Но его можно стимулировать.
Яркие символы восхищают, захватывают внимание, увлекают, вызывают ответную реакцию, которая тут же становится новым стимулом. За то короткое время, которое отведено символу, он успевает произвести необратимый сдвиг бытия. Так, эфемерное искусство актера, резонируя посредством миллиона маленьких поступков его поклонников, изменяет течение жизни. Формулу Уотсона «стимул — реакция» (S — R)следует рассматривать как фрагмент серии (S — R)— (S1— R1).. .(Sn— Rn). Каждый фрагмент этой серии окружен символическим пространством, в котором, словами Хюбнера из его книги «Смысл в бессмысленное время[A4] »,«свое-нравие, свое-волие и свое-корыстие придают знакам автономный смысл».
Автономные смыслы стягивают знаки смежных серий, производя знак, стягивающий смежные автономные смыслы. Мы оказываемся в поле действия петли обратного влияния. С самого начала человек был захвачен символической петлей. Свидетельства тому мы находим в архаические времена. Первые люди оставили наскальные рисунки. Эти изображения переводили индивидуальное восприятие в общинные представления. Они устанавливали племенной норматив для автономных помыслов.
►Сокровенные мысли о сексе, смерти, вакханалии отменяются сакральным изображением убегающей лани на стене пещеры —устанавливается объединяющий все племя акт: охота.
Племена охотников уступили место поселениям земледельцев. Объединяющим символом стали новые знаки. Например, священная корова. По мере накопления материальных ценностей грабеж и защита от грабежа, захват и оборона вышли на передний план, и им сопутствовали новые символы — орел и лев. В Средние века символизм проник во все поры социальной материи, символический способ восприятия достиг наивысшей плотности и пошел на убыль.Вэпоху Возрождения и Просвещения установилось верховенство естественно-научного метода. Развитие естественных наук шло рука об руку с ростом индустриальной формации. В рамках этой формации зародился новый способ управления процессами и процедурами — менеджмент в его исходном смысле.
Таким образом, все три магистрали воздействия на реальность — научно-техническая, операциональная и символическая — оформились, но так, что символическая оставалась несколько в стороне от столбового пути капиталистического производства.В конце XX века капиталисты индустрии моды, быть может, первыми почувствовали, что «деньги делаются не на продукте и даже не на бренде, а на тренде».
Если бренд может сформироваться по случаю как результат мимолётного увлечения (соблазнения), то тренд есть результат группового поведения, в котором соблазн неотделим от расчета. Тренд соединяет расчетливость и эмоциональность. Как выразился Бодрийяр, «Наши слова и жесты возвращаются в пустоту, но некоторые, прежде чем исчезнуть, улучают миг и в предвосхищении конца вспыхивают ярчайшим соблазном».
Искусное комбинирование брендов позволяет манипулировать трендом. Стремление влиять на тренды производит спрос на бренды. Бренды теперь представляют нематериальный, но реальный актив. Так, основанное в 1974 году агентство InterBrand стало первым оценивать бренды как ценные нематериальные активы. По оценке агентства, в 2010 году наиболее дорогим оказался бренд Coca-Cola, оцененный в $70,452 млн. За ним следуют IBM ($64,727 млн), Microsoft ($60,895 млн], Google ($43,557 млн), General Electric ($42,808 млн], McDonalds (33,578 млн), Nokia ($29,495 млн), Packard ($26,867 млн). Тренд сильнее бренда, его капитализация выше настолько, что он не подпадает под контроль ни одной из корпораций, но может оказаться под властью более сильных структур, государственных или транснациональных. Тренд формирования брендов указывает на доминирующее влияние США: девять из десяти лидирующих брендов являются американскими. Бренд берет свое начало в логотипекомпании, превращая его в символ, означающий продукт, качество, сервис; тренд берет начало в потребности покупателя, продолжает вектор желания, увлекает, навязывает, стимулирует новые желания из своего собственного ряда. Если бренд наполняет знак определенными автономными смыслами, то тренд сводит автономные смыслы к стильным, модным, имиджевым тенденциям. Тенденции развиваются в сопровождении отличающих их знаков — символов. Символы, возникшие на одной смысловой волне, подобно индуцируемому излучению в лазере, усиливают влияние друг друга по всему фронту автономных смыслов, устанавливая верховную власть собственного ряда.
При этом каждый отдельный символ, «будто случайно пробежавший по лесу зверь», захватывает внимание и стимулирует произведение автономного смысла. Автономные смыслы в форме желаний, ожиданий, прогнозов изменяются по мере их собственной реализации. В такой атмосфере притворство неотличимо от намерения, а прогнозы перманентно изменяют сами себе. Обмана не существует. Истина непотаенна.