Ситуация после Первой мировой воны
Индия являлась частью Британской колонии еще с начала XIX века (официально с 1856 г.). Во время первой мировой войны Индия являлась основным сырьевым придатком Англии, обеспечив победу Антанты. Английские власти были заинтересованы в экономическом потенциале своей колонии и сняли всякие ограничения на развитие промышленности и банков. За годы войны индийское предпринимательство заметно укрепилось и потеснило англичан. Это создавало предпосылки антиколониального движения.
Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей начал в Индии реформу образования с целью подготовки кадров колониальной администрации из самих индийцев. Во второй половине XIX в. в Индии открылось немало университетов, где обучение велось на английском языке и по английским программам. Это создало интеллектуальную прослойку, которая впоследствии возглавит национально-освободительное движение в стране.
1885 г – создание первой политической партии Индийский национальный конгресс (ИНК). Деятельность его сводилась к выступлениям в индийской прессе и к проведению ежегодных конгрессов, где принимались антиколониальные резолюции и откуда направлялись петиции английским властям.
1906 – создание организации Мусульманская лига. Эта организация ориентировалась на образованную часть мусульман, ставила своей целью сплотить мусульманскую общину.
Первый этап движения сатьяграхи (1919-1920)
Во время Первой мировой войны в 1915 г. в Индию вернулся МохандасКарамчанд Ганди. Уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной Африке. Там он защищал интересы индийской общины и разработал тактику сатьяграхи — ненасильственной борьбы за независимость в форме несотрудничества и гражданского неповиновения. М.К. Ганди поселился у себя на родине, недалеко от г. Ахмадабада. Там, в местечке Сабармати, он основал ашрам, куда стекались его ученики. М.К. Ганди учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем случае не должен прибегать к насилию и уклоняться от наказания. В борьбе за сварадж он разрабатывал свои методы достижения главной цели. Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и почетных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал игнорировать английские учреждения и в случае необходимости обращаться к традиционным панчаятам — выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах.
Одновременно преследовалась и другая цель — свадеши (свое производство): необходимо было постепенно вытеснить англичан из национальной экономики. Особое значение М.К. Ганди придавал пропаганде традиционных индийских тканей (кхади), изготовлявшихся кустарным способом.
Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психологии и мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди неоднократно обращал внимание на то, что достижение Индией свободы невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев.
6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди начался хартал( - форма забастовок, сопровождающихся массовым закрытием лавок, бойкотом иностранных товаров). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали работу базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессильны. Однако 13 апреля произошли трагические события в городе Амритсаре (провинция Пенджаб). Там, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше тысячи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пенджабе вскоре достигли разных концов Индии, и население стало переходить к насильственным актам борьбы против англичан. М.К- Ганди призвал прекратить хартал.
1920 г. – ИНК одобрила тактику сатьяграхи, политическую программу Ганди и приняла новый устав.
Второй этап сатьяграхи (1921-1922)
С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визите принца Уэльского — наследника английского престола, т. е. представителя короны. ИНК решил объявить бойкот официальным торжествам по этому поводу. Лидеры Конгресса понимали, что оскорбление короны во время визита в Индию повлияет на общественное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное представление о политике английского правительства и, возможно, отразится на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений, продолжался бойкот английских товаров.
17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная забастовка. В тот же день в Бомбее произошли столкновения между протестовавшими против визита и парсами, попытавшимися устроить гостю пышный прием.
Английские власти обвинили в провокации беспорядков молодежную организацию Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого гостя с целью поддерживать порядок при проведении массовых мероприятий. Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул воспользоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от возраста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от властей наказания по закону.
Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием арестовать их, так как они являются членами запрещенной организации. Списки членов «Сева дал» публиковались в газетах и также доставлялись в полицию. Англичане снова оказались бессильными что-либо сделать.
Колониальные власти предлагали М.К. Ганди компромисс: кампания сатьяграхи прекращается, а по завершении визита принца Уэльского с ИНК начнутся переговоры. Но Ганди был непреклонен. Кампания сатьяграхи продолжалась, Индия бурлила, а английские власти ничего не могли поделать.
1 февраля 1922 г. М.К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно освободить всех заключенных, снять запрет с «Сева дал» и начать переговоры о предоставлении Индии самоуправления. В противном случае он угрожал перейти к бойкоту налогов. Вице-король ответил массовыми арестами, тем более что на сей раз основания были, поскольку отказ от уплаты налогов — тяжкое преступление,
Кампания началась с большим энтузиазмом. Хотя многие видные деятели ИНК были арестованы, сам Ганди оставался на свободе. Деятельность колониальных властей, казалось, была полностью парализована. К тому времени было арестовано уже 10 тыс. активистов ИНК, но отказ от уплаты налогов не прекращался.
4 февраля 1922 г. в деревушке Чаура-Чаури произошел прискорбный инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это было явное нарушение основного принципа сатьяграхи — ненасилия (ахимсы). Ганди отдал распоряжение дальнейшую кампанию прекратить. Лидеры ИНК находились в то время в тюрьмах и весть о прекращении борьбы встретили с недоверием. Многие в то время осуждали Ганди за принятое решение, но впоследствии признали, что Ганди оказался прав.
Это был первый насильственный акт, но он мог оказаться далеко не единственным. Сама идея сатьяграхи как ненасильственной формы борьбы была бы скомпрометирована, а англичане получили бы повод подавить движение силой.
Вскоре был арестован и осужден на 6 лет и сам М.К. Ганди. Антиколониальная борьба явно пошла на убыль.
В 1924—1928 гг. М.К. Ганди фактически отошел от политической работы в ИНК, так начинаются противоречия в партии.
Экономический кризис (конец 20-х гг.)
Тем временем разразился мировой экономический кризис, который быстро достиг Индии. Еще в 1927—1928 гг. страна столкнулась с аграрным кризисом — падением цен на джут, хлопок, пшеницу, масличные культуры. Потеряв доходы, крестьяне не могли платить в прежнем размере земельный налог. В июне 1928 г. один из соратников М.К. Ганди, Валлабхаи Патель, провел в Гуджарате успешную сатьяграху, бойкотировав уплату земельного налога.
Мировая депрессия еще больше снизила цены на сельскохозяйственную продукцию, что фактически вело к росту налогов. Хотя формально налоги оставались прежними, для их уплаты необходимо было произвести и продать в 2—3 раза больше продукции. Это приводило к тому, что землевладельцы стремились перевести крестьян на денежную аренду. Крестьяне-собственники, будучи не в состоянии уплатить земельный налог, оказались перед выбором: или потерять землю и уйти в город, или попасть в кабалу к ростовщикам, или расстаться с семейными драгоценностями, которые в Индии есть у каждой женщины, чтобы все же уплатить налог и спасти землю. Огромное количество драгоценных камней и изделий из драгоценных металлов потекло из Индии в Англию, что в известной степени помогло англичанам стабилизировать свою финансовую систему.
Пытаясь преодолеть кризис сбыта, Англия стремилась расширить сбыт своей продукции в Индии. Были отменены все протекционистские тарифы на продукцию хлопчатобумажной и железоделательной промышленности. Деятельность индийских конкурентов была затруднена: власти повысили акцизы и сборы на железнодорожные перевозки в Индии. Отказавшись от золотого стандарта фунта стерлингов, Англия тем самым повысила курс индийской национальной валюты — рупии, что сразу же сделало индийские товары дороже. Это привело к разорению тысяч мелких и средних предприятий в Индии, росту безработицы, работающие вынуждены были согласиться на сокращение зарплаты на 30—40%. Кризис обострил социальную напряженность, население усиленно распродавало сбережения, чтобы выжить.