Интерпретация французскими просветителями основных социально-политических концепций и проблем
Гармашев Александр ПИО-31
Естественно-правовая теория, Естественные и гражданские права человека | Народный суверенитет и общественный договор | Отношение к собственности | Содержание понятий «равенство», «свобода», «закон» | Функции государства и формы правления (в том числе наиболее приемлемая для современной им Франции) | Отношение к религии и церкви | Способы преобразования общественных и государственных институтов | Отношение к реформе и революции | |
Француа Мари Аруэ. Вольтер (псевдоним) | Правовые принципы: свобода, собственность, законность, гуманность. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека». | По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. | Неприкосновенность собственности. «Невозможно Чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: богатых, которые повелевают, и бедных, которые им служат». | Равенство - формально гражданское равенство людей перед законом, но неимущественное равенство. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов, наиболее ценные – личная собственность, свобода слова, печати, свобода совести, свобода труда. | Конституционная монархия. «Где государь всемогущ, если хочет творить добро, но руки которого связаны, если он замышляет зло». Совершенных форм правления нет, но республика является наиболее приемлемой из всех, однако люди весьма редко достойны управлять собой, поэтому республики вытеснены монархиями. | Социальное объяснение необходимости идеи Бога - его следовало бы выдумать. Деистической позиции могут придерживаться только просвещенные люди, остальных надо держать в пределах порядка государства, нужна религия. Бог - гарант социального порядка. «Раздавите гадину» - католическую церковь. | Аристократию в системе управления государством заменить на бюрократию. Уничтожение сословных привилегий. Осуществить эти прогрессивные преобразования призван просвещенный и милостивый правитель. «Самое счастливое время, когда государь – философ». | Единственное средство преобразования в государстве - реформы, проводимые сверху добрым королем. Против кровопролития и насилия. |
Ш.-Л. Монтескье | Исключение теологии. Политические, международные, гражданские права существуют. Естественные законы: самосохранение, добывание пищи, продление рода, желание жить в обществе, в организованном социуме и государстве не в силах изменить. | Договор, в котором народ делегирует свою власть правителям. Акт принятия основных законов государства. Правление законов, а не людей. Отрицание идеи народного суверенитета. | Отказ от общей собственности, за частную собственность как признак цивилизации. Достижение материального благополучия и истинной свободы. | Равенство от природы, но из-за закона не могут его сохранить. Свобода возможна там, где нет нарушений и коррупции власти. Делать все, что не запрещено законами. Закон - необходимые отношения, вытекающие из природы вещей. | три формы правления: республика (бывает двух видов: демократия и аристократия), монархия и деспотия. Предпочитает Конституционную монархию. | Признаёт сотворение мира богом, но после не вмешивается. Высмеивает католическую церковь и считает папу идолом. | Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. | Реформа- способ преобразования действительности. |
Ж.-Ж. Руссо | Естественное право - свобода морального выбора, люди независимы от природы. | Общественный договор с внешней стороны ( один предложил учредительная власть-другие согласились). Соглашение равных между собой субъектов. Суверенитет принадлежит народу. Ассоциация равных и свободных индивидов (республика). Народный суверенитет неотчуждаем и неделим. | Частная собственность зло порождающее неравенство людей. | Свобода человеческого достоинства от природы. Закон - решения выносимые народом и касавшегося всего народа. | Неделимость суверенитета. Народовластие. Правление посредством законов. | Религия грандиозна. Соединение веры в божество и любовь к законам. Церковь основана на лжи, вызывает суеверие и уничтожает подлинную веру. | Регрессия свободы. Зарождение социальных форм правления -семья, народность. | Проведения реформ с помощью революции. Нет насилию. |
Марели | Все люди от природы равны. Они не рождаются ни добрыми, и ни злыми. Внешний мир формирует человека. | Противник концепции договорного происхождения государства. Законодатели закрепили «чудовищный раздел произведений природы», который вызвал появление множества «жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться». | Частной собственности не существует. «Собственность – мать всех преступлений». | Излагает понимание свободы, отличное от того которые обосновывали буржуазные просветители: «истинная политическая свобода человека состоит в пользовании всем, что может удовлетворить его желание». | Формы правления сменяют друг друга. Смена одной формы на другую обусловлена концентрацией общественного имущества в частных руках. 1) единоличные органы управления; 2) коллегиальные органы управления. | Идея Бога сочетается с идеей природы. Он считает, что человеческое общество должно жить по кодексу природы. | Мудрость правителей, преобразования в системе воспитания побудят народы принять мирные законы, которые исподволь распространят свое влияние на весь земной шар, так что «оружие выпало бы из рук самых свирепых народов». | За реформу. Но не за насилие и войну. |