Внутренняя организация(31 вопрос).
Руководящие органы и должностные лица.
1. Председатель, избираемый тайным голосованием на 2,5 года, т.е. на 1/2 легислатуры Парламента, направляет всю деятельность Парламента и его органов, ведет заседания, представляет Европарламент, в том числе при осуществлении международных связей и в отношениях с другими органами Союза. Обычно этот пост поочередно занимают представители крупнейших фракций — социал-демократов и христианских демократов. (,
2. Заместители Председателя осуществляют отдельные полномочия Председателя в порядке их делегирования или замещения последнего.
3. Квесторы отвечают за административные и финансовые вопросы, непосредственно касающиеся депутатов, в соот. с указаниями бюро. Они избираются так же как и Председатель.
4. Бюро Европарламента, включающее 25 депутатов (Председатель + 24 заместителя Председателя), а также квесторы с правом совещательного голоса принимают организационные и административные решения по вопросам, затрагивающим депутатов и внутреннюю организацию Парламента, его секретариат и его органы, в частности, применяют санкции к неявившимся депутатам.
5. Конференция председателей, состоящая, соответственно, из Председателя Парламента и председателей политических групп — фракций (ранее вместе с остальными членами Бюро все они входили в Расширенное бюро Европарламента) планирует текущую деятельность. К ее компетенции относятся и такие важные политические вопросы, как отношения с другими институтами и органами Союза и государств-членов (в том числе национальными парламентами), а также с иностранными государствами и их органами. С Конференцией председателей государства-члены проводят предварительные консультации по поводу назначения Председателя Комиссии.
Вспомогательные органы.
Постоянные комитеты предварительно рассматривают все внесенные в Парламент документы законодательного характера; в некоторых случаях по решению Конференции председате
30. лей им может делегироваться право принятия решений. В настоящее время в Евр. парламенте образовано 17 постоянных комитетов: бюджетный, по правовым вопросам и правам граждан, социальным делам и занятости, петициям и др.
Среди временных комитетов наибольший интерес представляет комитет по расследованию. Задача данного комитета — расследование «предполагаемых противоречий или нарушений порядка управления в процессе имплементации права Сообщества». Предметом расследования могут быть действия (бездействие) не только органов и должностных лиц Сообщества, но и любого «публичного административного органа государства-члена». Комитет по расследованию завершает свое существование предоставлением Парламенту отчета, который может принять решение о его опубликовании.
Вспомогательный аппарат. Аппарат Европарламента насчитывает около 3 тыс. должностных лиц. Индивидуальный аппарат помощников имеется у каждого депутата, а также у фракции.
32. Порядок работы и принятия решений.
Европарламент работает в сессионном порядке, фактически же он является постоянно действующим органом.
На свою ежегодную сессию Парламент собирается во второй вторник марта. Возможен и созыв чрезвычайных сессий — по требованию большинства членов Европарламента, Комиссии, или Совета, а также «в исключительных случаях» по просьбе 1/3 депутатов с согласия Конференции председателей. Пленарные заседания проходят ежемесячно (кроме августа) в течение 1 недели.
Комитетов, то они собираются по мере необходимости.
Евр. Парламент принимает решения простым большинством голосов присутствующих депутатов. Кворум составляет 1/3 списочного состава Парламента.
В некоторых исключительных случаях для вопросов особой политической важности учредительные договоры предусматривают усложненный порядок принятия решений, причем нескольких видов:
1) абсолютное большинство депутатского корпуса (например, при даче согласия на вступление в Союз новых государств-членов);
2) 3/5 поданных голосов, представляющих абсолютное большинство всех депутатов — при утверждении отдельных статей бюджета Сообществ;
3) 2/3 поданных голосов, представляющих также абсолютное большинство депутатов — в случае применения санкций к государству-члену, в котором имеет место «серьезное и устойчивое нарушение» общих принципов конституционного строя, закрепленных в Договоре о Евр. Союзе; вотум недоверия Комиссии.
Полномочия.
Европарламент в настоящее время самостоятельно или совместно с другой частью легислатуры Союза — Советом — осуществляет все основные виды деятельности, входящие в классическую «триаду» парламентских функций: законодательная — контрольная — финансовая.
- инвеституру испол. органу Сообщества — Комиссии, которая искл. перед ним несет политическую отв-сть в форме вотума недоверия.
-часть НА принимается на основе процедуры совместного принятия решения, в ходе которой Парламент иСовет выступают в роли «созаконодателей».
-есть полномочия Европарламента, которые сводятся к праву отлагательного вето (процедура консультации) или тому же праву, преодоление которого возможно лишь единогласным решением Совета (процедура сотрудничества.
-права принимать и утверждать исполнение общего бюджета Евр. сообществ.
«Дуалистическая» структура расходной части бюджета Евр. сообществ.
Первый ее компонент — «обязательные расходы», т.е. расходы, осущ. которых предусмотрено УД и законодательными актами Сообществ.(финансирование мероприятий в рамках общей аграрной политики ЕС). Все остальные расходы считаются «необязательными».
При утверждении «обязательных расходов» приоритет имеет Совет, который может отклонить любую предложенную Европарламентом «модификацию». Что же касается «необязательных расходов», то положение дел в данной области является обратным: Европарламент вносит в представленный Комиссией проект бюджета «поправки», а Совет предлагает «модификации». Однако решающее слово здесь имеет Европарламент, который вправе отвергнуть или изменить любую «модификацию» Совета.
-право отклонять проект бюджета в целом и требовать представления ему нового проекта (при наличии «важных причин» необходимо набрать 2/3 поданных голосов, составляющих абсолютное большинство депутатского корпуса).
-исключительная прерогатива Парламента принятие решения об утверждения исполнения бюджета Комиссией.
-Европарламент осуществляет свой контроль двумя способами — прямым (непосредственно) и косвенным (через специально создаваемые им органы).
Главным объектом парламентского контроля здесь также является деятельность исполнительного органа ЕС — Комиссии (члены последней, вправе не только присутствовать и получать слово на заседаниях Парламента, но и обязаны письменно или устно отвечать на вопросы, поставленные Евр. парламентом или его членами).
- заслушивание Европарламентом отчетов Комиссии, других органов и должностных лиц Союза.
33. Важнейшая форма косвенного контроля — создание комитетов по расследованию (Комитета по петициям). Обращения (петиции) направляются в адрес Парламента гражданами Союза, другими физ.и юр.лицами. При рассмотрении любой петиции данный Комитет вправе проводить слушания, направлять своих членов для анализа ситуации на месте, требовать от Комиссии представления необходимых документов. Выводы Комитета излагаются в его заключении, которое направляется в Совет и/или Комиссию. Комитет может также передать петицию Омбудсману.
- назначает Омбудсмана, который в своей деятельности независим от него.
По итогам контрольной деятельности принимает (по инициативе любого депутата) резолюцию в отношении любого вопроса, входящего в сферу деятельности Евр. Союза, или рекомендацию Совету по вопросам второй или третьей опор Союза.
Содержащиеся в них выводы и предложения не являются юридически обязательными для органов Союза и государств-членов, равно как и для других государств, которым Парламент также нередко адресует свои требования и пожелания (исключение — вотум недоверия Комиссии, одобрение которого 2/3 голосов от абсолютного большинства списочного состава влечет ее коллективную отставку).
-право участвовать в формировании Комиссии Европарламент: в соответствии с поправками, внесенными Маастрихтским договором 1992 г., она считается официально созданной лишь после того, как ее состав в качестве единого органа получит парламентскую инвеституру. После вступления в силу Амстердамского договора 1997 г. требуется уже два «вотума доверия» — сначала Председателю Комиссии, а затем и составу Комиссии в целом.
-среди внешнеполитических полномочий Европарламента:
-согласие на заключение международных договоров: договоров об ассоциации с другими государствами и международными организациями, иных соглашений о создании совместных институтов, имеющих «важные бюджетные последствия для Сообщества», а равно всех других соглашений, заключение которых требует внесения поправок в законодательные акты, принятые Европарламентом совместно с Советом.
-право давать согласие на вступление в Союз новых государств-членов. Поддержка абсолютного большинства всех депутатов является императивным условием, отсутствие которого препятствует любому расширению Евр. Союза.
Законодательный процесс в Евр. Союзе
В Евр. Союзе в понятия «законодательный процесс», «законодательные процедуры» вкладывается несколько отличный от общепринятого смысла. Особенности:
-субъектами законодательного процесса в Евр. Союзе являются не высшие органы государственной власти, а обладающие элементами публичной власти наднациональные органы.
33. -праву Евр. Союза неизвестна такая форма, как «закон». Ближайшим к «закону» по юр. свойствам актом стоит «регламент», однако законодательные процедуры Союза применяются равным образом для издания как регламентов, так и директив и рамочных решений.
-эти же процедуры используются для принятия индивидуальных и рекомендательных актов.
-влияние на законодательный процесс Евр. парламент, значительно слабее, чем аналогичных органов, непосредственно избираемых населением, на законодательный процесс государств-членов.
Под законодательным процессом в Евр. Союзе понимаются определенные в учредительных договорах процедуры принятия институтами и органами Евр. Союза нормативно-правовых и других актов вторичного права. Соответственно, понятие законодательного процесса в Евр. Союзе синонимично понятию процесса принятия решений в международной организации.
Законодательный процесс в Евр. Союзе находит выражение в нескольких законотворческих процедурах. Эти процедуры в чем-то схожи, но имеют и существенные различия, что дает основания для их классификации.
По сфере распространения процедуры принятия решений в Евр. Союзе можно классифицировать на две группы: общие и специальные.
К общим относятся те, которые могут быть распространены на любую сферу деятельности Союза. Общими являются процедура «Комиссия — Совет», процедура консультаций,процедура совместного принятия решений, процедура санкционирования, процедура сотрудничества.
К специальным процедурам относятся те, которые используются только при принятии решения по определенному вопросу. Они не применимы к другим вопросам.
Общие законодательные процедуры по степени их распространенности можно подразделить на основные и неосновные. Основными (наиболее распространенными являются процедуры консультаций и совместного принятия решений; к ним относят и процедуру «Комиссия—Совет». Не являются основными процедуры сотрудничества и санкционирования.
Чертой, характерной для всех законодательных процедур Евр. Союза, служит:
-наличие одних и тех же субъектов, участвующих в принятии решения,
-процесс принятия решения всегда проходит три этапа:
а) подготовка проекта и законодательная инициатива,
б) обсуждение проекта решения,
в) принятие решения.
Законодательные процедуры:
1.Процедура консультаций.
Особенности этой процедуры являются:
- быстрота
-исключительно консультативный характер полномочий Евр.
33. парламента.
Первой стадией процедуры консультации является правотворческая инициатива Комиссии, которая представляет проект решения в Совет.
За этим следует запрос Советом мнения Евр. парламента относительно проекта решения.
Далее Евр. парламент высказывает свое мнение по проекту в виде заключения, оформляемого резолюцией.
После чего Совет принимает решение единогласно (или квалифицированным большинством голосов) или отклоняет его.
Юридически Совет не обязан учитывать заключение Евр. парламента, но обязан дождаться его поступления, т.к. его несоблюдение влечет аннулирование утвержденного акта.
Процедура консультаций и процедура «Комиссия — Совет» применяются при принятии решений в рамках Сотрудничества полиций и судов в уг.правовой сфере, т.е. по третьей опоре.
2.Процедура совместного принятия решений.
Отличительной чертой этой процедуры является влиятельная роль в ней Евр. парламента, выступающего вместе с Советом в качестве «созаконодателя» в процессе принятия решений.
Процедура инициируется Комиссией, которая вносит проект решения в Совет и Евр. парламент. Евр. парламент рассматривает проект (так называемое «первое чтение»), и, в зависимости от результатов рассмотрения, процедура развивается следующим образом:
-если Евр. парламент одобряет проект решения или вовсе не рассматривает его, то решение квал.большинством утверждается Советом.
-если Евр. парламент вносит в проект поправки (либо другим образом выражает свое несогласие с проектом решения), то Совет может согласиться с поправками Евр. парламента и утвердить решение квал.большинством или, также действуя на основе квал. большинства, выработать «общую позицию» по проекту решения.
Данная «общая позиция» направляется Евр.у парламенту на рассмотрение (так называемое «второе чтение»).
Рассмотрев «общую позицию», Евр. парламент может:
-ее одобрить (или не рассматривать ее) и утвердить решение,
-абсолютным большинством голосов отклонить общую позицию и проект решения в целом (абсолютное вето)
-абсолютным большинством голосов может внести поправки к «общей позиции» по проекту и направить их на рассмотрение в Совет и Комиссию.
По получении всех материалов из Комиссии, Совет либо квалифицированным большинством одобряет поправки Евр. парламента к «общей позиции» с учетом мнения Комиссии (а если мнение Комиссии было отрицательным, то Совет действует единогласно) и утверждает решение, либо не одобряет поправки к «общей позиции», и тогда Председатель Совета и Председатель Евр. парламента созывают Согласительный комитет.
Согласительный комитет создается из числа членов Совета (или
33. их представителей) и такого же числа представителей Евр. парламента при участии в заседаниях комитета представителей Комиссии. Целью Согласительного комитета является доработка проекта решения, приведение его текста в такое состояние, которое могло бы удовлетворять интересы каждой из сторон.
Если в течение установленного срока Согласительный комитет не одобрит доработанный проект решения (или даже не сможет доработать текст), то он считается отклоненным.
Если Согласительный комитет квал.большинством представителей Совета и простым большинством представителей Евр. парламента одобряет доработанный проект, то он направляется на одновременное голосование в Совет и Евр. парламент (так называемое «третье чтение»).
Для утверждения решения необходимо абсолютное большинство голосов депутатов Евр. парламента и квал. большинство членов Совета. Если доработанный проект решения не набирает необходимого числа голосов хотя бы в одном из институтов, то считается отклоненным.
Для прохождения каждой стадии процедуры Договором о ЕС предоставляется 3 месяца, за искл. созыва Согласительного комитета и периода его работы (на эти действия дается по 6 недель).
Процедура совместного принятия решения является результатом компромисса между демократизацией законодательного процесса в Евр. Союзе (т.е. усиления позиций Евр. парламента) и сохранением традиционной роли Совета как основного законодательного органа.
3.Бюджетная процедура.
Специфика бюджетной процедуры предопределена разделением бюджетных расходов на обязательные расходы и необязательные расходы.
Предварительный проект бюджета составляется Комиссией и направляется в Совет, где проходит утверждение квалифицированным большинством голосов и в качестве окончательного проекта бюджета направляется в Евр. парламент на одобрение не позднее 5 октября года, предшествующего году исполнения бюджета.
Если Евр. парламент в течение 45 дней после получения проекта одобрит или не рассмотрит проект бюджета, то бюджет считается принятым. Евр. парламент также может простым большинством голосов внести поправки в статьи необязательных расходов бюджета и/или абсолютным большинством голосов предложить модификации статей обязательных расходов.
В течение 15 дней после этого Совет может согласиться с поправками и модификациями Евр. парламента или даже (в определенных случаях) не рассматривать их и утвердить бюджет. Однако возможен и другой вариант, Совет квалифицированным большинством может модифицировать поправки Евр. парламента и/или, в зависимости от того, ведут модификации Евр. парламента к увеличению расходов института или нет, не принимать такие модификации (что равносильно отклонению) или
33. квалифицированным большинством отвергнуть их, а также изменить.
При последнем варианте развития событий проект бюджета возвращается обратно в Европарламент. Евр. парламент в течение 15 дней может изменить или отклонить модификации Совета большинством в 3/5 голосов или не рассматривать проект бюджета и утвердить его.
Евр. парламент может также отклонить бюджет в целом большинством в 2/3 голосов, «руководствуясь важными аргументами» (ст. 272 Договора о ЕС).Как видно, процедура принятия бюджета в Евр. Союзе отличается от других законодательных процедур, что характерно и для принятия бюджетов в государствах-членах.
Другое дело — бюджетные процедуры демократических государств предоставляют органам, непосредственно избираемым гражданами, широкие возможности влиять на структуру расходов в процессе обсуждения. Бюджетная процедура в Евр. Союзе не предоставляет Евр.парламенту таких правомочий в полном объеме. Вне возможности вносить поправки остаются обязательные расходы бюджета — обычно это компенсационные выплаты аграрному сектору, субсидии государствам-членам, внешний долг.
31.Руководящие органы ЕвроПарламента(Председ-ль,Конференция председателей, бюро)