Не позволяйте отвлечь себя от темы и сбить с пути
Как брать интервью у политиков
9.02.2011 15:22
Проводить интервью с политиками - это искусство: нужно понимать их мотивацию, понимать, что у них будет свой сценарий, не позволять усложнять тему, не позволять переводить разговор на другую тему, быть готовым к импровизации, разбираться в теме интервью и избегать конфликтов.
Не вступайте с политиком ни в какие сделки.
Вы проводите интервью ради своей аудитории
Помните, что у вас обоих есть аудитория.
Вы должны информировать свою аудиторию, предоставляя сбалансированную, беспристрастную, объективную и точную информацию.
У политиков есть электорат, который они представляют: часть этого электората голосовала за них, другая часть - нет.
Ваша задача заключается в том, чтобы от имени своей аудитории задать вопросы и узнать информацию в категории “Если бы не Вы, то мир никогда не узнал бы”.
Ваша задача заключается не в том, чтобы выглядеть умным или выиграть битву.
Интервью с политиком не должно быть излишне эмоциональным или конфронтационным.
Хороший журналист получит необходимую информацию, не повышая голоса.
Вы ищете информацию в категории “Если бы не Вы, то мир никогда не узнал бы”.
Разберитесь в мотивации политика
Вы должны информировать общественность, предлагая ей качественные журналистские материалы, подготовленные на основе проверенных фактов, которые помогут аудитории разобраться в том, что происходит в окружающей жизни, и в соответствии с этим сделать свой выбор.
В то же время амбиции, личные интересы и выгоды, месть, другие личные мотивы могут оказаться на Вашем пути.
Вам придется иметь с этим дело – это все о честности: без честности не получится хорошее политическое интервью.
Мотивация политиков может включать информирование электората, организацию обсуждения в обществе, обеспечение нужд членов сообщества, которое они представляют. В то же время преданность своей партии, страх потери своего кресла/должности, идеология и масса личных проблем могут заслонить все остальное.
Ваша работа заключается в том, чтобы в этой массе информации найти именно те факты, которые Вы ищете.
Политики – это слуги народа: их выбрали, чтобы они выполняли свою работу, и то, как они работают должно тщательно проверяться.
Журналисту отводится уникальная роль - сесть рядом с политиками и задать им вопросы, которые не может задать аудитория. Вы действуете от имени своей аудитории.
Ваша работа заключается в том, чтобы копать как можно глубже и вскрыть факты, касающиеся того, как этот политик выполняет свои обязанности, а также, как его личные проблемы могут ему помешать их выполнять.
Хороших политических интервью не бывает без честности.
Будьте проще
Политикам очень удобно усложнять вопрос: они могут попытаться поставить журналиста в такое положение, что ему будет неудобно, что он не разбирается в ситуации.
Фразы ”ну, это сложно” и “нужно знать историю этого вопроса” - это стандартные способы приостановить журналиста.
Задавайте ключевые вопросы: Кто? Почему? Когда? Где? Что? и Как? Вопросы должны быть краткими и задаваться по теме.
Не бойтесь продолжать задавать те же самые вопросы до тех пор, пока Вы получите четкие ответы на них. Старайтесь сформулировать их по-разному, чтобы не раздражать собеседника: впрочем, если собеседника это разозлит, не зацикливайтесь на этом.
Вы не обязаны быть экспертом во всех вопросах, которыми занимается данный политик, но Вам следует разбираться в тех вопросах, о которых Вы решили его спросить.
Нужно знать историю вопроса: убедитесь в том, что Вы разбираетесь в вопросах, которые Вы обсуждаете, и что Вы уделили внимание предварительному изучению темы.
Не бойтесь продолжать задавать те же самые вопросы до тех пор, пока Вы получите четкие ответы на них.
Не позволяйте отвлечь себя от темы и сбить с пути
Очень легко отвлечься от главного вопроса: как только журналист теряет хладнокровие, интервью пропало.
Политик, чье положение не является очень прочным, может спровоцировать Вас на то, чтобы занять оборонительную позицию.
Они могут попытаться втянуть Вас в дискуссию, которая нужна им, вместо того, чтобы отвечать на Ваши вопросы (или обсуждать ту тему, о которой Вы договорились, когда назначали интервью).
Не попадите в мышеловку: вернитесь к вопросу, который Вы хотите задать.
Избегайте личных конфликтов и не попадите в такую перепалку, в результате которой Вы будете кричать друг на друга.
Как только подобное случится, интервью (имеющее все шансы понравиться аудитории и попасть на YouTube и стать известным всему миру) уже не станет инструментом информирования широкой аудитории.
Вы просто испортите свою репутацию, это также не улучшит имиджа СМИ, в котором Вы работаете.
Интервью с политиком должно быть искренней попыткой раскрыть информацию, которая поможет Вашей аудитории разобраться в современных проблемах.
Это не битва разумов между Вами и политиком. Здесь нет спортивного счета.
И речь не идет о том, как выглядеть самым умным среди Ваших друзей.
Как только журналист теряет хладнокровие, интервью пропало.
Не заключайте сделок
Возможно это очевидно, но не вступайте с политиком ни в какие сделки, ни в явные, ни в скрытые.
Не должно быть такого понимания ситуации, что обе стороны извлекут какую-то выгоду из интервью: это коррупция, которая противоречит основным принципам журналистики.
Для политика является абсолютно нормальным попытаться так поступить, т.е. убедиться в том, что он достигнет своей поставленной задачи – это и есть политика.
Вы должны быть выше этого, это вопрос честности.
Не соглашайтесь на заранее срежиссированное интервью.
Единственное, о чем можно договариваться заранее – это продолжительность интервью, но даже это является в каком-то смысле ограничением, которое может помешать Вам докопаться до истины.
Не должно быть такого понимания ситуации, что обе стороны извлекут какую-то выгоду из интервью.
У них будет свой сценарий
Во время подготовки к интервью Вы, скорее всего, продумали темы, которые хотите осветить, и записали вопросы, которые хотите задать. Политик, скорее всего, сделал то же самое.
Неверняка они проведут несколько совещаний с политтехнологами и потренируются отвечать на вопросы: то, что они хотят сообщить аудитории с телеэкранов, будет хорошо подготовлено.
Политические организации тратят очень много денег на консультантов, которые обучают политиков, как уходить от вопросов, и как донести свою информацию до аудитории независимо от того, какие вопросы им задают.
Манипулирование средствами массовой информации – это огромный бизнес.
Часто такие тренинги проводятся бывшими журналистами, т.е. политиков хорошо готовят. Именно это происходит, когда Вы слышите: “Это интересная точка зрения, но основной вопрос заключается в том...” или “Я рад, что Вы задали этот вопрос, но Вам нужно понять, что истинные причины этого кроются в...”
Такие ответы – показатель того, что политика подготовили, и он готов использовать Ваше интервью, как политическую трибуну, а не как инструмент для информирования аудитории. Несомненно, у политика есть в голове свой сценарий. Они думают о тех результатах, которых они должны достичь для себя и своей партии.
У них заготовлено последнее слово, которое они всегда скажут, независимо от того, какие вопросы Вы зададите.
Помните, что Вы не секретарь, который должен записать ответы под диктовку.
Вы не сценарист их пиар-компании.
Вы журналист, и Ваша работа заключается в том, чтобы докопаться до истины.
С каждой политической партией сотрудничают политтехнологи: задача пиарщиков и другого обслуживающего персонала заключается в том, чтобы донести лозунги их партии до целевой аудитории независимо от того, какая им предоставилась возможность, и Ваше интервью – одна из таких возможностей. Это шанс для политика.
Не думайте, что Вы подготовились лучше: это наивно и глупо.
Когда Вы проводите политическое интервью, Вам следует помнить, что за спиной Вашего собеседника сидит команда, которая занимается имиджем этого политика в новостях, и что они проработали этот материал сотни раз и будут использовать таких, как Вы, журналистов для достижения своих целей.
Вы не сценарист их пиар-компании.