Россия в начале XXI в. Модернизация общественно-политических отношений

Заканчивались «лихие» 90-е гг. Заканчивался XX в. На страну надвигался новый кризис. Ельцин с трудом избежал насильственного отстранения от долж­ности. Он долго подбирал себе преемника. В августе 1999 г. на этом месте оказался В. В. Путин. Путин на премьерском посту главное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате напа­дения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., зна­чительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер — С. Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество — вся Россия». Его возгла­вили недавний премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев.

В. В. Путин в первые годы своего президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических ре­форм.

Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Си­бирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представи­телей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодатель­ства с федеральным.

С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губерна­торы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при президенте России — Государственный совет. А в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального собрания — вошли по два представителя от 89 регионов Рос­сии — от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач поэтапное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.

В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг Российской Федерации.

В отличие от Ельцина Путин стал непосредственно опираться на созданную и фактически возглавленную им пропрезидентскую партию «Единая Россия». В декабре 2003 г. «Единая Россия» получила 2/3 депутатских мандатов в Думе. Демократические партии либерального толка — СПС и «Яблоко» — потерпели поражение.

На выборах 14 марта 2004 г. Путин получил 71,31% голосов избирателей. Был в полной мере использован административный ресурс и возможности СМИ, под­чиненных президентской администрации. На вооружение была взята стратегия и тактика «управляемой демократии». Особую озабоченность кремлевских по­литических технологов вызывала опасность «цветных» революций, подобно тем, что произошли в Украине (2004), Грузии, Киргизии.

Путин избавился от председателя правительства М. М. Касьянова, который «достался» ему еще от Ельцина. Премьеры стали «техническими», без сосбственных политических амбиций (Фрадков, Зубков). Началось давление на негосудар­ственные общественные организации. Но под огнем критики в отступлении от демократии было объявлено о финансовой поддерж­ке значимых проектов общественных организаций.

С 2005 г. стала работать Общественная палата, при­званная согласовывать и защищать интересы граждан перед органами законодательной и исполнительной власти.

В декабре 2007 г. «Единая Россия» в результате выборов заняла господствующее положение в V Госу­дарственной думе. В российском парламенте остались также КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

2 марта 2008 г. третьим Президентом РФ стал Дми­трий Анатольевич Медведев, которого в качестве сво­его преемника порекомендовал россиянам В. В. Путин. Д. А. Медведев получил 70,28% голосов избирателей. Он стал самым молодым (1965 г. рождения) главой государства в российской истории начиная с 1917 г. В. В. Путин стал Председате­лем Правительства РФ. Возник «тандем», новая в политической истории России конфигурация. Преемственность власти сохранилась.

Наши рекомендации