Понятие и принципы организации и деятельности государственного механизма.
В государственно организованном обществе для поддержания нормальной его жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных органов и государственных организаций, составляющих в целом механизм или аппарат.
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Структурное и функциональное его разнообразие позволяет выделить наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств.
Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма выражаются в следующем:
1. Аппарат государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
2. Это четко организованная, строго упорядоченная целостная система, а не механическое соединение его отдельных органов.
3. Государственный аппарат объединен общими принципами организации и деятельности, конечными целями функционирования.
4. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются определенными организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
5. Система органов государства изменяется с развитием общества под воздействием как объективных, так и субъективных причин.
6. Составляющие элементы государственного аппарата должны создаваться только на основе нормативно-правовых актов.
7. Механизм государства обладает компетенцией (круг вопросов, отнесенных к ведению органа государства, совокупность полномочий по реализации государственных функций).
8. Составляющие элементы аппарата наделяются правом издания нормативных правовых актов.
9. Аппарат призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов (составляющих механизм), так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. К их числу относятся:
1) демократический, легитимный характер образования и деятельности органов государства (орган может учреждаться лишь в том порядке, который определен в конституции страны и действующем законодательстве, т.е. непосредственно народом или, по его поручению, соответствующими органами власти);
2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
3) законность, что означает необходимость действия органов государства лишь на основе закона и использование для достижения целей только тех средств, которые предусмотрены законом. Законность в указанном смысле является методом деятельности аппарата государства;
4) гласность - открытость и доступность информации о деятельности всей системы государственных органов для общества;
5) разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами (особенно это важно для федеративных государств);
6) приоритет прав человека в деятельности аппарата, что должно стать главенствующим принципом и означать, что: а) признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности его составляющих; б) характер обеспечения прав и свобод граждан государством и его органами является основным критерием оценки их деятельности.
Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Именно через него государство осуществляет возложенные на него задачи.
2. Органы государства и их классификация:
Основным элементом механизма государства является орган государства.
Орган государства - эта часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и компетенцией для осуществления в специфически присущих ей организационно-правовых формах задач и функций государства.
Принципиальное отличие органа государства от различных общественных организаций и объединений в том, что орган государства представляет собой организацию власти, он наделяется властно-принудительными полномочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, свою область занятий, которую именуют предметом ведения. Необходимо отметить, что государственный орган может делать только то, что ему разрешено. Принцип «разрешено все, что не запрещено» не относится к деятельности государственных органов. Этот принцип действует в сфере имущественных отношений граждан и юридических лиц.
Построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе. Впрочем, необязательно и создание отдельного государственного органа под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена.
Понятие органа государства используется в широком и узком смысле. В широком - это орган государственной власти, а в узком - это орган, ориентированный на специальную функцию, необходимую для жизнедеятельности общества. Наконец, иерархия государственных органов предусматривает подотчетность и подконтрольность одних органов другими.
Существует несколько классификаций государственных органов, изучением которых занимаются такие отрасли юридической науки, как конституционное право, административное право. В теории государства задача ставится более скромная: определение взаимосвязей функций государства и обеспечивающих их выполнение структур, т.е. государственных органов. Поэтому мы остановимся лишь на универсальной классификации органов государства, в основу которой положен принцип разделения властей. С учетом этого выделяют: представительные, исполнительные, судебные и органы с особым конституционно-правовым статусом. Каждая из первых трех совокупностей органов (систем) является носителем соответствующей государственной власти.
В научной литературе нет единого мнения о том, как должны соотноситься между собой различные государственные власти, а, следовательно, и их носители - государственные органы. Высказывается точка зрения, согласно которой государственные органы всех трех властей должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом насаждается мнение, что исполнительные органы должны первенствовать. Однако во всех демократических государствах получила всеобщее признание концепция доминирования государственной власти, источником которой является народ, т.е. представительной (законодательной) власти.
а) Представительные (законодательные) органыобразуются непосредственно народом и осуществляют государственную власть в форме издания законов, а также путем осуществления парламентского контроля за исполнительной властью.
Законодательная власть, по мнению Д. Локка «по необходимости должна быть верховной» («Два трактата о правлении» от 1690 г.). Ее верховенство обусловлено исключительными прерогативами воплощать в законах высшую волю народа.
В различных странах высшие представительные органы власти именуются по-разному: в Великобритании (первый в мире) - парламент, в Германии - бундестаг и бундесрат, в Испании - кортесы, в США - конгресс, в Польше - сейм и т.д. Общепринятое собирательное название законодательных органов - парламент.
Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью. Решение финансовых вопросов прежде всего утверждение государственного бюджета составляет особую парламентскую прерогативу. Осуществление контроля над органами исполнительной власти производится парламентом самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть: в парламентских республиках - главы государства - президента. В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета в целом, оказывая, таким образом, влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства.
В демократических государствах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем: глава государства по решению парламента лишается своих полномочий; правительство одновременно с главой государства также лишается своих полномочий; парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых; в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.
Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат, конституционно не делящихся на верхнюю и нижнюю: Совета Федерации, в которую входят по два представителя от каждого из 85 субъектов (по одному от представительного и исполнительного органов власти), и Государственной Думы, избираемой сроком на 5 лет и состоящей из 450 депутатов. Палаты заседают раздельно, самостоятельно формируют свои органы (избирают председателя, образуют комитеты и комиссии). Круг их полномочий, порядок взаимодействия с иными ветвями власти закреплены в главе 5-й Конституции РФ.
На уровне субъектов Федерации представительными (законодательными) органами власти являются парламенты республик, входящих в Российскую Федерацию, (имеющие самые разные наименования: Государственный Совет в Татарстане, Верховный Хурал в Туве и т.д.), законодательные собрания и думы (областные, краевые, городские - в городах федерального значения). По предметам исключительного ведения субъекта Федерации эти органы принимают свои законы.
б) Исполнительные органы власти - органы государства, которые формируются представительными органами или иным путем и осуществляют государственную власть в форме исполнительно-распорядительной деятельности.
В подавляющем большинстве стран носителем высшей исполнительной власти является глава государства. В конституционных монархиях им формально считается монарх. В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент, причем наиболее широкими властными полномочиями он обладает в президентских республиках (см. тему 4).
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной, является правительство. В различных странах правительства имеют разные названия: кабинет министров, совет министров. Глава правительства, который именуется премьер-министром, либо председателем совета или кабинета министров, либо канцлером (в ФРГ). Члены правительства, возглавляют центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секретарями, статс-секретарями. Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором - только одной партии. Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества.
В Российской Федерации исполнительную власть осуществляет правительство, состоящее из председателя, его заместителей и федеральных министров (глава 6 Конституции РФ). Председатель Правительства назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Президентом по представлению председателя Правительства назначаются на должность его заместители и федеральные министры. Правительство издает постановления и распоряжения. Порядок деятельности Правительства определяется Федеральным Конституционным Законом от 17 декабря 1997 года.
В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства (экономики, транспорта, связи, иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.), федеральные агентства и федеральные службы.
в) Судебные органы власти (органы правосудия) - государственные органы, которые осуществляют государственную власть в форме разбирательства уголовных, гражданских и административных дел, а также путем конституционного судопроизводства.
В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, военные, транспортные и иные суды.
Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как осуществление правосудия только судом, равенство всех перед законом и судом, участие в уголовном судопроизводстве присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Согласно Конституции и Федеральному Конституционному Закону от 31 декабря 1996 года, судебную систему Российской Федерации образуют:
1. Конституционный Суд, который в форме конституционного судопроизводства разрешает дела о соответствии Конституции действующего законодательства, решает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает конституционные жалобы граждан и запросы судов в отношении конституционности закона, примененного или подлежащего применению, дает толкование Конституции.
2. Верховный Суд РФ и возглавляемая им система общих судов (верховные суды республик, входящихв состав Федерации, суды краев, областей, городские, районные суды и в соответствии с Законом суды мировых судей), которые осуществляют уголовное, административное и гражданское судопроизводство, а также (в соответствии с ФКЗ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г.) разрешает экономические споры.
г) Органы с особым конституционно-правовым статусом:
Прокуратура как часть государственного механизма в одних странах является составной частью суда (Испания, Италия), в других относится к органам исполнительной власти (США, Франция, Япония) в третьих выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту (КНР, КНДР, Куба, Россия), в ряде стран отсутствует вообще (Великобритания). Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании тяжких преступлений, санкционировании арестов, поддержании в судах обвинения, осуществлении надзора за соблюдением законности в стране.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих: надзор за исполнением на территории государства законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми организациями и должностными лицами; координацию деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Следственный комитет РФ, выделившийся из прокуратуры осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством.
Центральный Банк РФ, чья основная функция – и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Счетная палата РФявляется постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему. Этот орган, обладающий организационной и функциональной независимостью, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе и руководит деятельностью всех избирательных комиссий страны по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также по проведению референдумов РФ.
Уполномоченный по правам человека, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Государственной Думой, призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан.
3. Органы государства и их классификация:
Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его основное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.
Итак, функции государства - главные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение.
В функциях государства выражается та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Важной особенностью функций государства является их объективность. Объективный характер функций указывает, во-первых, на объем и характер деятельности государства и, во-вторых, на то, чем не должно заниматься государство, какие сферы общественной жизни объективно не являются сферой его воздействия. Объективный характер функций проявляется и в том, что, будучи зависимыми от сущности государства, они в то же время первичны по отношению к его структуре. Объективность функций отличает их от целей и задач государства, которые имеют субъективную природу.
Как и сущность государства, функции характеризуются двойственной природой: в зависимости от сочетания тех или иных факторов в них превалируют классовые или общесоциальные начала. Известны периоды истории, когда государство всецело выступало организацией политически и экономически господствующего класса (буржуазные государства второй половины XIX - начала ХХ вв., советский период в нашей стране и др.). Современное государство призвано строить свою деятельность таким образом, чтобы подчинить классовое общесоциальному. Пренебрежение этим обстоятельством неизбежно ввергает общество в пучину социальных и политических потрясений. При этом усиливаются агрессивность государства, его приверженность силовым методам, ущемлению прав и свобод граждан, поиску внутреннего врага, подавлению их классовых противников и т.п.
Напротив, чем в большей степени выражено общесоциальное в деятельности государства, тем весомее его роль как инструмента обеспечения социального мира и согласия в обществе, гаранта утверждения правовых начал во взаимоотношениях между различными группами населения, между властью и личностью.
Функции государства характеризуются устойчивостью, т.е. они неизменны и постоянны при неизменяющихся политических и социально-экономических условиях. С изменениями в характере государственного и общественного строя функции государства также изменяются. Так этатизация (огосударствление) общественной жизни сопровождается усилением вмешательства государства в экономическую жизнь, в духовную область, в сферу личной свободы и частной инициативы. Деэтатизация (разгосударствление) общественной жизни сужает сферу государственной деятельности, одновременно отпадает надобность в ряде функций, содержание иных (экономической, охранительной) существенно изменяется.
Особенность функций заключается и в том, что в их осуществление так или иначе вовлечены все органы государства. Тем самым они отличаются от специфических функций органов государства.
Функции государства могут устанавливаться и в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой тогда средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать комплекс практических действий по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. А кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий всех органов государства на решении экономических задач.
Специфика функций государства заключается и в том, что все они осуществляются в специальных организационно-правовых формах: законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной и контрольно-надзорной. Это означает, что круг предметов ведения государства, его полномочия исчерпывающе определены в законе или ином нормативном акте, а сами эти полномочия реализуются в специфической юридической форме.
На основании вышесказанного, признаки функций государстватаковы:
1. Они представляют собой устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в определенной сфере жизни общества.
2. Через функции реализуется непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением.
3. Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.
4. Реализация государственных функций осуществляется в определенных формах и особыми, присущими только государству методами.
В зависимости от объектов и сферы деятельности, способы воздействия на общественные отношения и т. д. существует множество классификаций функций государства.
Одна из них - классификация, основанная на принципе разделения властей: функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность этой классификации в том, что она отражает механизм государственной власти. Каждая из функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти.
Наиболее распространено членение функций по сфере действия (на внутренние и внешние), т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государствам (внешняя функция). Такое разделение в известной мере условно, поскольку одни и те же функции имеют как внутреннюю, так и внешнюю сферы распространения.
К внутренним функциям на современном этапе Российского государства относятся:
1) обеспечение народовластия - реализация волеизъявления народа в форме законодательствования, обеспечение государственного суверенитета на территории России, официальное представительство общества, защита конституционного строя;
2) экономическая - выработка экономической политики, управление объектами федеральной собственности, установление правовых основ рыночных отношений (формирование системы рыночного законодательства, обеспечение равноправия форм собственности, развитие предпринимательства, государственно-правовая охрана собственности, прав и интересов потребителей, ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции);
3) защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью;
4) социальная - обеспечение общественного благополучия всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ;
5) финансовая, которая направлена на выполнение следующих задач: налогообложение, взимание налогов, сборов и пошлин, финансирование и кредитование, осуществление финансового контроля (определение и учет доходов производителей, таможенный контроль и др.); формирование государственного бюджета и его исполнение;
6) экологическая - бдительность по защите окружающей среды; это жизненно важная деятельность государства, поэтому в системе права современных государств (в том числе и России) есть специальная отрасль - природоохранительное законодательство, призванная регулировать деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды; экологическая деятельность государства имеет планетарное значение и не ограничивается собственной территорией;
7) функция поддержки науки, культуры, образования исключительно важна в период рыночных реформ, поскольку без поддержки интеллектуального потенциала прежде мощная и богатая талантами держава может быстро превратиться в ординарную страну.
К внешним функциям относятся:
1) интеграция в мировую экономику - в самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период своего развития. Российская Федерация вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом; устранена монополия государства во внешнеэкономических связях;
2) обеспечение мира и поддержка мирового порядка - деятельность по недопущению новой глобальной войны, разоружение, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, укрепление ООН как надежного института международного сотрудничества в целях обеспечения мира;
3) сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем современности, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом (гуманитарной, экологической, сырьевой, энергетической, демографической, освоения космоса и т.д.);
4) оборона страны, т.е. обеспечение ее военной безопасности. У России немало внешнеполитических проблем: расширение НАТО на Восток, наличие очагов локальных конфликтов в непосредственной близости к российским границам. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.
Кроме того, функции государства классифицируются по продолжительности действия на постоянные (все внутренние и внешние) и временные (борьба со стихийными бедствиям, социальными катаклизмами и т. д.).