Единство мира в многообразии
Искусство. Структура искусства
Искусство –это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
Специфика искусства как формы художественного познания:
- Образное и наглядное
- Использует специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук и т.д.)
- Большая роль в процессе познания уделяется воображению и фантазии
- Субъективность
Виды искусства:
- живопись
- музыка
- скульптура
- литература
- театр
- цирк
- кино
-балет
- фотоискусство
- декоративно-прикладное искусство
- архитектура
- эстрада
Споры о сущности искусства
Античность: Отношение к искусству как подражанию природе
Возрождение: Основная задача искусства – это отражение природы и величайшего ее творения – человека
Классицизм: На первом плане не натуралистическое воспроизведение природы и человека, а отражение человеческих типов
Просвещение: Искусство рассматривается как школа нравственности
Современность: Искусство является безграничной сферой проявления творческого потенциала
Функции искусства
- Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей
- Предвосхищения – способность предсказывать будущее
- Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы человека
- Внушающая – воздействие на сознание человека
- Познавательная – способность к освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке
Современное искусство
Ж.Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю, зачем»
Тема урока: «Массовая культура»
1. Культурное многообразие:
А) Народная культура
Формы народной культуры:
- устное народное творчество
- песенное творчество
- кукольный театр
- прикладное искусство
- народные танцы
Основные черты народной культуры:
- создается анонимными творцами
- создается для простых людей
- не знает распределения на создателей и потребителей
- несет в себе ценности: добра, красоты, справедливости
Б) Элитарная культура
Формы элитарной культуры:
- произведения изобразительного искусства
- произведения литературы
- произведения музыки
Основные черты элитатной культуры:
- создается привилегированной частью общества
- высокое искусство
- создается по заказу
Б) Массовая культура
Формы массовой культуры:
произведения литературы, музыки, кино, изобразительного искусства:
- комиксы
- поп-музыка
- плакаты
- триллеры и т.д.
Основные черты массовой культуры:
- общедоступность
- занимательность (вызывает интерес)
- серийность, тиражируемость
- пассивность восприятия (отсутствие эмоциональных усилий для восприятия)
- коммерческий характер
СМИ и массовая культура
3. Функции массовой культуры(информационная, познавательная, ценностная, внушающая, воспитательная и т.д.)
Противоречивое влияние массовой культуры
«За»:
- в массовой культуре наряду с низкопробной продукцией есть произведения, отвечающие высоким эстетическим критериям
- в доступности этой культуры можно увидеть проявления демократизма
- массы могут сами оценивать произведения искусства
- массовая культура способна опосредованно знакомить с произведениями элитарной культуры
«Против»:
- массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, уничтожает их истинную ценность
- сужает аудиторию «качественной» культуры и тем самым снижает культурный уровень развития общества
- нацеливает аудиторию на духовное потребительство
- насаждает ложные жизненные ценности (например, оценка человека не по уровню образования, культуры, а по размеру богатства
Массовая культура в России
Глава 4. Современный этап мирового развития
Тема урока: «Многообразие современного мира»
Единство мира в многообразии
Окружающий природный мир (климат, ландшафт, плодородие почвы) диктовал особенности и приоритеты в хозяйственной деятельности людей. Он предопределял способы обработки земли, приемы разведения скота, стимулировал производство тех или иных орудий труда, создавал предпосылки торговли и т.д.
Окружающая среда порождает особенные типы ментальности. Например, у русских:
- самоотверженность, жертвенность
- колебания между слабохарактерностью и героизмом
- религиозность
- широту души
- любовь к воле и т.д.