Требования к оформлению контрольной работы. Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть письменной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста
Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть письменной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста, цитат, ссылок, списка литературы и нормативных правовых актов.
Один из главных навыков, который необходимо усвоить с первого дня учебы – умение правильно цитировать источники, оформлять библиографические сноски и списки литературы. В большинстве случаев для предварительной оценки письменной работы преподавателю достаточно взглянуть на то, как оформлен ее научно-вспомогательный аппарат. Небрежные цитаты, неточные и неправильно оформленные сноски и т.п. – все это показатель низкой учебно-научной культуры студента, что существенно влияет на общую оценку работы. Поэтому рекомендуется изучить приведенные ниже простые правила и неукоснительно их соблюдать.
При оформлении текста контрольной работы следует учитывать, что открывается работа титульным листом.
На следующей странице помещается оглавление с точным названием каждого задания и указанием начальных страниц.
В основной части работы должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации и литературы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. В основной части автор освещает основные понятия и положения, которые позволяют раскрыть сущность вопросов темы и вытекают из анализа теоретических источников (научной литературы, статей, концепций, точек зрения), документальных источников, материалов практической деятельности.
Общий объем контрольной работы не должен превышать 25-30 страниц печатного варианта.
Текст письменной работы должен быть набран, тщательно отформатирован и напечатан одним и тем же шрифтом.
1. Шрифт основной – 14, Times new roman;
2. Шрифт заголовка – 14 Times new roman, жирный;
3. Цвет шрифта – черный (авто);
4. Интервал – полуторный;
5. Отступ первой строки – 1,25;
6. Отступ заголовков от основного текста – 1 строка;
7. Выравнивание – по ширине страницы;
8. Нумерация страниц – сквозная в правом нижнем углу;
9. Ссылки на литературу обязательны.
Требования к структуре контрольной работы
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Основной материал.
4. Список нормативно-правовых актов и специальной литературы (15-20 источников).
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей контрольной работы и служит источником информации о теме, авторе, руководителе, месте и времени ее написания. Титульный лист оформляется по образцу, размещенному в Приложении 1.
Основная часть
Основная часть должна содержать текстовые материалы, отражающие существо, методику и отдельные результаты, достигнутые в ходе выполнения контрольной работы.
При этом в них должны освещаться следующие вопросы:
1) понятие, содержание и значение исследуемого предмета (процесса, явления) и отражающих его показателей;
2) общая правовая характеристика объекта исследования;
3) анализ исследуемого предмета (его нормативного закрепления и практики реализации в деятельности различных субъектов права).
Каждый раздел (пункт) основного текста должен содержать законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру работы и способствующую достижению ее целей.
В академических работах весьма ценятся цитаты. Цитатой называется включение фрагмента из другого текста, изложенного дословно.
Цитировать документ необходимо абсолютно точно. Цитата всегда заключается в кавычки. Цитировать уместно части документов, наиболее важные для понимания их смысла, выводы, полученные исследователями. К цитированию прибегают также для того, чтобы показать ход рассуждений другого автора, подтвердить свои выводы авторитетом. Иногда в качестве цитаты приводятся наиболее яркие, меткие слова и выражения.
Цитата должна обязательно оформляться ссылкой на источник цитирования. Сноски чаще всего оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата.
В работе могут использоваться следующие виды библиографических сносок: сноски на источники цитат, сноски на источники заимствований, сноски на труды, упоминаемые в тексте, рекомендательные сноски на издания, в которых можно найти более полное изложение вопроса, затронутого в тексте.
Библиографические сноски в виде подстрочных сносок приводят внизу страницы, на которой содержится скрытая или прямая цитата или источник информации, под небольшой горизонтальной линией, с номером соответствующим номеру «отсылки» в тексте учебно-научной работы.
Нумерация ссылок сквозная или постраничная. Сноски набираются шрифтом Times New Roman, высота шрифта – 10 пунктов; межстрочный интервал – одинарный.
Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается.
Данные об источнике, из которого взята цитата, указываются в следующей последовательности. Если цитируются монография или учебник, то сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название книги, место (город) издания, год издания, номер страницы, с которой взята цитата. При цитировании книг, написанных коллективом авторов, сначала называется наименование книги, потом имена тех, под чьей редакцией она издана, место (город) издания, год издания, номер страницы, с которой взята цитата.
Если цитируется статья из периодического издания или сборника статей, то сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название статьи, название периодического издания или сборника, год издания, номер журнала (для газет - дату), номер страницы, с которой взята цитата.
При этом ссылки на научные работы, нормативные акты, статистические и архивные данные в тексте обозначаются арабскими цифрами, а в сносках (внизу страницы) указывается цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата (ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»)[1]. Сноски также обозначаются арабскими цифрами, прописанными с применением верхнего индекса (например «1», «2» и так далее).
Следует точно указывать источники приводимых в рукописи цитат, цифровых и фактических данных. При этом точки, запятые и другие знаки препинания ставятся в тексте после номера сноски.
Например:
«Постановление ни одного из этих органов … производит юридический эффект лишь под условием его согласованности с постановлениями других органов»1.
При ссылке на правовой источник в сноске необходимо указать его полное официальное наименование и официальный источник, в котором он опубликован.
Например:
Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч.1). – Ст. 4916.
При использовании журнальных материалов следует указывать фамилию и инициалы автора статьи; её название; наименование журнала; год издания; номер журнала; номер страницы.
Например:
Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. – № 5. – С.18.
Повторные ссылки на один и тот же документ приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения были указаны в первичной ссылке на него.
Например:
1 Зорькин В. Д. Аксиологические аспекты Конституции России // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008. – № 4. – С. 7.
2 Зорькин В.Д. Указ. соч. – С.12.
Если на одной и той же странице работы подряд цитируется одна и та же книга, то во второй и последующих подстрочных библиографических ссылках на нее можно полностью не повторять название цитируемой книги, указав следующее:
__________________
3 Там же.
Если цитируются разные страницы источника, то они обязательно указываются в библиографической ссылке (сноске), например:
___________________
4 Там же. – С.55.
Текстовый процессор Microsoft Word имеет встроенные средства, упрощающие создание сносок.
Загрузите в Word нужный документ и убедитесь, что редактор работает в режиме «разметка страницы». Переключиться в этот режим можно щелчком по соответствующей пиктограмме в правом нижнем углу окна программы.
Установите курсор в то место текста документа, куда следует поместить ссылку на поясняющий текст (сноску) и перейдите на вкладку «Ссылки» в меню текстового процессора. В группе команд «Сноски» щелкните по самой крупной кнопке - «Вставить сноску». Word поместит нумерованную ссылку в указанное вами место, создаст внизу страницы нижний колонтитул, поместит туда этот же номер и переместит курсор ввода. Вам останется набрать текст пояснения, а затем вернуть обратно в текст, чтобы продолжить набор или указать следующую сноску. Вместо кнопки в меню можно использовать нажатие сочетания клавиш ALT + CTRL + F для создания обычной сноски.