Совещательные органы исполнительные органы

Но не было создано общероссийского земского органа. На собрании выбирали состав управы и его председателя. На собрании председательствовал местный предводитель дворянства (избирали управу и его председателя), а во главе управы находился избираемый председатель (+6 членов, все они получали жалование). Выборы в земство проводились раз в три года, в основе избирательного права лежал имущественный ценз.

Избиратели делились на три разряда – курии:

1) дворяне–землевладельцы (не менее 200 (до 800) десятин или торговые обороты не менее 600 тыс. руб.), владельцы недвижимости = 15 тыс. руб;

2) состоятельные горожане (+гильдейские купцы);

Для первых двух курий выборы были прямыми, а для третьей – многоступенчатыми:

3) крестьяне (сельский сход избирал трех представителей на волостной сход (1 человек от трех дворов), волостной сход избирал выборных, и только на уездном съезде выборных избирались гласные в уездное земское собрание), часто от третьей курии избирались не крестьяне, а те же дворяне или священники.

В итоге по своему составу земства оказались преимущественно дворянскими: 74% дворян и 11% купцов и крестьян (1865 г.). Деление на неравноправные курии было явным отступлением от буржуазного характера реформы.

Земская реформа не распространилась на регионы, где не было дворян–землевладельцев (Сибирь; Оренбургская и Астраханская – казачье самоуправление; Архангельская губернии), или среди дворян преобладали нерусские (Финляндия, Польша, Литва, Белоруссия, ряд губерний Правобережной Украины, Закавказье).

Земские органы были под контролем правительства. Им запрещали вести официальную переписку между собой, т.к. царское правительство боялось всероссийского объединения земств.

Несмотря на ограниченный характер земской реформы, нельзя не видеть и ее положительной роли. Формируется слой земской интеллигенции: к 1880 г. – это 23 тыс. человек, работавших преимущественно в земских школах, больницах, органах земской статистики. В земских больницах работали 1 тыс. врачей и 5 тыс. лиц среднего медицинского персонала, жалование – 1 000 руб. в год. Земская статистика стала основой для появления новой науки социологии. К 1877 г. насчитывалось 10 тыс. земских школ. 1897 г. – первая перепись населения (124-126 млн. чел.) – самая точная из всех последующих.

Земства стали оппозицией царскому правительству, из земской среды часто выходили народники. Самым либеральным было земство и дворянство Тверской губернии.

Городская реформа

Логическим продолжением земской реформы стала городская – введение самоуправления в городах в 1870 г. 16 июня.

Городское самоуправление

Выборы проводились раз в четыре года, на 4 года избирался и городской голова, чаще всего из купцов. Выборы объявлялись бессословными. В выборах могли участвовать только мужчины с 25 лет, владельцы недвижимости (домов, промышленных и торговых построек), имевшие российское подданство. Таким образом, от 1% до 10% горожан имели право выбора (в Москве и Петербурге – 3–4%). Право избирать сочеталось с обязанностью уплаты налогов – 1% от своего имущества в казну города. Не могли участвовать в выборах наемные рабочие, мещане, значительная часть интеллигенции. Подобная система обеспечивала участие в выборах всему купечеству, дворянам, проживающим в городах. От одной купеческой семьи в выборах могли участвовать несколько человек.

В первые годы после реформы в составе избирателей преобладали представители имущих слоев: купцы – около 54%, дворяне и духовенство – 33%, мещане и ремесленники – 13%. В ряде городов, например, Саратове, Казани, Томске, купцы составляли 60% и более %. Поэтому городские думы называли купеческими.

Самоуправление, как и земства, занималось вопросами жилого и промышленного строительства, транспорта и торговли, коммунального хозяйства, здравоохранения и народного образования. Гос–во не выделяло денег городам, городское самоуправление переводили на самофинансирование. Также как и земское оно находилось под контролем царской администрации.

Городская избирательная система была более буржуазной, чем земская. Деление избирателей на три разряда в городах зависело только от их имущественного положения. В то время как земские курии фактически были сословными. Возможно, что и эффективность городского самоуправления оказалась выше, чем земского. Здесь проявлялась энергия и финансовые возможности нового класса – буржуазии, которая в этом отношении превосходила дворян–земцев.

Судебная реформа

Ее считают наиболее последовательной из всех буржуазных преобразований России. Дореформенные суды безнадежно устарели. Суд был сословным, т.е. не единым для представителей разных сословий, не было адвокатов, судьи часто не имели юридического образования и были мало компетентными, взяточничество пронизывало все судопроизводство. Широко применялись телесные наказания, особенно среди крепостных.

Отмена крепостного права неизбежно вела к преобразованию в судебной системе. Еще в 1863 г. император подписал указ об отмене телесных наказаний. Один из современников писал: «Россия из битого царства превратилась в небитое». Но указ этот часто нарушался в общине, в тюрьме и на каторге, на золотых приисках Сибири.

Судебная реформа была проведена в 1864 г. 20 ноября. При ее разработке широко использовался опыт стран западной Европы, прежде всего Англии и Франции. Большую роль в ее подготовке сыграл ученый–юрист Сергей Иванович Зарудный. Основные принципы судебной реформы:

1) бессословность, т.е. все граждане, независимо от сословного происхождения, равны перед законом и должны судиться в одном суде;

2) гласность – открытость судов для печати и общественности;

3) несменяемость и независимость судей от администрации (их не могли уволить, только в случае совершения ими уголовного преступления, но и тогда это решение выносил суд);

4) институт выборных присяжных заседателей (привлекаемые по жребию). В целом по стране, кроме столиц, около 60% присяжных составляли крестьяне, около 20% - мещане, реакционеры говорили, что в России введен "суд улицы";

5) состязательность (прокурор и адвокат).

Но принцип бессословности до конца реализован не был, т.к. сохранялись особые военные суды (для военнослужащих), консистории для духовенства и т.д. Низшая судебная инстанция – волостной суд рассматривал дела крестьян на основе общинных традиций, а не законов.

Не был реформирован сенат. Введение новых судебных органов растянулось на 35 лет. Так, на Сибирь реформа распространилась лишь в 1896 г. (через 32 года). Судебные уставы часто нарушались администрацией, а часто корректировались, особенно в отношении политических дел. Многие политические процессы проводились при закрытых дверях, прессе запрещалось их освящать. Очень расплывчатыми были границы между уголовными и политическими делами (рабочее движение объявлялось уголовным делом).

Новая судебная структура

В суд. палатах рассматривались наиболее крупные гражданские и уголовные дела, а также должностные преступления и апелляции на решения окружных судов.

Председателей и членов палат и окружных судов утверждал император (по представлению министерства юстиции). Окружные суды были центром системы, здесь уже кроме професс. юристов были и присяжные заседатели, избираемы по жребию из всех сословий. Этот суд вел не только уголовные, но и политические дела.

Мировой суд (округ, уезд) состоял из одного человека, избранного (на 3 года) на основе имущественного и образовательного ценза. Мировых судей нельзя было отстранить, только в случае совершения ими уголовного преступления, но и тогда это решение выносил суд. Это был принцип несменяемости судей. Мировые судьи должны были иметь образование не ниже среднего, быть крупными землевладельцами или владеть значительным недвижимым имуществом (15 тыс. руб. в сельской местности, не менее 6 тыс. в Петербурге и Москве и 3 тыс. в других городах). Этим требованиям чаще всего отвечали дворяне. Мировых судей утверждал Сенат. Компетенция мирового суда – иски до 500 руб. и осуждение не более 1 года. Уездный мировой суд окончательно утверждал решение суда.

Волостной суд был подвержен воздействию зажиточных верхов. Компетенция – мелкие дела: ссоры, драки, хулиганство, мелкое воровство. Они имели право выносить наказания: штрафы до 3 руб., аресты до 7 дней, принудит. Работы в пользу общины – до 6 дней, наказание розгами до 20 ударов.

Смертной казни тогда не было, такой приговор мог вынести только военный суд.

Военные реформы

Поражение в Крымской войне показали необходимость проведения военных реформ. Версия: Николай I покончил с собой, не смирившись с поражением своей армии. Они оказались растянутыми во времени, т.к. встречали сильное сопротивление в правительстве и военных кругах. Прогрессивные преобразования в армии связаны с именем Дмитрия Алексеевич Милютина (старший из братьев) (с 1861 г. военный министр, в течение 20 лет). 1 января 1874 г. был введен устав о воинской повинности, которая объявлялась обязательной для всех сословий, запрещались денежный откуп и замена себя добровольцем. Ранее была рекрутская повинность (рекрутчина). Ввел ее Петр I. Рекрутской повинностью облагались податные сословия (крестьяне и мещане, один человек от 20 дворов) – служба в армии первоначально была пожизненной, потом сократилась до 20 лет. Призывной возраст был установлен 21 годами, сроки службы велики: 6 лет в пехоте, на флоте – 7 лет. Но сроки службы сокращались для мужчин с образованием:

1) мужчины с высшим образованием служили лишь 6 месяцев,

2) со средним – 1,5 года,

3) с начальным – 4 года.

Сыновья состоятельных родителей благодаря полученному образованию служили меньше. Для дворян была открыта дорога в специальные средние и высшие заведения и, при желании, возможность офицерской карьеры. От службы в армии полностью освобождалось духовенство, старообрядцы и некоторые нерусские народы Средней Азии, Сибири, Северного Кавказа. К службе в армии не призывали единственного сына в семье, а также младшего.

Другой стороной военных реформ стало перевооружение армии («американские» ружья, создатель которых Бердан, обуховские пушки), строительство флота на Балтике. Один из итогов реформ – победа в русско–турецкой войне 1877–1878 гг.

Финансовые реформы

К концу Крымской войны правительство приступило к подготовке финансовой и кредитной реформ. По предложению комитета финансов в США командировали М.Х. Рейтерна для ознакомления с бюджетным делом. Был командирован и В.А. Татаринов (чиновник гос.контроля) для изучения финансового дела Бельгии, Австрии, Пруссии и особенно Франции.

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, а в пореформенное время – сеть частных коммерческих банков для кредитования коммерческой деятельности. При этом кредиты выдавались независимо от сословной принадлежности. Это был явно буржуазный принцип.

С 1862 г. гласным стал бюджет страны, т.е. правительство теперь было обязано ежегодно публиковать данные о доходах и расходах гос-ва.

С 1863 г. начали отменять откупа (исключительное право, предоставлявшееся феодальным гос-вом за определенную плату частным лицам (откупщикам) на сбор каких-либо налогов, или на продажу, например, водки) и вводить акцизную систему (акциз – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления (спиртные напитки, сахар, керосин, спички, табачные изделия), а также услуги, важный источник гос.бюджета капиталистических стран). Особенно население было недовольно «питейным сбором». Он давал до 40% дохода в бюджете страны. Гос-во обычно продавало с аукциона право продажи водки откупщикам, которые вносили в бюджет всю сумму, а потом торговали водкой по монопольной цене в свою пользу и наживали огромные деньги. В конце XIX в. была вновь введена гос-ая монополия водку, но с продажей ее в казенных лавках (без откупов).

В 1882 г. (в 1899 г. в Сибири) отменили подушную подать и заменили ее поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Это уже при Александре III.

Образовательные реформы

В 1862 г. женские училища получили свой устав и были переименованы в женские гимназии с более сокращенной общеобразовательной программой, по сравнению с мужскими гимназиями. Устанавливался 7-летний срок обучения, но разрешалось обучаться в 8-м дополнительном классе (для подготовки учительниц)

В 1863 г. (18 июня) был утвержден новый университетский устав, который восстановил автономию университетов, ликвидированную еще в 1835 г. Жизнью университетов руководил Совет профессоров, который избирал ректора, деканов факультета, по выборам замещал вакантные должности преподавателей. Были открыты новые университеты в Одессе (Новороссийский), Варшаве и Томске (Первый Сибирский императорский университет).

В 1864 г. были утверждены «Положение о начальных училищах» (14 июня) и «Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября) для средней школы (прогимназия – сокращенная программа, 4-хклассное обучение). Формально начальная и средняя школы становились бессословными.

Расширялась сеть начальных и средних учебных заведений. Школы открывали земства, городские самоуправления, общественные организации. Средние уч. заведения – гимназии – делились на классические и реальные. В последних больше внимания уделялось естественным и математическим дисциплинам. Но обучение в гимназиях было платным, что закрывало доступ к ним малоимущих слоев. В классические гимназии отдавали учиться, как правило, дворянских детей, а в реальные – детей купеческих. Выпускники гимназий поступали обычно в университеты, а реальных училищ - в технические высшие уч. заведения. Даже начальное образование не стало всеобщим, не говоря уже о среднем.

Мальчиков и девочек обучали раздельно, отличались и программы их обучения. В женских заведениях больше внимания уделялось домоводству, иностранным языкам, танцам. В целом, женское образование было развито слабее. 70-е гг. ознаменовались началом высшего женского образования в России (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). К тому времени средние женские школы уже дали достаточный контингент абитуриенток. В 70-е гг. возникают высшие женские курсы с программами университетского преподавания: курсы проф. Герье в Москве, проф. Бестужева-Рюмина в Петербурге, высшие женские медицинские курсы в Петербурге (впоследствии женский мед.институт).

В 1865 г. – новый цензурный устав – «временные правила» для печати. Он был либеральным.

Современники называли реформы тех лет «Великими»; историки сейчас иногда говорят о «революции сверху». Реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России. Вместе с тем они значительно изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Миллионы бывших крепостных, получив гражданские права, включались в общественную жизнь. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества (т.е. общества самостоятельного, живущего независимой от государства жизнью) и правового государства (системы, в которой деятельность власти ограничена законом). В целом эти изменения носили либеральный характер. Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком: ведь 1860–1870 гг. для многих стран были временем модернизации (отмена рабства и гражданская война в США 1861–1865 гг., начало европеизации Японии – «революция Мэйдзи» 1867–1868 гг., завершение объединения Италии в 1870 г. и Германии в 1871 г.).

Административный и общественный строй России, сохранив немало пережитков, все же стал гораздо гибче, динамичнее, ближе к европейскому укладу, к требованиям времени. Новый суд - в целом скорый и правый - укреплял гражданский порядок, чувство законности. Благодаря земствам в деревне появились врачи, агрономы, ветеринары, новые школы, проводились глубокие статистические исследования. Расширение свободы слова, преподавания, научного поиска стимулировало успех науки, рост политической культуры. Получив долю независимости, общество повело работу, которая была не по силам правительственной администрации. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали для государства подспорьем в решении его задач.

Но путь преобразований «сверху» был глубоко противоречив: он не затронул основы государственной власти; а самодержавная государственность внутренне была чужда либеральным началам. Царь смотрел на реформы чисто прагматически – как на средство укрепления финансовой, военной, международной мощи империи, возможность «откупиться» от притязаний недовольного общества. Преобразования должны были исходить из общественной идеи и сомкнуться в единую систему. Когда острый кризис миновал, реформы застопорились. В обществе же не нашлось силы, способной к ровному, длительному и конструктивному давлению на власть.

Наши рекомендации