Восточная политика» кабинета Коля
Проблема внешней политики всегда занимала значительное место в системе общественных приоритетов ФРГ. И, хотя, на первых местах во внешней политике стояли отношения ФРГ со США и со странами Запада, взаимоотношениям с социалистическими странами, т.е. «восточной политике», уделялось также много внимания.
В одном из своих первых интервью в качестве канцлера ФРГ, 4 октября 1982 г., Г.Коль говорил: «Мы хотим быть надежными партнерами также народов и правительств в Центральной и Восточной Европе. Это, разумеется, относится и к отношениям с Советским Союзом. Есть действующие договоры, которых мы, конечно, будем придерживаться. В рамках наших договоренностей мы будем стремится наполнить эти договора содержанием».
Впоследствии он уточнил: «Мы считаем необходимым добиваться качественного улучшения отношений с Советским Союзом и другими странами — участниками Варшавского договора. Мы стремимся вести диалог с Советским Союзом на всех уровнях и, по возможности, его углубить».
В правительственном заявлении 13 октября 1982 г. Коль также говорит о своем стремлении продолжать «восточную политику», важнейшей основой которой остаются Московский и другие «восточные договоры».
Преемственность в этой области была условием участия либералов в коалиции с ХДС/ХСС. Вместе с тем при правительстве ХДС/ХСС—СвДП в курсе ФРГ стали в большей степени проявляться конфронтационные тенденции.
ФРГ в конце 1983 г. приступила к размещению на своей территории американских «Першингов-2» и крылатых ракет в соответствии с утвержденным НАТО графиком.
В правительственных заявлениях вновь зазвучали формулировки реваншистского толка, характерные для периода «холодной войны» — притязания на границы 1937 г. и т.п. При поддержке США и НАТО правительство ФРГ предприняло попытку поставить под сомнение весь комплекс договоров и соглашений о послевоенном урегулировании, направленных на обеспечение мирного и стабильного развития на Европейском субконтиненте.
Особенное место в «восточной политике» ФРГ занимали ее отношения с ГДР. Несмотря на имевшуюся в начале 80-х годов напряженность между Востоком и Западом, правительство ФРГ было озабочено необходимостью сохранить, упрочить и, по возможности, развить отношения между двумя германскими государствами.
Г.Коль заявил, в частности, что его правительство «заинтересовано в обширных, долгосрочных договоренностях [с ГДР] к пользе людей и на основе действующих соглашений».
При этом была сделана ставка на политику «малых шагов». Например, был облегчен временный везд граждан ГДР в ФРГ, развивалось сотрудничество между странами в области транспорта, охраны окружающей среды; ФРГ предоставила кредиты ГДР и т.д.
Наконец, в 1987 г., состоялась встреча в Бонне лидеров двух германских государств: канцлер ФРГ Г.Коль принимал Э.Хонеккера на государственном уровне. Во время официального приема в ведомстве федерального канцлера был выставлен почетный караул, исполнены государственные гимны обеих стран. На приеме в своем официальном обращении к восточногерманскому лидеру, Г.Коль заявил: «Мы хотим объединенной Европы и призываем весь немецкий народ завершить дело единства и свободы Германии путем свободного самоопределения».
Убежденный в неизбежности преодоления раскола Германии, Коль тогда еще не рассчитывал на реальную возможность осуществления этого идеала в обозримом будущем.
В октябре 1988 г. он посетил с официальным визитом Советский Союз, где вел переговоры с М.С.Горбачевым. В одном из своих выступлений Коль заявил, что верит в воссоединение Германии. На пресс-конференции 26 октября, отвечая на вопрос о том, будет ли он свидетелем объединения Германии, Г.Коль ответил: «По всей вероятности, нет».
Однако канцлер с неизменным упорством продолжал повторять тезис о «нерешенности германского вопроса».
28 ноября 1989 г. канцлер ФРГ Г.Коль выступил в бундестаге с программой развития германо-германских отношений, получивших название «10 пунктов Г.Коля». В этих пунктах был намечен довольно реалистичный план поэтапной конвергенции, сращивания двух государств.
— Во-первых, принять незамедлительные меры для урегулирования проблем, связанных с массовым оттоком из ГДР ее жителей, и с резким расширением количества их поездок на Запад; Федеративное правительство готово оказать ГДР необходимую материальную помощь на определенных условиях.
— Во-вторых, предусматривается продолжение и развитие сотрудничества между ГДР и ФРГ, в том числе в сфере экономики, науки и техники, культуры, охраны окружающей среды, транспорта и связи.
— В-третьих, западногерманская сторона заявляет о готовности расширить свое участие в этом сотрудничестве и увеличить масштабы помощи ГДР — при условии, что там будет положено начало необратимым переменам в политической системе путем внесения нового закона о выборах, отмены монополии СЕПГ на власть, изменения уголовного законодательства.
В области экономики требования к ГДР сводились бы к «сокращению бюрократического планового хозяйства», открытию страны для западных капиталовложений и созданию условий для внедрения в практику рыночного хозяйства и частнопредпринимательской деятельности. Эти требования Коль квалифицировал «не как предварительные условия, а как объективные предпосылки для того, чтобы помощь со стороны ФРГ «вообще могла бы дать должный эффект».
Обвинение во вмешательстве во внутренние дела ГДР, которое было выдвинуто руководством СЕПГ, канцлер отмел как «абсурдное».
— В-четвертых, в своей программе Г.Коль согласился с необходимостью учреждения совместных комиссий с целью конкретизации и углубления сотрудничества в разных областях. Выдвигалось требование подключить к такому сотрудничеству Западный Берлин.
— В-пятых, правительство ФРГ заявляет о готовности развивать соответствующие политические структуры с целью последующего перехода к федеративному государственному устройству Германии. Обязательным в этом случае должно быть формирование в ГДР правительства на демократических началах.
— В-шестых, предусматривалось, чтобы внутригерманские отношения неразрывно были связаны с общеевропейскими процессами, чтобы «будущая архитектура Германии вписывалась в будущую архитектуру Европы».
— В-седьмых, в программе указывалось на участие обоих государств в процессах западноевропейской интеграции. ФРГ заявляло о своей заинтересованности в заключении соглашения о торговле между ЕЭС и ГДР, которое гарантирует и расширит доступ Восточной Германии к «общему рынку».
— В-восьмых, выражалась полная поддержка процессу СБСЕ, а хельсинкский процесс рассматривался как «ядро будущей общеевропейской архитектуры».
— В-девятых, согласно «плану Коля», преодоление раскола Европы и раздела Германии увязывалось с необходимостью энергичных шагов в деле разоружения и контроля над вооружениями.
— И, наконец, в-десятых, Г.Коль указывал, что целью западноевропейской политики является обеспечение мира в Европе.
Выдвинув этот план, поразивший своей неожиданностью мировую общественность, Коль овладел инициативой в процессе объединения Германии и больше ее не выпускал вплоть до 3 октября 1990 г.