Формы правления государства
Критерии классификации | Форма правления | |
Разделение властей: законодательная и исполнительная | разделены —> не разделены -> | Республика Деспотия |
Количество правящих: правит один правят несколько правят все | Автократия Аристократия Демократия | |
Идеальной формой правления для Канта была республика, под которой он понимал конституционную монархию с разделением властей. Ничего похожего в современной Канту Германии не было. Переход к идеалу, с точки зрения Канта, был возможен только через реформы «сверху», а не через насильственную революцию. Кант выступал против революции, которую рассматривал как «горячечный бред», а казнь короля народом — как нарушение справедливости (Карл I, Людовик XVI). Кант делал ставку на реформы. Лучше всего для проведения реформ подходит такая форма правления, как автократия. Чем меньше лиц, обладающих властью, тем легче провести реформы.
Проект вечного мира. В работе «К вечному миру» (1795) говорится о том, что для вечного мира необходимо соблюдение шести предварительных и четырех основных условий.
Предварительные условия:
1) нельзя включать в мирный договор то, что могло бы
возобновить войну;
2) нельзя приобретать государства по нормам частного
права (например, передавать государство в приданое или
цо наследству, подарить государство): «Государство (в от
личие, скажем, от земли, на которой оно находится) не
111Ш
214 Глава 13. Политико-правовая мысль в Германии..._________________
представляет собой имущества (patrimonium). Государство — это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме него самого»;
3) постоянные армии должны быть постепенно распу
щены: «Будучи постоянно готовыми к войне, они непрес
танно угрожают ею другим государствам. Они побуждают
их к стремлению превзойти друг друга в количестве воору
женных сил, которое не имеет предела, и поскольку связан
ные с миром военные расходы становятся в конце концов
обременительнее короткой войны, то сами постоянные ар
мии становятся причиной военного нападения с целью из
бавиться от этого бремени»;
4) не должно быть государственных займов, средства
которых использовались бы для ведения войны: «Поиски
средств внутри страны или вне ее не вызывают подозре
ния, если это делается для экономических нужд страны
(улучшения дорог, строительства новых населенных пунк
тов, создания запасов на случай неурожайных лет и т.д.).
но как орудие борьбы держав между собой кредитная сис
тема, при которой долги могут непомерно увеличиваться...
являет собой опасную денежную силу, а именно фонд для
ведения войны»;
5) не должно быть вмешательства одного государства во
внутреннюю политику другого государства: «Вмешатель
ство посторонних держав означает нарушение прав незави
симого народа, борющегося лишь со своей внутренней бо
лезнью»;
6) военные действия не должны в будущем вызывать
недоверие между сторонами: «Например, засылка тайных
убийц, отравителей, нарушение условий капитуляции, под
стрекательство к измене в государстве неприятеля».
Основные условия:
1) договор о вечном мире должны заключать республи
ки, потому что при республиканском строе труднее начать
войну;
2) результатом договора должна стать федерация сво
бодных государств;
3) должно быть обеспечено «всеобщее гостеприимство»
государств (например, культурные обмены и т.д.);
4) тайное условие: правители должны советоваться с
философами: «Нельзя ожидать, чтобы короли философ
ствовали или философы стали королями; да этого и не сле
дует желать, так обладание властью неизбежно повреждает
13.2. Политико-правовое учение Г.В.ФГегеля_____ 215
свободное суждение разума. Но короли или самодержавные (самоуправляющиеся по законам равенства) народы не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, а должны дать ему возможность выступать публично; это необходимо и тем, и другим для внесения ясности в их деятельность».
* * *
С философией Канта связан ценностный подход к праву. До сих пор актуальным остается его проект установления вечного мира.
Кант оказал влияние на последующую политико-правовую мысль: М.М. Сперанского, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева — в России, Р. Штаммлера, Г. Радбру-ха, Дель Веккио — на Западе. Л.Н. Толстой, по воспоминаниям современников, «зачитывался Кантом», он собрал и издал афоризмы философа.
13.2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Гегель Георг Вильгельм Фридрих(1770-1831) — немецкий философ, создатель диалектического учения, в основе которого лежит система взглядов объективного идеализма.
Эпоха. Времена Великой французской революции и наполеоновских войн, в результате которых часть немецких земель отошла Франции. Гегель надеялся, что пора революционных потрясений завершилась раз и навсегда и отныне просвещенные монархи и профессора начнут обустраивать жизнь народов на разумных началах.
Биография. Родился в г. Штуттгарте, в семье чиновника, закончил богословский факультет Тюбингенского университета. Отказался от карьеры пастора и занялся философией. Был домашним учителем. Занимался научным и литературным трудом, был редактором газеты, директором Нюрнбергской гимназии. С 1816 г. — профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина.
Логическое основание политико-правового учения. Объективный идеализм. Допускал существование абсолютной идеи, которая развивается посредством понятий. Отождествлял мышление и бытие, сводя всю действитель-