объединения ни в каком виде. В после­днее время США и другие капиталистические страны усиленно навязывают миру идею о продвижении НАТО на Восток к грани­цам Беларуси и России. Однако такая политика чревата непредс­казуемыми последствиями и решительно осуждается Президен­тами и Правительствами Беларуси и России.

Беларусь последовательно проводит в международных отно­шениях курс мира и разоружения, укрепления международной безопасности. Продолжается ее активная деятельность в ООН. В 1995 году отмечалось 50-летие этой авторитетной организации. На праздновании юбилея сессии Генеральной Ассамблеи ООН присутствовала делегация во главе с Президентом Беларуси А.Лу­кашенко. В выступлении на сессии и в ходе своего визита Прези­дент заявил о приверженности Беларуси идеям разоружения, от­метил вклад республики в упрочение мира, акцентировал внимание на участии Беларуси в инициативах «Партнерство во имя мира», «Пакт стабильности в Европе», охарактеризовал пер­спективы участия Беларуси в миротворческой деятельности. Он также привлек внимание мировой общественности к чернобыль­ской проблеме. Необходимо отметить, что Генеральная Ассамб­лея приняла четыре резолюции по этому вопросу ООН оказыва­ет помощь в осуществлении 25 проектов, связанных со смягчением последствий чернобыльской аварии.

В международной политике Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силы, не­рушимости границ, невмешательства во внутренние дела. Бела­русь присоединилась к Совещанию по безопасности и сотрудни­честву в Европе в качестве равноправного члена, принята в Международный валютный фонд, в Международный банк рекон­струкции и развития. В 1994 году Верховный Совет ратифициро­вал Договор о сокращении и ограничении стратегических насту­пательных вооружений. Из республики выведены российские ядерные ракеты. Ведется последовательное сокращение обычных вооружений. Однако этот процесс затягивается из-за отсутствия необходимых средств.

Белорусская дипломатия ведет поиск путей сближения и вза­имовыгодного сотрудничества с другими странами. Важным на­правлением является внешнеэкономическая деятельность. Пра­вительство видит одной из важнейших задач привлечение в белорусскую экономику зарубежных капиталов. Однако зарубеж­ные бизнесмены не торопятся. Причин тому немало, и в первую очередь — нестабильность экономической и политической ситуа­ции как в СНГ, так и в Беларуси в частности. Во-вторых, несовер­шенство нашего законодательства, которое не гарантирует охра­ну зарубежных инвестиций. В-третьих, наличие многочисленных бюрократических препятствий, безответственность и халатность республиканских и местных органов. Поэтому западные полити­ки и инвесторы изучают и анализируют политику и позицию пра­вительства, задачи и деятельность политических партий, пути решения национальных проблем. Однако они чаще стали прихо­дить к выводу, что Беларусь — одна из немногих республик быв­шего СССР, в которой можно в недалеком будущем заниматься бизнесом.

Налажено сотрудничество Белорусского национального и Международного банков. Зарубежные компании и фирмы орга­низуют в республике выставки, ярмарки своей продукции. Белорусские предприятия, в свою очередь, стремятся раскрыть свои возможности западным партнерам. В республике на конец 1996 года действовало около 3 тысяч совместных и иностранных пред­приятий и филиалов различных фирм ( в июле 1992 года — 460).

Они выпускают разнообразную продукцию, занимаются торгово-посреднической деятельностью. С 1 декабря 1996 года начала

действовать свободная экономическая зона «Брест». Она состоит из 2 участков, один пролегает от автомагистрали Брест-Минск до аэропорта, второй расположен вдоль белорусско-польской грани­цы. На 1997 год имеется 15 конкретных проектов. Первой начнет свою деятельность немецкая фирма «Хайфт», которая вкладыва­ет 12 миллионов марок в строительство фабрики по производ­ству йогурта, шоколада, макаронных изделий.

Наши рекомендации