Отеч зап» и «Соврем» в 1840-е годы
Жур «Отеч зап» был основ чиновн коллегии инострх дел П.П. Свиньиным в 1818 г. Издатель заполнял его статьями на истор и географ темы, а также сообщ о быте и нравах рус народа, будто бы благоденствующ под властью царя, помещиков и церкви. Свиньин в теч многих лет не прекращ издан и законч его только в 1831 г. Однако в 1838 г. он сделал попытку возрод «Отеч записки», но успеха не имел и охотно уступил право на издание журнала А.А. Краевскому, 1 января 1839 г. первая книжка обновл «Отеч зап» вышла в свет Преобразованные «Отечественные записки» стали объем (до 40 л) ежемес. Каждая книжка журн была разбита на 8 отделов: «Совр хроника Рос», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельск хозо и промышл вообще», «Критика», «Соврем библиографич хроника», «Смесь». Цели журнала: «способствов русск просвещ», «обогащать ум знаниями». В «Отеч записках» появились лучшие произвед рус лит, созданные в 1840-х годах.
Еще в 1838 г. в «Литер прибавлениях», вышла «Песнь о купце Калашникове» Лермонтова. В «Отеч зап» были помещ почти все произвед поэта, написе в 1839–1841 гг. Тургенев передал «Отеч зап» почти все свои произвед, созданные до «Записок охот» С начала 1840-х годов в, журнале сотруднич Некрасов Достоевс,. Журнал «Соврем», основ Пушкиным в 1836 г., после его смерти перешел к П.А. Плетневу, профессору Петерб универс, критику и поэту. Он быстро превратил «Соврем» в орган, чуждый полемике и стоящ в стороне от общ и литерат жизни. В перв после Пушк годы в нем, помещ свои произвед Гоголь, Тютчев, Жуковский, но скоро их участ в журн прекрат. Первый номер преобраз «Соврем» вышел в свет 1 января 1847 г. Одно за другим в «Соврем» были опублик такие произведения худ лит, как « «Обыкн истор» Гончарова, четырн расск из «Зап охотн», рассказ «Жид» и пьеса «Где тонко, там и рвется» Тургенева и др На очень высок ур стояли в «Соврем» литер критика и библиограф. Этим журнал был обязан Белинск, который поместил в нем «Взгляд на русск литер 1846 года». По своему направлен «Соврем» при Белинск был журн революц-демократич. (идеи революц борьбы с крепостнич, самодерж и религией). После событий 1848 г. «Соврем» оказ в трудном полож. «Меншиковский комитет», по поруч царя обследовавший русс журнал, нашел, что «Соврем» пропов коммунизм и революц. Правительстве кары и уход Никитенко поставили «Соврем» на край гибели. Но Некрасов и Панаев решили продолжать издан журнала – причем временно и лишь «в виде опыта». В годы «мрачного семилетия». «Соврем» потускнел, стал менее содержат.
16. Славянофильская журнал в 1840-х годах и жур «Москвитянин»
Западноевроп революц 1848 г. оказала сильное влиян и на обществ движ в Рос: нарастают волнен крестьян, подним народ в Польше и Прибалтике, возник страх и паника среди дворянства, усилив революц и оппозиц настроения у русской интеллиг. Николай I осущ военное вмешат в европ события и жестоко подавил революц в Венгрии. Комитет работал под председат князя А.С. Меншикова. Как и след ожидать, отзывы о «Северной пчеле», «Библиотеке для чтения», «Москвитянине» оказались для этих журн благопр. Совсем иначе были оценены «Отече зап» и «Соврем». Поскольку «меншиковский комитет» установ «вредное направлен» в рус журналист и серьезные упущения цензуры, оказалось необходучредить пост комитет по делам печати. Такой комитет и был создан в 1848 г. под именем «комитета 2 апреля». «Ком 2 апреля» был облечен исключит полномочиями, и его ведению подлежали все произвед печати. В 1849 г. была организов чудовищная расправа над петрашевцами. В 1852 г. был запрещен второй выпуск славянофильского «Моск сборника», а его участники: Иван и Константин Аксаковы, Хомяков, Иван Киреевский, Черкасский – отданы под полиц надзор. Продолже издав журн потер свое былое значение. Определенность направлений была утрач. Кртика падает. Характ крит этого времени был А.В. Дружинин – весьма умеренный либерал, сторонник идеалистич теор «чистого искусства», открыто отрекавшийся от традиций Белинского Очень разросся в журналах отдел «Науки». Однако статьи, заполнявшие этот отдел, имели по большей части узкоспециальный характер. Единственным журналом, который старался сохранить свое значение, был «Соврем».
17. В.Г. Белинский как литер критик и публицист. «Журнал кодекс» Белинского. 1860-е годы: общая хар-ка пер. Обществ и литер движ 1860-х годов. Положение прессы.Белинский был зачинателем революц-демократ традиций в рус философ, эстетике, социологии, истории и теории литературы, в журнал и литер критике. Из всего того, что было напеч Белинским, только три произвед увидел свет не на стр периодики – книга «Основан рус грамматики», брошюра «Николай Алексеевич Полевой» и работа «О жизни и сочинен Кольцова», напечат в кач вступит статьи в однотомнике «Стихотвор» поэта. Все ост печ выступлен Белинского появ на стр журналов и газет. Белин не только сотруднич в периодике; многие годы он выступал как фактич редактор и руковод изданий. В Москве Белинский в 1835 г. редактир журнал «Телескоп» и газету «Молва», руковод журн «Московск наблюдатель». В Петербурге, куда Белинский переехал в октябре 1839 г., он стоял во главе журналов «Отеч зап» и «Соврем» как основной сотрудник отделов критики и библиограф и неофиц редактор. Белинский потому так прочно связал свою жизнь с журналист, что в то время, при полном отсутств политич свобод, журналист принадлеж первенствующая роль в распростран перед общественно-политич, научных и эстетич идей. В журналах Белинский выступал преимущ как литературный критик, как историк и теоретик литературы.
Начав как литер критик, Белинский с теч времени расшир пределы литер критики, все чаще в своих статьях затрагивает волнующ современ обществ темы.
В 1830-е годы Белин выступ как демократ, но демократ-просветит; в это время он борется против крепостн права, за свободу человеч личн, за счастье народа. Уже в 1830-е годы Белинначал создавать свою теор реализма, разрабат основы подлинно демократич критики и журналист. Борьбу с реакц печатью вел Белинс всю жизнь.
К сер 1834 г. Бели начин понимать, что истинное его призван – журналист. Дебют Белинского в изданиях Надеждина – его статья «Литературные мечтания, которая печаталась в десяти номерах «Молвы». Потом послед многочисл реценз, краткие библиограф отзывы и заметки Белинского в «Молве» (их было свыше 180).В «Телескопе» Белинский опублик 11 статей и реценз.
Соврем» 1860-х годов
Журнал «Соврем» заним центральн место среди подцензурных революц-демократич изданий в России середины XIX в. Созданный еще в 1836 г. А.С. Пушкиным «Современник» в 50-е и 60-е годы становится центром пропаганды идей демократич революц. Журнал защищ интересы крестьян. Привлекая в журнал в 1854 г. Чернышевск, Некрасов возлаг на него больш надежды. Тяжел цензурн услов «мрачн семилет» и засилье в редакц либерально настроенных сотрудников сделали то, что «Соврем» все больше терял свою остроту, опускался на позиции «чист искусства». Надо было сделать решительный шаг по пути возрождения традиций Белинск, чтобы дальше развить и приумнож их. Чернышевсксразу же стал одним из основн сотрудн «Соврем». В 1854 г. он печат почти в кажд номере журн и поместил в нем до двадцати реценз, статью «Об искрен в критике» и два обзора «Иностр извест». Уже перв статьи Черныш в «Соврем» обратили на себя обществ внимание. От выступл Черн в «Соврем» повеяло силой и свеж. Его статьи и реценз отлич поразит эрудиц, глубиной мысли» принципиальностью и, главное, последоват и боевым демократич направлен. Естественно, что они сразу вызвали нападки со стороны враждебнкритики.
Рецензии и статьи Чернышевского пришлись не по вкусу и некотор сотрудн «Соврем»: Дружинину, Боткину и др. Но руководители журнала – Некрасов и Панаев – поддерж выступлен Чернышевского. «Современник» под руководством Некрасова, Чернышевского и Добролюбова стал ярко выраженным полит журналом, и это сделало невозможным участие в нем либер группы сотрудников. В 1858 г. «Современник» покинул Л. Толстой, в 1859 г. ушли А. Майков и Фет, в 1860 г. – Григорович и Тургенев.
19. Чернышевский – публицист современникаВ основе публиц Черныш и Добролюбова – высок идейность, стремлен верно служить родине, неподдельный патриот. Эти черты имели своим источником творчество Белинского, на идеях которого они воспитыв. Традиц велик критика, его наследие питали творчество публиц «Соврем» 60-х годов. С пристальным вниман ученого. Чернышевский исслед все, что было связано с деят Белинского. Многое в публиц Чернышевского и Добролюбова – не только по содержанию, но и по форме, в какой оно воплощалось, – прямо идет от Белинского. Необходимо отметить веру Чернышо и Добролюб в силу революц слова, их ненависть к болтовне. Манера публицист письма у Черныш и Добролюб была во многом различной. В статьях Черныш, которому приход больше всего писать по пробл философ, политич экономии, социологии, можно встретить излишне пространные рассуждения, «растянутость» изложения. Многочисл сопоставл, примеры помогали завуалировать смелую мысль.
Стиль Добролюбова-публициста характериз большой динамичн, отчеканенными фразами. Он часто пользовался средствами образной выразит, и некоторые разделы его критич статей читаются как худож проза.
Публицистич искусство Черныш и Добр – источник обогащ мастерства сов журнал.