Политика как общественное явление 1 страница
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
Политика как общественное явление
Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. В своем трактате «Политика» он определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город-государство в Древней Греции).
Политика– это деятельность по реализации интересов индивидов, больших социальных групп и всего общества, связанная с использованием государственной власти.
Функции Политики:
1) определение стратегических целей развития общества;
2) руководство и управление обществом, обеспечение инновационности общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);
3) выражение интересов различных социальных групп общества, выявление и разрешение возникающих социальных конфликтов;
4) интеграция общества, обеспечение его целостности и стабильности;
5) рационализация общественной жизни.
Участники политических отношений в политологии называются субъектами. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию.
1.2 Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи учебной дисциплины
Политология есть наука о политике. Первое понятие ввел в употребление Аристотель, второе – Гераклит.
Стремление понять и осмыслить политику появилось в период формирования первых государств. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой характерно представление о божественном происхождении власти и правителей. С середины I тысячелетия до н.э. политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, появились первые теоретические концепции, развивавшиеся в рамках единого философского знания.
В период средних веков и Нового времени проблемы политики, власти, государства исследовались в трудах Руссо, Гегеля и др. Они не только сделали политическую науку предметом самостоятельного изучения, но, освободив ее от религиозно-этической формы, значительно развили ее.
Становление политологии как самостоятельной отрасли человеческого знания произошло в конце XIX в. Это было связано с появлением первых массовых политических партий, введением в ряде стран всеобщего избирательного права.
Политология как учебная дисциплина решает следующие задачи:
1) политология достоверно и объективно описывает политическую жизнь,
2) политология, кроме передачи определенной суммы знаний о политике, призвана научить студентов защищать свои права, , терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать общественного консенсуса;
3) политология рационализирует всю политическую жизнь, т.е. делает ее разумной, предсказуемой.
1.3 Политология: предмет, структура, методы и функции
В отечественной научной литературе отчетливо сложились две точки зрения по отношению к политологии.
Первая: политология – это комплексное, междисциплинарное знание. вторая точка зрения,– это общая теория политики, т.е. специальная научная теория, изучающая лишь политическую сферу жизни общества во всех ее проявлениях.
Объектом политологии выступает политическая сфера жизни общества. Предметом политологии является феномен политической власти, ее сущность, институты, закономерности развития и функционирования.
Структура политологии впервые определена Международным коллоквиумом по проблемам политической науки, на котором было решено, что основными проблемами ее исследования и изучения являются:
1) политическая теория.
2) политические институты
3) партии, группы, общественное мнение;
4) международные отношения.
Профессор Пугачев делит методы исследования политических объектов на три группы:
1) общие методы (социологический, сравнительный, исторический анализ).
2) общелогические методы – сочетание исторического и логического анализа, прогностические методы и др.;
3) методы эмпирических исследований – использование статистики анализ документов.
К функциям политологии относятся:
1. Информационно-познавательная. Изучение политологии позволяет получать новую информацию, раскрывающую сущность познаваемых проблем.
2. Воспитательная. Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность.
3. Прогностическая. Политологическая теория не только решает задачи сегодняшнего дня, но и стремится заглянуть в будущее. Выдвижение новых идей в политике – одна из важнейших задач политической науки.
4. Регулятивная. Политология немыслима в отрыве от реальной жизни, политической деятельности, поскольку без правильного диагноза политической ситуации невозможны единственно правильные политические решения.
5. Аналитическая. Политология помогает анализировать результаты политической деятельности партий, народа.
Тема 2. Основные этапы становления и развития политической мысли
2.1 Политическая мысль периода Античности и Средних веков
Возникновение и развитие политической мысли начинается с появлением политической власти и государства. Вершиной развития политической мысли античности и средневековья являются работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского.
Платон –в своих работах он рассматривает различные формы государственного устройства. К неправильным формам относятся: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. К правильным – монархия и аристократия. По мнению Платона, цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать свое дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве ведут к его распаду.
Аристотель– рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом.По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах.
Фома Аквинский. В своих работах отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога.
Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. По мнению философа, власть – это единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на гибель.
2.2 Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и буржуазных революций
Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и экономическим ростом класса буржуазии, развитием городов, ремесел, торговли, технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинут принцип гуманизма, в центре которого находился не бог, а человек. Гуманисты критиковали средневековые догмы, лежавшие в основе религиозной морали. Они выступали против контроля церкви над образом мыслей и деятельностью человека; воспевали желания человека к познанию, способность к самосовершенствованию, образованность и знания. Мыслители считали, что человек является создателем своей судьбы; утверждали, что основой истинной морали является труд и истинное благородство заключается не в знатности происхождения, а в нравственных качествах и добродетелях человека.
Н. Макиавелли – итальянский мыслитель, основоположник современной политической науки (политические исследования рассматривал как самостоятельное научное направление). Он окончательно освободил политическую науку от религиозно-этической формы; считал, что политическая мысль должна служить решению практических, реальных задач. Государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми. Их целью является обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Сторонник объединения Италии. Автор работ «Государь» и «Рассуждения», в которых разоблачал жестокость правителей-тиранов, говорил о превосходстве республики над монархией и о современных методах управления.
Спиноза– нидерландский философ-материалист. Отрицал феодальные общественные порядки. Считал, что государство возникло на основе договора и призвано обеспечить человеку возможность обрести свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять с помощью и посредством страха.
Томас Гоббс- английский философ и политический мыслитель. Разработал светскую теорию политической власти и государства, т.е. отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Государство возникает в результате общественного договора. Люди, живущие в состоянии хаоса (войны всех против всех), заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государств. В обмен на закон и порядок люди добровольно ограничили свою свободу. Верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не должна вмешиваться в личные дела граждан. Люди могут делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность.
МонтескьеОн доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают нравственный облик народа и форму правления. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая призвана обосновать принцип законности, обеспечить свободу и сделать право регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. Именно в разделении властей он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью.
Ж.Ж. РуссоОтрицал частную собственность, но считал, что уничтожить ее уже невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Философ отрицал эффективность представительной демократии и защищал различные формы непосредственной демократии.
2.3 Основные направления исследований современных западных политологов, ведущие центры и школы
В современных зарубежных политологических исследованиях выделяют четыре направления:
1. Сравнительные – используются исследования по конкретному вопросу в различных странах с целью дальнейшего сопоставлении и нахождения точек соприкосновения или разъединения.
2. Исследования в области международных проблем – изучение развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга (проблемы войны и мира, внешняя политика, проблемы национальной и международной безопасности).
3. Исследование отношений между Западом и Востоком.
4. Изучение динамики общественного мнения (предпочтения избирателей, технологии избирательных кампаний, формирование имиджа политического лидера).
В соответствии с поставленными задачами, политологи разных стран проводят исследования на различных уровнях: эмпирическом, теоретическом, фундаментальном и прикладном.
В центре внимания исследователей разных стран и школ находятся такие проблемы политологии, как: политическая власть, теории власти и властных отношений, политические системы и режимы современности, политическая культура и идеология, геополитика, международные отношения, политическая модернизация общества и др.
2.4 Эволюция политической мысли в Беларуси
Генезис политической мысли в Беларуси предполагает следующие периоды развития: средневековье (Х1 – ХУ вв.): Возрождение и Реформация (ХУ – ХУ1 вв.): контрреформация и феодально-католическая реакция (начало ХУП – сер. ХУШ вв.); эпоха Просвещения (2-я пол. ХУШ в.); революционно-демократические идеи Х1Х в.; современный этап развития политических идей в Беларуси. Своеобразие политической мысли связано с периодами вхождения Беларуси в состав различных государств.
Наиболее яркими мыслителями и просветителями Беларуси являются Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный, К. Калиновский. Их взгляды способствовали развитию национального самосознания, национальной этической и политической мысли.
Ефросинья Полоцкая выступала за расширение социальных функций государства, за введение государственной помощи обездоленным слоям, отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования и создания обширной сети школ и библиотек.
Кирилл Туровский внес существенный вклад в единение восточнославянских земель, осуждал раскольничество и вероломные действия князей. Утверждал, что до тех пор, пока люди будут нарушать моральные и правовые нормы, они не смогут достигнуть справедливого общественного строя. Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и обоснования наличия сильной власти.
Франциск Скорина особое внимание уделял принципам правового государства (власть закона и культ права). Считал, что законопослушание является нормой. При выработке законов необходимо руководствоваться как естественным правом, так и местными традициями и особенностями развития. При этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом. Ф. Скорина рассматривал соотношение политики и морали, исходя из христианских представлений, отмечал естественное происхождение власти, политических институтов и права.
Микола Гусовский в своих произведениях критиковал государственное устройство ВКЛ, его внутреннюю и внешнюю политику. Осуждал волюнтаризм и разбой угнетателей, приводящий к бедствиям простого народа. Важную роль отводил просвещению, морали, искусству и науке. Он автор идеи единения и дружбы европейских народов, создания союза европейских государств.
Сымон Будный выступал с критикой существующего государственного строя, требовал ограничения помещичьего своенравия, равенства всех перед законом и справедливости правосудия. Осуждал авторитаризм и догматизм в мышлении, интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм. Отстаивая право государства на принуждение и наказание, предпочтение отдавал не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали. С. Будный сформулировал функции политической власти: руководство общественной жизнью, поддержание спокойствия и порядка в обществе, защита граждан. Его политическим идеалом являлась просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Цель правления – достижение общественного блага.
Кастусь Калиновский создал программу преобразования общества, соединяющую идеи революционного демократизма и утопического социализма. Критиковал крепостничество, показал паразитизм помещиков и тяжелое положение народа, осуждал самодержавие, царский суд и армию. Освобождение народа связывал с победой демократической революции и переходом власти в руки народа. Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивается по реальным делам и заслугам. Признавал право народа на самоопределение и высказал идею создания литовско-белорусского государства, независимого от Польши и России.
Тема 3. Политическая власть
3.1 Происхождение, сущность, основные черты и функции политической власти
Основной проблемой политики является проблема власти. По своей природе и происхождению власть — явление социальное. Потребность во власти возникает из необходимости сохранения обществом своей целостности и единства. Поддержание стабильности социума предполагает согласование общественных процессов. Оно осуществляется либо в ходе естественного взаимодействия людей, либо благодаря целенаправленному воздействию специальных органов. В обществе устанавливается определенный порядок, который регулирует общественные отношения через социальные институты. Следовательно, властные отношения образуются прежде всего для поддержания общественного порядка. Власть есть выражение объективной потребности социальных общностей в саморегуляции и организации. Власть различают по объёму (от семейной до государственной), по характеру реализации (бюрократическая, демократическая, деспотическая) и по объекту (личная власть, власть в группе, политическая власть).
Политическая власть — это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю посредством политики и правовых норм.
Политическую власть характеризуют следующие отличительные признаки. Во-первых, легальность использования в пределах государства. Во-вторых, верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. В-третьих, публичность, то есть всеобщность и безличность (обращение от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам). В-четвертых, моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В-пятых, многообразие ресурсов.
Власть в обществе выполняет такие функции, без осуществления которых наступит хаос и общество не сможет жить нормальной жизнью. Главными, основными функциями можно считать господство, руководство, управление, организация, контроль.
Руководство как функция государственной власти выражается в выработке и принятии принципиально важных для общества решений, в определении его ключевых целей, планов, перспектив.
Управление осуществляется через непосредственную повседневную практическую деятельность, направленную на выполнение разработанных руководством планов. Суть управления — в принятии решений по поводу возникающих в обществе конкретных проблем.
Организация предполагает согласование действий отдельных людей, групп, политических институтов. Чтобы управлять и руководить, нужно не только отдавать приказы сверху вниз (от руководителей и управленцев к подчиненным), но и обеспечить взаимосвязь, упорядочить контакты между людьми.
Функция власти —контроль — выражается в том, что она наблюдает за соблюдением законов, норм, правил поведения в обществе. С помощью контроля власть получает информацию о том, какие последствия имеют ее управленческие воздействия. Это помогает ей корректировать при необходимости свою политику.
3.2 Легитимность и эффективность политической власти
В современной политологии легитимность означает форму поддержки, оправдания власти. Легитимность — это определенный, исторически сложившийся порядок достижения согласия между властными структурами и обществом.
Легальность власти есть юридическое бытие власти. В узком смысле легальность власти — это законность власти, ее юридическая правомочность, соответствие правовым нормам.
Легитимность — это доверие и оправдание власти, утверждение правомерности существования данных социальных и политических институтов, признание справедливости интересов и целей, выдвигаемых ими. Это политическоепризнание законности правления. Легитимность тесно связана с оценкой власти, в том числе и моральной.
М. Вебер сделал легитимность предметом самостоятельного исследования и выделил три исторических типа легитимного господства. Традиционная легитимность основана на авторитете «вечно вчерашнего», на авторитете нравов, освященных значимостью и привычкой их соблюдать. Виды традиционной легитимности: власть старейшин, власть вождя племени (патриархальное господство), власть монарха (патримониальное господство).
Харизматическая легитимность основана на вере в необычный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием качеств вождя у какого-либо человека. По Веберу, харизматическая легитимность присуща пророкам, избранным князьям, плебисцитарным властителям, политическим партийным вождям. Харизматическое господство способствует появлению лидеров, идущих навстречу требованиям масс.
Рационально-легальная легитимность основана на силе закона, на вере в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами. Основой подчинения является не личностный фактор, а закон. Приход рационально-правовой легитимности связан, по Веберу, со становлением политики как профессиональной деятельности, т.е. со становлением политических профессий. В жизнь правовые механизмы должны проводиться специально обученными чиновниками – бюрократией.
Процесс подтверждения властью своей легитимности называют легитимацией. Политический анализ показывает, что легитимация власти связана с ее эффективностью.
Под эффективностью власти понимается ее результативность, степень выполнения ею своей функций, реализация ожиданий граждан. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
3.3 Ресурсы политической власти
В структуре властных отношений важным элементом являются ресурсы власти. Ресурсы власти – это все те средства (материальные и нематериальные), использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Р. Даль отмечал, что ресурсы – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Ресурсы связаны с важнейшими сферами жизнедеятельности общества: экономическими, социальными, культурно-информационными, принудительными.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления.
Социальные ресурсы – это способность изменения (повышения или понижения) социального статуса, места в социальной структуре общества.
Культурно-информационные ресурсы– знания и информация, а также средства их получения и распространения. Как считает известный американский социолог-прогнозист О. Тоффлер, в конце XX века знания и ресурсы становятся важнейшим ресурсом власти.
Принудительные ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти, так как их использование способно лишить индивида жизни, свободы, материальных ценностей. Принудительные ресурсы – это оружие и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляет армия, полиция, служба безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: знаниями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д.
Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографический ресурс. Человек – это универсальный ресурс, производящий другие ресурсы. Причем, человек выступает не только ресурсом власти, но и ее субъектом и объектом.
Ресурсами власти также являются и убеждения, интересы людей, их чувства и эмоции. В этом плане следует подчеркнуть, что эффективным ресурсом могут стать менталитет народа, его религиозные и национальные чувства.
Тема 4. Политическая система общества
4.1 Политическая система: структура, функции и типология.
Выдающийся немецкий биолог Л. Фон Барталанфи ввел в научный оборот в первой четверти XX века такое понятие как система, объясняя обменные процессы клетки с окружающей средой. А американский политолог Т. Парсонс перенес данное понятие уже на рассмотрение общества. Он выделял такие признаки систем, как:
- наличие нескольких элементов или единиц;
- наличие определенного принципа связи между элементами;
- разнокачественность данных элементов;
- наличие относительной границы между системой и окружающей средой.
Т. Парсонс представлял общество, как взаимодействие нескольких подсистем, которые находятся во взаимодействии, выполняют определенные функции, реагируют на требования среды или самих подсистем и тем самым обеспечивают жизнедеятельность общества.
Нарастающее внимание к системному характеру политики закрепило термин «политическая система» в политологии в середине XX века для описания властных отношений.
Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функционирование единого социального организма, представляет собой многие подсистемы, структуры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения общественной жизни структура политической системы модифицируется: либо меняется с изменением окружающей среды, либо адаптируется к ней, либо опережает.
Структурными компонентами (подсистемами) политической системы являются:
1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-политических институтов и организаций, где главное место принадлежит государству, которое обладает максимальной политической властью.
2. Нормативно-регулятивная подсистема, основу которой составляет право, выступающее главным нормативным регулятором всех общественных отношений. В праве выражается государственная воля, установленная властью.
3. Коммуникативная (функциональная) подсистема, состоящая из политических отношений и политического режима и включающая в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между политическими системами других стран.
4. Культурная подсистема, включающая политическую культуру и политическое сознание.
5. Идеологическая подсистема, т.е. совокупность политических идей, теорий, лозунгов, формирующих различные общественно-политические институты.
Жизнедеятельность политической системы проявляется через выполняемые ею функции, в которых выражается социальная сущность и предназначение политической системы. К приоритетным функциям политической системы относятся: целеполагание, мобилизация, консолидация, легитимация, адаптация, сохранение системы, регулирование политических отношений, выработка правил политической деятельности, политическая социализация, политическое рекрутирование и другие.
Политическая система, являясь сложным, богатым по содержанию явлением, подлежит классификации по различным критериям. Так, марксистские ученые, исходя из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Западные ученые выделяют открытые и закрытые политические системы, в зависимости от динамичности политической системы и ее связи с окружающей средой. В соответствии с типом политического режима – политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от типа общества и уровня его развития логично выделять доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные политические системы. По шкале политической культуры выделяют четыре типа политических систем – англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные и тоталитарные. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские и авторитарно-консервативные политические системы. Можно упомянуть и другие типологии: по стилю правления или по типу государства.
4.2 Средства массовой информации в политической системе общества
СМИ влияют на принятие управленческих решений государственными органами и должностными лицами, участвуют в формировании и трансформации имиджей политиков и политических партий.
Вместе с тем ошибкой было бы буквально понимать известную метафору «СМИ – четвертая ветвь власти», так как они не имеют официальных властных полномочий.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. «О средствах массовой информации», СМИ – это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Закон выделяет такие виды СМИ как газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.
СМИ в политической системе общества выполняют следующие функции:
- информационная функция. Получение и распространение сведений о наиболее важных для общества и власти событиях. Следует учитывать, что информация СМИ включает не только факты, но и их интерпретации;
- образовательная функция. Сообщение гражданам новых знаний, в том числе, в сфере политики;
- функция социализации. СМИ способствуют усвоению человеком политических норм, ценностей и образцов повеления, помогает личности адаптироваться к социальной действительности;
- функция критики. СМИ имеют широчайшие возможности для всестороннего и объективного анализа и критики практически всех элементов политической системы, включая сами СМИ;
- контрольная функция. В свое контрольной функции СМИ опираются на силу и авторитет общественного мнения;
- функция артикуляции и интеграции. СМИ способствуют объединению политических единомышленников, формированию различных групп интересов, позволяют публично выражать общую позицию;
- мобилизационная функция. Побуждение людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.
Некоторые исследователи также выделяют инновационную (инициирование политических изменений), оперативную (регулярное обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций), формирование общественного мнения.