Как вы считаете, повлияет ли установление нового уровня зарплаты на предприятие?
- Мы, вы знаете, с большой тревогой ждем этого увеличения. Я скажу, почему. Наши экономисты, бухгалтеры провели определенные расчеты. Могу сказать, что затраты на оплату труда и налогообложение предприятия в связи с таким уровнем минимальной зарплаты увеличится в 2,2 раза.
Для примера, ожидаемый фонд зарплаты с налогами в этом году будет составлять 15 млн. 600 тыс. грн. Это за год. Прогнозируемый фонд зарплаты с налогами при минимальной зарплате в 3200 грн., это с учетом того, что она не будет повышаться, в следующем году будет составлять уже 34 млн. 300 тыс. грн., то есть более, чем в 2 раза. Поэтому я даже не представляю на сегодня, за счет чего, за счет каких ресурсов мы сможем обеспечить выполнение этих обещаний господина Гройсмана.
Как вы считаете, как такое повышение минимальной зарплаты повлияет на частный бизнес?
- Я немножко понимаю в экономической теории и экономике в целом, все-таки я кандидат экономических наук, и могу сказать, что несмотря на все заверения, что это создаст благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, а среднего у нас в стране уже не существует, я могу сказать абсолютно твердо, что это уведет в тень значительную часть легальных работников.
Буквально на днях я стал свидетелем разговора в парикмахерской, там случаются порой жаркие дискуссии. Там уже представляют и думают о том, кого переводить на зарплату в конвертах, как обеспечить эту норму.
И ведь проблема здесь еще и в особенностях, знаете, нашего способа мышления, я имею ввиду наших людей. Откуда зарплата? Зарплату платит начальник. Откуда брать деньги? Какая разница? Начальник знает, где брать деньги, ведь он же платит зарплату.
Это, конечно, шутка, но если говорить серьезно, то реально, а где брать деньги на зарплату? Я уже не говорю о том, что… Вы представьте этот огромный в масштабах страны, да что там страны, области или города финансовый ресурс, который одномоментно появляется на руках у людей. К какому уровню инфляцию он приведет, к какому уровню обесценивания этой национальной валюты, когда у людей появляется огромная масса в масштабах страны денег? Я вот посчитал, на одном только предприятии это за год более 15 млн. грн. Так это чуть больше 300 работников. А в масштабах страны? И весь этот ресурс выйдет на рынок товаров и услуг.
Это приведет, несомненно, к сумасшедшим темпам инфляции, и те, в общем то положительные на первый взгляд, изменения уровня зарплаты люди, если успеют ощутить, то очень ненадолго. Я уже не говорю о том, что 3200 грн. – это уровень минимальной зарплаты 2008 года, это порядка 120 долларов по нынешнему курсу. Такой по курсу в 8 грн. за доллар была минимальная зарплата в 2008 году. Поэтому каких-то особых успехов, знаете ли, не наблюдается.
Экономисты оценивают сектор теневого бизнеса в Украине в 40%. Плюс совершенно открытые данные говорят, что в сравнении с 2013 г. инфляция составляет 386,7%. Что будет с теневым бизнесом и инфляцией дальше?
- Я думаю, что безусловно существуют какие-то маркеры, ниже которых тому же мелкому и среднему бизнесу тяжело будет опуститься. Все равно 1-2 работника они вынуждены будут оставлять в белой бухгалтерии.
Но назовите мне хоть одну причину по которой руководитель хозяин мелкого бизнеса, у которого числятся, скажем, 10 чел. на минимальной зарплате, чтобы платить меньше налогов, чтобы оставить больше денег, собственного говоря, на развитие бизнеса и выживания в нынешних условиях, назовите мне хоть одну причину, по которой предприниматель должен всех перевести на белую зарплату при ее увеличении.
И при этом ведь уровень покупательской способности людей однозначно настолько существенно не вырастет. Это будет кратковременное явление, которое будет заметно только в первые 2 декады февраля, когда у людей появятся эти деньги на руках.
В дальнейшем нас ждет сумасшедшая инфляция ровно тех же объемах, в которых было произведено это увеличение. Огромный финансовый ресурс на рынке. Чем он подкреплен? Ничем. Откуда эти деньги? Не понятно. Из кредитов МВФ?
Но тогда возникает вопрос, а как это отразится на уровне ВВП, ведь он сокращается, ежемесячно сокращается. Возьмите Херсон. У нас начало работать хоть одно предприятие? У нас где-то есть серьезные позитивные сдвиги в части возобновления работы каких-то предприятий? Я не говорю уже о создании новых рабочих мест. Нет.
Мы выживаем. Представьте… Давайте далеко не будем ходить. Возьмем «Херсонэлектротранс». Что нам нужно сделать, где нам найти дополнительно почти 19 млн. грн. Дотировать их бюджета? Ну, это, конечно, выход. Но разве этот выход можно назвать адекватным и целесообразным?
На одном из заседаний депутатской транспортной комиссии вы сказали, что сейчас на линии в среднем в будние дни выходит 35 троллейбусов. При этом в день могут ломаться до 12-ти. По данным мэрии Херсона, в день на улицы города выезжают 350-400 маршруток. Это в 10 раз больше. Плюс у них нет столько пассажиров-льготников, как на троллейбусах. Плюс – в троллейбусах проезд дешевле. Все это сказывается на выручке. Это значит, что экономически троллейбус в Херсоне сейчас проигрывает маршрутке. Как вы думаете, сможет ли «Херсонэлектротранс» выдержать конкуренцию с маршрутчиками? Есть вообще перспективы у троллейбусов в Херсоне?
- Преспектива должна быть. Выдержать конкуренцию с тем уровнем, и с тем количеством подвижного состава, который сегодня есть у нас… Мы никакой конкуренции выдержать не сможем, поэтому самое главное – это увеличение количества подвижного состава в «Херсонэлектротранс».
Что касается льгот, сегодня та льгота, которую обеспечивает «Херсонэлектротранс», это, наверное, последняя льгота, которая осталась у нас в стране. И то эта льгота существует благодаря местной власти, я имею ввиду депутатов и исполнительные органы, которые предусмотрели деньги на компенсацию льготного проезда. И мы сегодня имеем возможность за счет этих денег жить и выплачивать зарплату, оплачивать электроенергию и т. д.
Средний возраст троллейбусов, которые у нас в депо, составляет около 30 лет. Конечно, они ломаются и очень часто, и 12 троллейбусов в день – это не предел.
Но если мы говорим об электротранспорте, нужно понимать, что все-таки это более, первое, безопасный вид транспорта, безопасный не только с точки зрения дорожного движения, но и с точки зрения здоровья. Херсон уже давно находится на лидирующих позициях на заболеваемости туберкулезом. И одно дело – это толкучка в тесной маршрутке, особенно летом, и другое – это более просторные троллейбусы, где человек может лицом к лицу не стоять со своим соседом.
Я не говорю об экологии, думаю, что это понятно. Это экологический вид транспорта, ну, и это менее затратный вид транспорта с точки зрения его функционирования. Другое дело, что у нас 90% пассажиров – это льготники, это прежде всего пенсионеры.
Мы значительно увеличили выручку, но этого недостаточно. И не стоит забывать, что действующий сейчас тариф в 1,25 грн. уже давно исчерпал свой ресурс. 1,25 грн. – стоимость одной поездки, 1,29 грн. – стоимость 1 кВт электроэнергии. Это при том, что этот год мы начинали со стоимостью электроэнергии почти в 2 раза меньшей.
Сентября на заседании транспортной комиссии вы объявили о грядущем подорожании проезда в троллейбусах: «Проезд в троллейбусах должен подорожать до 2 грн. Такое непопулярное решение должно помочь сохранить троллейбусный парк и само коммунальное предприятие». Есть ли уже определенность по датам: с какого числа будет подорожание? Есть ли прогнозные расчеты как изменится ежедневная выручка предприятия?
- Да, у нас, поверьте, есть все необходимые расчеты относительно целесообразности, экономической обоснованности именно такого тарифа.
Мы подали весь необходимый пакет документов для увеличения этой стоимости. У нас есть все необходимые письма из госкомитета по регуляторной политике, что такое повышение не является регуляторным актом, поэтому такое увеличение может производиться на основании решения исполкома херсонского горсовета.
Мы все это подали на рассмотрение исполкома. Но позиция мэра, она отчасти правильная, заключалась в том, что мы не будем идти на этот непопулярный шаг, пока мы не приобретем и выпустим улицы новые троллейбусы.
Мы понимали, что это должно было произойти еще в октябре, в ноябре можно было провести заседание исполкома и увеличить стоимость проезда для платной категории граждан. Льготники и пенсионеры, как ездили бесплатно, так и продолжили бы.
Что касается экономических расчетов возможной выручки. До тех пор пока не буде введен экономически обоснованный тариф, до тех пор пока у нас не появится дополнительный ресурс в виде компенсации льготного проезда, рассчитанный из стоимости проезда в 2 грн., к сожалению, все эти планы неосуществимы.