Работа журналиста в условиях международной напряженности и конфликта
- журналист обязан способствовать выполнению национальных и международных норм, касающихся прав человека, ведения войны, обращения с национальными меньшинствами и т.д.;
- журналист обязан своими материалами содействовать переговорам между сторонами конфликта, между которыми нет формальных связей;
- журналист обязан привлекать внимание международного сообщества к развивающемуся конфликту;
- журналист обязан поддерживать международные миротворческие операции в стране их проведения и в странах, участвующих в этих мероприятиях;
- журналист обязан излагать спорные вопросы, лежащие в основе конфликта, чтобы они поддавались урегулированию;
- в процессе переговоров журналист должен распространять информацию, предназначенную для общественного потребления и воздерживаться от публикаций сведений, которые до поры до времени лучше оставить закрытыми;
- журналист обязан представлять сторонам конфликта возможность изложения и обоснования своих позиций, выступая как незаинтересованный собеседник
правовые основы деятельности журналиста в условиях вооруженных конфликтов - это, иными словами, международные законы, регулирующие прессу в зонах межгосударственных или межнациональных споров, и нормы профессиональной этики журналиста То есть если журналист захватывается в плен, ему должна быть обязательно предоставлена защита, судебные гарантии, что при первой возможности он должен быть выдан тому государству, которому он принадлежит, и многие другие положения.
Журналисты порой забывают об ином положении МГП, которое указывает, что журналист утрачивает право на защиту как гражданское лицо, если он становится комбатантом, то есть начинает принимать участие в вооруженных действиях, или находится рядом с военными объектами. Порой военное командование предлагает помощь журналисту. В таком случае другая сторона не будет разбираться журналист это или военнослужащий. Журналист будет уничтожен вместе с другими комбатантами. То же самое может быть отнесено и к желанию журналистов использовать военную форму, камуфляж, о чем уже говорилось выше. С точки зрения международного права, это дает лишний повод принять журналиста за обычного военнослужащего со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
В любом случае не разрешается журналисту брать в руки оружие. Международным гуманитарным правом в такой ситуации он квалифицируется уже не как журналист, а как военнослужащий, который в данном случае занимается не своей прямой обязанностью, а становит Принципы саморегулирования журналистского сообщества в условиях террористической угрозы
Главная проблема тут – что нет единства в понимании терроризмам, нет единых правил или кодексов для журналистов, поэтому важно саморегулирование
+ тут можно сказать все то, что было в 13 билете – общую информацию о терроризме, определения, история, законодательная база.
· Отсутствие взаимодействия между властью и СМИ во время освещения терактов.
Власть должна знать о моделях функционирования социальной информации, учитывать их и использовать их вместе с масс-медиа для мер антитеррора. Кроме того, в крайних случаях, спецслужбы должны иметь возможность распространять через СМИ заведомо ложную информацию, которая способна предотвратить, нейтрализовать или отодвинуть террористические акты (как, например, информация с захоронением тела бен ладена).
· Власти должны делать подготовленные высказывания, не подвергающиеся двойному толкованию
· Все хотят рассказать правду, но надо руководствоваться принципом «не навреди», думать о том, как вы своими репортажами поставите под угрозу, например, жизни заложников или спецоперацию.
· СМИ не должны “давать трибуну” террористам ни при каких условиях.
- Свидетельством пособничества терроризму явилось то, что британский телеканал "Channel 4" показал 3 февраля 2005 года интервью террориста Шамиля Басаева. Или пример с рен ТВ можно вспомнить и захватом заложников на дубровке.
· СМИ не должны содействовать террористам в получении оперативной информации. – пусть и не осознанно – пример про дубровку опять же – террористы могли следить по НТВ и ТВ-6 за размещением и передвижением спецслужб
Примерный кодекс для журналиста при работе над материалом о теракте:
- ограничение информации, которая может повредить заложникам (их число, национальность, вероисповедание, занимаемая должность, состояние здоровья, наличие у них родственников, занимающих видное положение в обществе или имеющих значительные финансовые состояния и т.д.);
- краткость информации об операциях антитеррора и по освобождению заложников;
- соглашение о недопустимости передачи в эфир прямых неотредактированных интервью с террористами;
- тщательная проверка получаемой журналистами информации о террористах, выдвигаемых ими требованиях, ходе и результатах контртерористической операции;
- сдержанность в передаче информации, которая могла бы привести к панике в обществе.
- совместный контроль вербальных обозначений;
- совместный контроль визуальной картинки (в соответствии, с которым на телеэкране отсутствуют изображения убитых и раненых);
-совместный контроль единства интерпретации событий.
Важно информационное противоборство терроризму
Короче, главное – руководствоваться здравым смыслом, не гнаться за наживой, думать о людях, работать сообща, не пытаться искать виноватых сразу, сначала важно дать точную информацию (причем спокойно, без устрашений – ведь мы помним, так действую террористы, не журналисты). Вопрос этот официально никак не решен, есть кое-где кое-чего, но нет генирализованного кодекса, напримерся участником вооруженного формирования.