Формы правления государства

Критерии классификации Форма правления
Разделение властей: законодательная и исполнительная разделены —> не разделены -> Республика Деспотия
Количество правящих: правит один правят несколько правят все Автократия Аристократия Демократия
     

Идеальной формой правления для Канта была республи­ка, под которой он понимал конституционную монархию с разделением властей. Ничего похожего в современной Кан­ту Германии не было. Переход к идеалу, с точки зрения Канта, был возможен только через реформы «сверху», а не через насильственную революцию. Кант выступал против революции, которую рассматривал как «горячечный бред», а казнь короля народом — как нарушение справедливости (Карл I, Людовик XVI). Кант делал ставку на реформы. Лучше всего для проведения реформ подходит такая фор­ма правления, как автократия. Чем меньше лиц, обладаю­щих властью, тем легче провести реформы.

Проект вечного мира. В работе «К вечному миру» (1795) говорится о том, что для вечного мира необходимо соблю­дение шести предварительных и четырех основных усло­вий.

Предварительные условия:

1) нельзя включать в мирный договор то, что могло бы
возобновить войну;

2) нельзя приобретать государства по нормам частного
права (например, передавать государство в приданое или
цо наследству, подарить государство): «Государство (в от­
личие, скажем, от земли, на которой оно находится) не

111Ш

         
    Формы правления государства - student2.ru
 
  Формы правления государства - student2.ru
    Формы правления государства - student2.ru
 

Формы правления государства - student2.ru

214 Глава 13. Политико-правовая мысль в Германии..._________________

представляет собой имущества (patrimonium). Государ­ство — это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме него самого»;

3) постоянные армии должны быть постепенно распу­
щены: «Будучи постоянно готовыми к войне, они непрес­
танно угрожают ею другим государствам. Они побуждают
их к стремлению превзойти друг друга в количестве воору­
женных сил, которое не имеет предела, и поскольку связан­
ные с миром военные расходы становятся в конце концов
обременительнее короткой войны, то сами постоянные ар­
мии становятся причиной военного нападения с целью из­
бавиться от этого бремени»;

4) не должно быть государственных займов, средства
которых использовались бы для ведения войны: «Поиски
средств внутри страны или вне ее не вызывают подозре­
ния, если это делается для экономических нужд страны
(улучшения дорог, строительства новых населенных пунк­
тов, создания запасов на случай неурожайных лет и т.д.).
но как орудие борьбы держав между собой кредитная сис­
тема, при которой долги могут непомерно увеличиваться...
являет собой опасную денежную силу, а именно фонд для
ведения войны»;

5) не должно быть вмешательства одного государства во
внутреннюю политику другого государства: «Вмешатель­
ство посторонних держав означает нарушение прав незави­
симого народа, борющегося лишь со своей внутренней бо­
лезнью»;

6) военные действия не должны в будущем вызывать
недоверие между сторонами: «Например, засылка тайных
убийц, отравителей, нарушение условий капитуляции, под­
стрекательство к измене в государстве неприятеля».

Основные условия:

1) договор о вечном мире должны заключать республи­
ки, потому что при республиканском строе труднее начать
войну;

2) результатом договора должна стать федерация сво­
бодных государств;

3) должно быть обеспечено «всеобщее гостеприимство»
государств (например, культурные обмены и т.д.);

4) тайное условие: правители должны советоваться с
философами: «Нельзя ожидать, чтобы короли философ­
ствовали или философы стали королями; да этого и не сле­
дует желать, так обладание властью неизбежно повреждает

13.2. Политико-правовое учение Г.В.ФГегеля_____ 215

свободное суждение разума. Но короли или самодержав­ные (самоуправляющиеся по законам равенства) народы не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс фило­софов, а должны дать ему возможность выступать публич­но; это необходимо и тем, и другим для внесения ясности в их деятельность».

* * *

С философией Канта связан ценностный подход к пра­ву. До сих пор актуальным остается его проект установле­ния вечного мира.

Кант оказал влияние на последующую политико-пра­вовую мысль: М.М. Сперанского, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева — в России, Р. Штаммлера, Г. Радбру-ха, Дель Веккио — на Западе. Л.Н. Толстой, по воспомина­ниям современников, «зачитывался Кантом», он собрал и издал афоризмы философа.

13.2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Гегель Георг Вильгельм Фридрих(1770-1831) — не­мецкий философ, создатель диалектического учения, в ос­нове которого лежит система взглядов объективного идеа­лизма.

Эпоха. Времена Великой французской революции и на­полеоновских войн, в результате которых часть немецких земель отошла Франции. Гегель надеялся, что пора рево­люционных потрясений завершилась раз и навсегда и от­ныне просвещенные монархи и профессора начнут обуст­раивать жизнь народов на разумных началах.

Биография. Родился в г. Штуттгарте, в семье чиновни­ка, закончил богословский факультет Тюбингенского уни­верситета. Отказался от карьеры пастора и занялся фило­софией. Был домашним учителем. Занимался научным и литературным трудом, был редактором газеты, директором Нюрнбергской гимназии. С 1816 г. — профессор филосо­фии в университетах Гейдельберга и Берлина.

Логическое основание политико-правового учения. Объективный идеализм. Допускал существование абсолют­ной идеи, которая развивается посредством понятий. Отождествлял мышление и бытие, сводя всю действитель-

Наши рекомендации