Формирование общественной активности школьной молодежи.
В историческую науку концепт повседневности вошёл в начале 80-х годов ХХ века. И как констатирует О.С. Поршнева «центральными в анализе повседневности являются жизненные проблемы тех, кто в основном остались безымянными в истории, так называемых «маленьких», «простых», «рядовых» людей. Они составляли в то же время большинство участников исторического процесса, чья социальная практика определяла изменчивость и преемственность в истории». Ольга Сергеевна подчеркивает, что «история повседневности позволяет решить одну из фундаментальных методологических проблем, стоящих перед исторической наукой: изучение взаимосвязей между социальными структурами и практикой субъекта»[2].
оветские преобразования отличались от классической модернизации Западной Европы. С одной стороны, модернизация в СССР носила догоняющий характер, а с другой – идеологические преференции влияли на повседневную жизнью общества.
В повседневной жизни И.В. Сталин и его окружение изо дня в день уделяли большое внимание идеологизации «большого скачка». Политическое руководство убеждало население страны, и особенно молодежь, в необходимости провести индустриализацию быстрыми темпами. Официальной пропагандой изо дня в день абсолютизировалась человеческая жертвенность во имя строительства нового общества. Повседневная жертвенность рассматривалась, как доказательство истинной веры в социализм, преданности классовым интересам. Ежедневно эксплуатируя социальную активность молодежи, и используя ее наивность, политическое руководство требовало от юношей и девушек огромных жертв.[2]
Правда, в повседневной жизни все средства массовой информации рассказывали только о положительном опыте, героических трудовых буднях молодежи. С одной стороны, это было связано с идеологизацией общественной жизни, а с другой – через политическую, трудовую повседневность шёл процесс формирование «нового человека», который должен был только верить в правильность генеральной линии ВКП(б) и ее руководства.[4]
В повседневную жизнь входил лозунг – «догнать и перегнать развитые капиталистические страны», который находил отзыв в душах и делах молодежи 20-30-х годов. Именно юноши и девушки в повседневности первыми шли на выполнение решений партии по превращению России в индустриальную державу. Генеральная политическая линия по модернизации страны, как правило, проводилась в жизнь не экономическими рычагами, а чаще всего идеологическими. В обществе преобладал приоритет идеологии над экономикой, а это способствовало утверждению героических, романтических, «сверхчеловеческих усилий», пафосу строительства нового общества, чем умело пользовалось политическое, государственное, хозяйственное руководство страны.
Советская повседневность 20-30-х годов вошла в историю массовым трудовым героизмом - ударничеством и крупными стройками: Днепрогэсом, Уралмашем, Магниткой, Турксибом, Комсомольском-на-Амуре и др. На строительство гигантов первых лет индустриализации комсомол мобилизовал 800 тысяч юношей и девушек[9].
В газетах, по радио изо дня в день официальная пропаганда рассказывала только о положительном опыте участия молодежи в хозяйственном строительстве, на чем настаивал И.В. Сталин, а в повседневной жизни, на строительстве гигантов первых пятилеток молодежь встречалась с обманом, бесхозяйственностью, уголовщиной.
Основным источником трудовых ресурсов при сооружении промышленных объектов на Урале и Сибири была молодежь. Однако, низкая заработная плата, плохие бытовые условия приводили к большой текучести юношей и девушек с «ударных строек». Так, на строительство Магнитогорского металлургического комбината и города в июне 1930 г. на стройку прибыло 9 932 человека, а убыло 7 494, в августе прибыло 3 600, а покинуло стройку 3 200. За пять месяцев (с апреля по август 1930 г.) на строительство «комсомольской домны» прибыло 29 тысяч человек.[4]
Повседневная жизнь молодёжи 20 - 30-х годов ХХ века в период советской модернизации свидетельствует о том, что за идеологизацией, словесной риторикой ничем не примечательной, обыденной, будничной жизни скрывалась главная цель - использовать дешевый массовый труд миллионов юношей и девушек, не заботясь о нормальных человеческих условиях производственной деятельности, развивая административно-командные методы управления, как экономикой, так и юношеским движением, формируя новый социальный тип HomoCovetous.
Заключение.
Активность рассматривается как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. Особенно активен человек в период молодости.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.[1]
Психологи и социологи определили возрастные рамки молодежи: 14-30 лет. Концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются следующие условия:
• экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение необходимых для собственного осуществления средств и способность создавать их
• личная самостоятельность, то есть способность принимать решения, касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования в обществе
• самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает для существования, независимо от их происхождения
• создание собственного очага, независимого от родительского, принятие ответственности за его поддержание и управление
Процесс приобретения устойчивого положения в социально-поселенческой структуре свидетельствует о том, что возраст от 23 до 28 – это период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи.[5]
Для формирования активной позиции молодежи необходимо создавать различные общественные организации. Они в наше время крайне необходимы, так как современная молодежь, не зная чем заняться в свободное время, начинает проводить время на улице не всегда в положительных компаниях. Вследствие этого возрастает число подростковой и молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, правонарушений. Так же не столько важно количество объединений и их разнообразие, сколько доступность, так как не все семьи способны оплатить тот или иной кружок, что тоже несет за собой негативные последствия. В настоящее время во многих городах создаются общественные организации для людей разного возраста, в основном для молодежи от 14 до 25 лет. Целью этих организаций является формирование активной позиции, трудолюбия, сочувствия к людям с ограниченными возможностями и умение помогать людям бескорыстно. Деятельность осуществляется благодаря четко разработанным планам, с различным характером мероприятий и деятельности.[11]
Так же одной из главных и основных форм формирований активности молодежи является волонтерская деятельность. Основной задачей волонтеров является оказание комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Студенты - выпускники, обладающие опытом волонтерской деятельности в социальных проектах, имеют сформированную активную позицию: добросовестно относятся к своей работе в социальной сфере, проявляют больше инициативы и творчества, внимательно следят за изменениями, как на государственном уровне, так и в практике работы своих коллег. Участие студентов - волонтеров в социальных проектах позволяет им приобрести новые знания, опыт управления проектами, навыки работы в команде, ответственность за конечные результаты проектов.[8]
Библиографический список.
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. МОДЕК МПСИ, 2005.-432 с.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990.-305c.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология личности .-М.:АСТ, 2009.- 624с.
4. Лисовский Т. В. Социальные изменения в молодежной среде. 2005.
5. Мангейм К. Диагноз нашего времени. 2004.-158с.
6. Никитина Н. И., М. Ф. Глухова. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей обучающихся по специальности «социальная педагогика». – М.: Владос, 2007. - 339с.
7. Петровский А. В. Введение в психологию.- М.: Академия, 1996.-496с.
8. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272с.
9. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.,1996.-1254с.
10. http//cftyumen.ru