Образование: школы, университет
В ренессансную эпоху возросла роль книжного знания. Получение университетского образования стало одним из условий успешной карьеры. Аристократы-канцлеры Кристиана IV были выпускниками университетов. От прошлого эпоха Ренессанса унаследовала практику домашнего обучения и монастырские школы. В Лунде действовала высшая теологическая школа («студиум») с лекторами-францисканцами. Большую роль играла и учебно-воспитательная работа кармелитских монастырей. С начала XV в. появляются школы со светским уклоном. Копенгагенский университет поначалу не пользовался авторитетом, и молодежь продолжала обучение за границей, но в 1498 г. король Ханс запретил выезжать за рубеж юношам, которые не проучились в Копенгагенском университете по меньшей мере три года. После Реформации университет стал называться «Королевская академия в Копенгагене». Начиная с 20-х годов XVI в. в университете проводились реформы: были созданы философское, медицинское и юридическое отделения, типография; разработаны новые программы; для последующего обучения студентов за границей была введена стипендия. Университет получал привилегии по образцу Парижа и Болоньи.
Студенты были очень разными. Появились «вечные студенты», подрабатывавшие преподаванием в частных домах. Преобладали дети горожан и дворян, но демократических нравов в студенческой среде не было, царил непотизм.
После Реформации из университета и из школ были изъяты книги теологов-миноритов. В составе преподавательского корпуса остались два теолога (преподавать Старый и Новый Заветы), три юриста, которые вели римское и каноническое право. Медицину изучали на подготовительном, артистическом, отделении. Десять профессоров преподавали древнееврейский, греческий, классическую латынь, риторику, диалектику, естественные науки, латинскую поэзию, историю, астрономию и грамматику. В первой половине XVII в. медицинское образование в Копенгагенском университете завоевало международный авторитет. Постепенно большинство профессорских кафедр в университете заняли «библеисты-гуманисты», которые заменили католическую схоластику евангелической и превратили университет в опору конформизма. Для закрепления этого Кристиан IV издал регламенты обучения и преподавания в университете, список рекомендуемых книг; объем обучения был ограничен настолько, что грозил стать беднее, чем в иезуитских школах.
Преподаватели университета составляли особую общественную группу — «ученое сословие». Подобно дворянам, университетские профессора не платили налогов и пошлин, получали за службу земельные пожалования. Большинство из них происходило из патрицианских кругов. Высшее образование не только создавало основу для карьеры, но и позволяло бюргерам получить статус, экономически равный дворянскому.
Еще больше изменений претерпело школьное обучение. С конца XV в. появилось множество светских, так называемых «латинских» школ в городских приходах, которые содержались на средства прихожан. Там изучали письмо, счет, латынь и в первую очередь — Закон Божий. Наряду с ними в радиусе двух миль от каждого торгового города появились так называемые «датские» школы, без латыни. Устройство обычной школы было все еще типично средневековым: общий зал, ученики разного возраста зубрят задание или стоят в очереди, чтобы сдать урок, учитель сидит с розгами. Одним из главных предметов были псалмы. Грамматика изучалась по церковным книгам. В результате распространения школ до половины деревенской молодежи овладевало грамотой, а в среде ремесленников и высших торговцев грамотность была поголовной. Школа вошла в повседневную жизнь народа, и после Реформации государство уделяло ей большое внимание.
В 1604 и 1621 гг. были проведены школьные реформы. В латинских школах ввели «Виттенбергский катехизис» Меланхтона. Для народа при епископских соборных капитулах строили средние школы, в небольших поселениях — школы низшей ступени. Образцом для латинских школ стала программа школы, организованной в 1581 г. в бывшем монастыре в Соре. Это был элитарный лицей для 30 дворянских и 30 бюргерских детей, предназначенный для подготовки государственных служащих, — так называемая «Королевская и дворянская рыцарская академия в Соре». Там должны были изучать обычные предметы латинских школ, но также музыку, стихосложение, танцы и прочие искусства, соответствующие ренессансному идеалу. Выпускники затем отправлялись на 6—8 лет в прославленные университеты Европы. Постепенно в Соре ввели греческий и древнегреческий языки, математику, историю, медицину («физику»). В XVII в. были созданы классические гимназии и Навигатская школа, а также детский приют в Копенгагене, где обучали не только чтению, письму, но и «добрым ремеслам». Новшеством было и включение девочек в число воспитанников приюта.
Постепенно совершенствуются методы обучения, появляются учебные пособия — картинки, фигурки, модели. Создается набор учебных книг по разным предметам, часто иллюстрированных. В подготовке учебников участвовали многие гуманисты. Появились специальные книги и для детей. Первая детская азбука Нильса Бредала (1591) была построена на основе высказываний Эразма Роттердамского о роли воспитания детей и школьной грамотности.
Католичество долго сохраняло сильное влияние в педагогике. Особую роль здесь играли иезуитские школы, их учебники и педагогические приемы. Среди студентов университета также ходили учебники и пропагандистские сочинения иезуитов (на латыни и датском). Королевскими ордонансами первой четверти XVII в. иезуитам было запрещено работать и «выступать» в школах и церквах, а датским студентам — обучаться в иезуитских школах, в частности в Пруссии.