Формирование культуры русского народа.
Формационный подход к изучению истории.
История общества представляет собой процесс развития последовательно сменяющих друг друга в результате социальных революций общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Они имеют специфические законы возникновения и развития. В каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории.
Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе ее - определенный способ производства и тип производственных отношений. Формация имеет соответствующую надстройку (тип государства и власти, религию, партии, общественные организации, мораль, закон, тип семьи, быт, культуру). Теория общественно-экономической формации и формационный подход были разработаны К.Марксом и Ф.Энгельсом, занимали центральное место в историческом материализме и служили теоретической базой советской исторической науки.
Формационный подход к изучению истории не дает ответа на многие вопросы: Почему в одно и то же время существуют высокоразвитые государства и примитивные общества? Почему при равных стартовых условиях общества развиваются различными путями? Почему одни государства устойчивы, а другие гибнут? Почему одни народы проходит все ступени развития, а другие не укладываются в жесткую схему формационного развития? и др. Ответы на эти и многие другие вопросы дает цивилизационный подход к изучению истории.
Формирование культуры русского народа.
До принятия христианства культура Руси имела многовековую историю, о чем свидетельствуют мифологические представления наших предков, их обрядово-ритуальная деятельность, а также праписьменность славян. В понимании древних славян космос, природа противостояли человеку в лице многочисленных богов и мифологических существ. Циклы былин донесли до нас сложную систему эстетических ценностей и оценок, свойственную нашим предкам. Для них характерна эстетизация природы, славяне воспринимали мир в целом, как дружественный, дарящий жизнь во всей ее сложности и многообразии.
В формирование русской культуры внесли вклад и греческий мир, и латинский Запад, и Ближний Восток, и Египет, и славяне. Многообещающее смешение старого и нового дало такой результат, что период Киевской Руси справедливо получил название "золотого века" древнерусской культуры. С XI в., когда начинается рост самосознания русского народа, когда на Руси появляются свои писатели, очень быстро растет фонд русской литературы (не менее 130-140 тыс. рукописных томов за X-XIII вв.). Знамениты "Слово о законе и благодати" (сер. XI в.) митрополита Иллариона, "Поучения" В.Мономаха, "Слово о полку Игореве" (XII в.). Высокое развитие культуры XI-XIII вв. отразилось в памятниках архитектуры: начато строительство крестово-купольных храмов во Владимире (Успенский собор), Киеве (храм Софии), Суздале (церковь Покрова на Нерли). Блестящего развития достигло прикладное искусство: в Киеве, Новгороде, Пскове складываются школы иконописцев; развивается искусство мозаики и фрески.
В русской культуре различные ее сферы развивались неравномерно: в XIV - нач. XV вв. на первое место выходит живопись, в XV-XVII вв. превалирует зодчество, в XVII в. передовые позиции принадлежат литературе.
Развитие культуры Руси в период со 2 пол. XIV в. по XV в. включительно вызывают споры среди специалистов. Это было время расцвета культуры Московского государства, и большинство историков называют этот период "русским Возрождением". Однако Д.С.Лихачев, считая XIV в. временем Предвозрождения, настаивает на том, что Возрождение на Руси не произошло (этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры, гибель городов-республик Новгорода и Пскова). Возражающие Д.С.Лихачеву церковные историки считают, что на Руси Возрождение произошло не в европейской рационально-эллинистической, а чисто духовной форме и заключалось в окончательной победе христианства над язычеством. Как бы то ни было, но XIV-XV вв. - это взлет русской культуры. В сер. XV в. появляется Русский Хронограф, в котором история русской земли рассматривается во всемирно-историческом контексте. Расцветает русская живопись (Ф.Грек, А.Рублев). С 1366 г. начинается строительство укреплений Московского Кремля. В нач. XV в. появляются первые переводы с различных языков.
На смену гениям живописи шли титаны зодчества XV-XVI вв. Шатровые храмы XVI в. увенчали поиски русских зодчих. Строится Московский Кремль, храм Покрова-на-рву (Покровский собор или храм Василия Блаженного). Особой высоты достигает жанр жития (Четьи-минеи, Степенная книга). В сер. XVI в. появляется книгопечатание. Однако в этот век великого зодчества разразился кризис средневековой мысли, правил и традиций, который усилился в XVII в.
Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, обмирщение - отход от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи, усиление внимания к человеческой личности - характерно для XVII в. Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха Никона и возникновение старообрядчества. Самые крупные преобразования в XVII в. связаны с литературой. В X-XVI вв. русская литература проникнута духом коллективизма, личностное начало в ней приглушено. Лишь в XVII в. литература начинает интересоваться внутренней жизнью людей, решать задачи художественного обобщения. Впервые героями произведений становятся не идеальные личности, но люди обычные. Время перемен вызвало к жизни целую когорту интересных литераторов: Симеон Полоцкий (поэзия, драматургия, публицистика), протопоп Аввакум с блестящим "Житием", Юрий Крижанич (политологические трактаты). XVII в. отмечен замечательными бытовыми и сатирическими повестями неизвестных авторов - "Повесть о Горе-Злосчастии", "Шемякин суд", "Повесть о Ерше Ершовиче". XVII в. принадлежит множество шедевров русской архитектуры - например, дворцовый ансамбль в Коломенском. Развивается каменное гражданское зодчество, строятся простые, но удобные купеческие палаты. В конце XVII в. появляются написанные масляными красками портреты исторических деятелей - так называемые парсуны. В лучших произведениях XI-XVII вв. воплотилась эпоха. Художники, писатели, зодчие, стали символами, вобрав в себя чаяния и идеалы огромных слоев населения. Стили и жанры в литературе, поиски формы и цвета в иконописи, огромный опыт теории и практики в зодчестве - достижения русской культуры XIX-XX вв. трудно представить без прямого или косвенного освоения новыми мастерами древнерусского наследства.
Холопы - в России в X - нач. XVIII вв. категория зависимого населения, по положению близкая к рабам. Холопы не имели своей собственности и исполняли различные работы в хозяйстве феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Церковь запрещала убийство холопа. В документах Московского государства всегда проводилось различие между крепостными и холопами: холоп не платили податей, не облагался тяглыми повинностями и не принадлежал ни к какой общине. В реальной жизни холопы состояли из 2-х категорий: 1) слуги феодала, входящие в состав челяди и дружины. Из них сформировалась княжеская администрация, служилый класс. 2) холопы, работающие на земле и ремесленники, которые в XVII - нач. XVIII вв. были "положены в тягло", т.е. слились с крепостными крестьянами.
Целовальник – должностное лицо в XV-XVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Рост влияния связан с реформами Ивана III в области местного управления. В числе других лиц обеспечивали поступление доходов, участвовали в судебно- полицейском надзоре. Избирались из числа тяглых людей, давали клятву (целовали крест).