Объем дисциплины и виды учебной работы. Федеральное государственное образовательное учреждение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»
Кафедра отечественной истории, политологии и социологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан ИТ ________________
"____"______________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДисциплинаПолитология и социология
Направление 230400.62 «Информационные системы и технологии»
Факультет Информационных технологий
Курс обучения ____4___/_______/________
Семестр _____7__/_______/________
Всего по учебному плану з-е/часов: 3 / 108
В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная
- лекции _36__/______/___
- практикум _18_/______/____
- самостоятельная работа _54_/_____/____
Формы итогового контроля знаний:
- зачет ___7_сем./ ____ сем./ __ сем.
Санкт-Петербург
2011 г.
Цели освоения дисциплины
Основной целью курса является научить студентов самостоятельно анализировать социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном мире, придать их мировоззрению практически-гуманистическую направленность. Так же целью является приобретение глубоких знаний теоретических основ и закономерностей функционирования социально-политической жизни общества, основанное на изучении методологии и методов политико-социологического познания.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Политология и социология» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и является обязательной для всех специальностей и направлений. Задачей преподавания курса является системное и предметное освоение знаний о социальной, политической и правовой реальности современной России, формирование у студентов компетентного понимания социальных и политических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.
Дисциплина «Политология и социология» связана с правоведением, философией, культурологией, отечественной историей, психологией, экономикой.
Компетенции студентов, формируемые в результате освоения дисциплины
Студенты должны обладать общекультурными компетенциями (ОК)
а ) общекультурными (ОК):
- способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы (ОК-1);
- способен к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
- способен принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4)
- свободно владеет иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5);
- обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6)
В результате изучения дисциплины они должны знать (ОК 9)
Знать
1. Основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества;
2. социальные, политические механизмы и регуляторы общественных процессов и отношений
3. способы анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней, роль, место и возможности индивидуального и коллективного участия в социально- политической жизни;
4. основные понятия, с помощью которых анализируются социальные проблемы и процессы;
5. особенности и принципы структурно-функционального подхода к анализу социальных проблем и процессов;
6. особенности и принципы институционального и неоинституционального подходов к анализу социальных проблем и процессов;
7. особенности и принципы социо-культурологического подхода к анализу социальных проблем и процессов.
Уметь
1. использовать методы социальных наук для анализа социально значимых проблем и процессов, выделять социально значимые проблемы и процессы;
2. использовать полученные знания для понимания принципов функционирования современного общества в контексте своей профессиональной деятельности;
3. описывать социально значимые проблемы и процессы, используя соответствующую терминологию;
4. выделять структуру социально значимых проблем во взаимодействии личности и общества;
5. характеризовать динамику взаимодействий личности и общества в современном мире;
6. выделять структуру социально значимых проблем во взаимодействии власти и общества;
7. характеризовать динамику взаимодействий власти и общества в современном мире;
8. оценивать свою гражданскую позицию и позицию другого человека, сопоставлять с собственной позицией;
9. выделять структуру социально-значимых проблем в социально- стратификационных, демографических, семейных, коммуникативных, социокультурных общественных отношениях;
10. характеризовать динамику социально-стратификационных демографических, семейных, коммуникативных, социокультурных отношений в современном мире;
11. представлять результаты своего анализа в устных выступлениях;
12. представлять результаты своего анализа в виде эссе.
Владеть
1. должным понятийно- категориальным аппаратом социальной науки;
2. навыками использования методов социальных, гуманитарных и экономических наук для анализа социально значимых проблем и процессов;
3. навыками анализа социально-значимых проблем и процессов с целью понимания их причин, движущих сил, возможных последствий и места в общественном целом;
4. приемами применения принципов структурно-функционального институционального и неоинституционального социо-культурологического подходов к анализу структуры и динамики социальных проблем и процессов;
5. способностью оценивать социальную значимость явлений и процессов;
6. способностью формировать свою позицию относительно участия в решении социальных проблем;
7. навыками письменного изложения анализа социальной проблемы.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е., 108 часов.
Вид учебной работы | Всего часов | № семестра |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Промежуточная аттестация (экзамен) |
Содержание дисциплины
5.1. Лекционные занятия
№ темы | Наименование тем |
1. | Политология. Введение |
2. | История политических учений |
3. | Политическая система общества |
4. | Политические элиты. Политические личности |
5. | Мировая политика и международные отношения |
6. | Социология. Введение |
7. | История социологических учений |
8. | Общество и социальные институты |
9. | Мировая система и процессы глобализация |
Социальная стратификация. Социальная мобильность | |
11. | Культура как социальное явление |
12. | Социология личности |
13. | Прикладная социология. Методы социологического исследования |
ТЕМА 1. Политология. Введение
Объект, предмет. Основные методы в политическом исследовании: сравнительный, системный, структурно-функциональный, бихевиористский (поведенческий), институциональный и др. Общенаучные методы (анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному) и их использование в политологии. Функции политологии: методологическая, историко-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксеологическая и др. функции политологии. Уровни политологии: теоретико-политический и прикладной. Категориальный аппарат политологии.
Политическая наука в системе общественных наук. Место и роль политологии в современном общественном развитии. Становление и развитие российской политологии.
Политическая жизнь и властные отношения, роль и место политики в жизни общества. Понятие политики и ее сущность. Политика как разновидность общественной практики. Субъект и объект в политике, их взаимосвязь. Политика внутренняя и внешняя. Политика и мораль.