Тактика пехоты и ее материальные основы 8 страница
401 Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 135, Добавление: «Члены и органы живого тела должны рас
сматриваться не только как его части, так как они представляют собой то, что они представляют собой, лишь
в их единстве и отнюдь не относятся безразлично к последнему. Всего лишь частями эти члены и органы
становятся только под рукой анатома, но тогда он имеет дело уже не с живыми телами, а с трупами». — 528.
402 Там же, § 126, Добавление. — 529.
403 Там же, § 117, Добавление. — 529.
404 Там же, § 115, Примечание. Здесь Гегель говорит о том, что уже сама форма суждения указывает на разли
чие между субъектом и предикатом. — 530.
405 Энгельс ссылается на книгу Р. Клаузиуса «Механическая теория теплоты», 2 изд., т. I, Брауншвейг, 1876. На
стр. 87—88 этой книги говорится о «положительных и отрицательных количествах теплоты». — 531.
406 Энгельс имеет в виду книгу: J. Grimm. «Geschichte der deutschen Sprache». 4. AufL, Leipzig, 1880 (Я. Гримм.
«История немецкого языка». 4 изд., Лейпциг, 1880); первое издание вышло в Лейпциге в 1848 году. Подроб
нее о франкском диалекте Энгельс говорит в специальной работе «Франкский диалект», написанной в
1881—1882 гг. (см. настоящее издание, т. 19, стр. 518—546). Данная заметка написана, по-видимому, около
1881 года. — 532.
407 Кисмет — термин, обозначающий у мусульман, преимущественно у турок, предопределение, судьбу, фатум.
— 534.
ПРИМЕЧАНИЯ 731
408 Речь идет о главном произведении Ч. Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора»
(1859 г.). —535.
409 Цитата из сатирической поэмы Гейне «Диспут», где изображается средневековый диспут между католиче
ским монахом-капуцином и ученым еврейским раввином, который в ходе этого диспута ссылается на иудей
скую религиозную книгу «Таусфес-Ионтеф». В ответ на это капуцин посылает «Таусфес-Ионтеф» к черту.
Тогда возмущенный раввин в исступлении восклицает: ««Таусфес-Ионтеф» не годится? Что ж годится? Ка
раул!». — 536.
410 G. W. F. Hegel. Werke. Bd. III, 2. AufL, Berlin, 1841. Все подчеркивания в цитатах принадлежат Энгельсу. —
536.
411 Имеется в виду следующее место из Предисловия к «Феноменологии духа» Гегеля: «Почка исчезает, когда
распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении
плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка высту
пает плод». Энгельс цитирует «Феноменологию духа» по изданию: G. W. F. Hegel. Werke. Bd. II, 2. Aufl.,
Berlin, 1841.— 536.
412 Дидо — собака Энгельса, о которой он упоминает в письмах Марксу от 16 апреля 1865 г. и 10 августа 1866
года. —537.
413 Соответствие между делением логики на три части (учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии)
и четырехчленной классификацией суждений Гегель поясняет следующим образом: «Различные виды суж
дений определяются всеобщими формами самой логической идеи. Мы, согласно этому, получаем сначала
три главных вида суждений, которые соответствуют ступеням бытия, сущности и понятия. Второй из этих
главных видов, соответственно характеру сущности как ступени дифференциации, сам, в свою очередь,
двойственен внутри себя» (Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 171, Добавление). — 538.
414 Определения «сингулярное», «партикулярное», «универсальное» (singular, partikular, universell) означают
здесь, соответственно, единичное, особенное, всеобщее в формально-логическом смысле, в отличие от диа
лектических категорий «единичное», «особенное», «всеобщее» (Einzelnes, Besonderes, Allgemeines). — 538.
415 Энгельс указывает страницы всей главы о суждении в третьей книге «Науки логики» Гегеля. — 539.
416 Речь идет о третьей книге «Науки логики» Гегеля. — 540.
417 На стр. 75—77 четвертого издания своей «Естественной истории творения» Геккель рассказывает о том, как
Гёте открыл наличие межчелюстной кости у человека. По мнению Геккеля, Гёте сначала путем индукции
пришел к положению: «все млекопитающие имеют межчелюстную кость», а потом сделал отсюда дедуктив
ный вывод: «значит, и человек имеет эту кость», после чего этот вывод был подтвержден опытными данны
ми (Гёте обнаружил межчелюстную кость у человека в эмбриональном состоянии и в отдельных атавистиче
ских
ПРИМЕЧАНИЯ 732
случаях у взрослых). Индукцию, о которой говорит Геккель, Энгельс называет неправильной потому, что ей противоречило признававшееся правильным положение о том, что млекопитающее «человек» не имеет межчелюстной кости. — 541.
418 Энгельс, по-видимому, имеет в виду оба главных произведения У. Уэвеля: W. Whewell. «History of the Induc
tive Sciences». London, 1837; «The Philosophy of the Inductive Sciences». London, 1840 (У. Уэвель. «История
индуктивных наук». Лондон, 1837; «Философия индуктивных наук». Лондон, 1840).
Индуктивные науки характеризуются здесь Энгельсом как «охватывающие» чисто математические науки, по-видимому, в том смысле, что они у Уэвеля располагаются вокруг чисто математических наук, которые, по Уэвелю, являются науками чистого разума, исследуют «условия всякой теории» и в этом смысле занимают как бы центральное положение в «географии интеллектуального мира». В «Философии индуктивных наук» (т. I, кн. II) Уэвель дает краткий очерк «философии чистых наук», главными представителями которых он считает геометрию, теоретическую арифметику и алгебру. А в «Истории индуктивных наук» (т. I, Введение) Уэвель противопоставляет «индуктивным наукам» (механика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, зоология, физиология, геология) науки «дедуктивные» (геометрия, арифметика, алгебра). — 542.
419 В формуле «В—Е—О» В обозначает всеобщее, Е — единичное, О — особенное. Этой формулой пользуется
Гегель при анализе логической сути индуктивного умозаключения. См. Гегель. «Наука логики», кн. III,
отд. I, гл. 3, параграф «Умозаключение индукции». В этом же параграфе фигурирует упоминаемое Энгель
сом ниже гегелевское положение о том, что индуктивное умозаключение по существу является проблемати
ческим. — 542.
420 Н. A. Nicholson. «A Manual of Zoology». 5th ed., Edinburgh and London, 1878, p. 283-285, 363—370, 481—484.
— 542.
421 Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 39: «Эмпирическое наблюдение... доставляет нам восприятие
следующих друг за другом изменений... но оно не показывает нам необходимости связи». — 544.
422 Спиноза. «Этика», ч. I, определения 1 и 3 и теорема 6. — 546.
423 См. примечание 260. — 546.
424 Так эта заметка называется в оглавлении второй связки материалов «Диалектики природы». Она посвящена
критическому разбору основных положений, выставленных в докладе К. Негели «Границы естественнонауч
ного познания» (см. примечание 246). Энгельс цитирует доклад Негели по изданию «Tageblatt der 50. Ver
sammlung deutscher Naturforscher und Aerzte in Munchen 1877». Beilage. September 1877 («Бюллетень 50-го
съезда немецких естествоиспытателей и врачей в Мюнхене в 1877 году». Приложение. Сентябрь 1877 года).
Это издание было доставлено Энгельсу, по всей вероятности, К. Шорлеммером, присутствовавшим на съез
де. — 547.
425 Энгельс имеет в виду открытие в 1774 г. кислорода Джозефом Пристли, который сам даже и не подозревал,
что им был открыт новый
ПРИМЕЧАНИЯ 733
химический элемент и что этому открытию суждено было произвести переворот в химии. Подробнее об этом открытии Энгельс говорит в своем предисловии к II тому «Капитала» Маркса (см. настоящее издание, т. 24, стр. 19—22). — 549.
426 Ср. Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 13, Примечание: «Взятое формально и поставленное наря
ду с особенным, всеобщее само также превращается в некое особенное; несоответствие и несуразность тако
го отношения в применении к предметам обиходной жизни сами собой бросились бы в глаза, если бы, на
пример, кто-либо требовал себе фруктов и отказывался бы затем от вишен, груш, винограда, потому что они
вишни, груши, виноград, а не фрукты». — 551.
427 Энгельс ссылается на отдел о количестве в «Науке логики» Гегеля, где говорится, что астрономия достойна
изумления не вследствие дурной бесконечности неизмеримого множества звезд и неизмеримых пространств
и времен, с которыми имеет дело эта наука, — а «вследствие тех отношений меры и законов, которые разум
познаёт в этих предметах и которые суть разумное бесконечное в противоположность указанной неразумной
бесконечности» (Гегель. «Наука логики», кн. I, отд. II, гл. 2, Примечание: Высокое мнение о бесконечном
прогрессе). — 552.
428 Это — несколько видоизмененная Энгельсом цитата из трактата итальянского экономиста Ф. Галиани «О
деньгах», кн. II. Эту же цитату приводит Маркс в I томе «Капитала» (см. настоящее издание, т. 23, стр. 164).
Маркс и Энгельс пользовались изданием П. Кустоди: «Scrittori classici italiani di economia politica». Parte
moderna. T. III, Milano, 1803, p. 156 («Итальянские классики политической экономии». Современные эконо
мисты. Т. III, Милан, 1803, стр. 156). — 552.
429 Слова «Так и 1/r2» приписаны Энгельсом дополнительно. Возможно, что Энгельс имеет здесь в виду ирра
циональное число тт, значение которого является вполне определенным, но не может быть выражено никакой
конечной десятичной или обыкновенной дробью. Если площадь круга принять за единицу, то из формулы
■кг2 = 1, где r — радиус круга, получим значение тт = 1/r2. — 552.
430 Гегель. «Философия природы», § 280, Добавление: «Солнце служит планете, как и вообще Солнце, Луна,
кометы, звезды суть лишь условия Земли». — 554.
431 Энгельс ссылается на рецензию Дж. Дж. Роменса на книгу: J. Lubbock. «Ants, Bees, and Wasps», London, 1882
(Дж. Леббок. «Муравьи, пчелы и осы». Лондон, 1882). Рецензия была напечатана в журнале «Nature» № 658
от 8 июня 1882 года. Заинтересовавшее Энгельса место о том, что муравьи «очень чувствительны к ультра
фиолетовым лучам», находится на стр. 122 тома XXVI «Nature». — 554.
432 В 1732 г. появилось стихотворение А. Галлера «Лживость человеческих добродетелей» («Falschheit men
schlicher Tugenden»), в котором Галлер утверждал, что «ни один сотворенный дух не может проникнуть во
ПРИМЕЧАНИЯ 734
внутреннюю сущность природы» и что он должен довольствоваться лишь знанием внешней скорлупы. В 1820 г. Гёте в стихотворении «Несомненно» («Allerdings») выступил против этого утверждения Галлера, указывая, что в природе все едино и что ее нельзя делить на непознаваемое внутреннее ядро и доступную человеку внешнюю скорлупу, как это делает Галлер. Об этом споре Гёте с Галлером дважды упоминает Гегель в своей «Энциклопедии философских наук» (§ 140, Примечание, и § 246, Добавление). — 555.
433 Гегель. «Наука логики», кн. II, отд. I, гл. 1, параграф «Видимость», и отд. II («Явление»), где о вещи в себе
есть специальный параграф («Вещь в себе и существование») и специальное примечание («Вещь в себе
трансцендентального идеализма»). — 556.
434 Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 124, Примечание и Добавление. — 556.
435 Гегель. «Наука логики», кн. III, отд. III, гл. 2. — 557.
436 Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 128, Добавление. — 558.
437 Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 98, Добавление 1-е: «Притяжение есть такое же существенное
свойство материи, как и отталкивание». — 559.
438 См. Гегель. «Наука логики», кн. I, отд. II, гл. 1, Примечание о кантовской антиномии неделимости и беско
нечной делимости времени, пространства, материи. — 560.
439 Гегель. «Философия природы», § 261, Добавление. — 560.
440 См. примечание 47. — 560.
441 См. примечание 260.
На страницах 20—29 своей книги Гров говорит о «неуничтожимости силы» при превращениях механического движения в «состояние напряжения» и в теплоту. — 561.
442 Эта заметка написана на одном листе с наброском частичного плана «Диалектики природы» и представляет
собой конспективную запись мыслей, развитых в главе «Основные формы движения» (см. настоящий том,
стр. 344 и 391—407). — 562.
443 См. примечание 260.
Под «состояниями (affections) материи» Гров имеет в виду «теплоту, свет, электричество, магнетизм, химическое сродство и движение» (стр. 15), а под «движением (motion)» — механическое движение, или перемещение. — 563.
444 Данный набросок написан на первом листе 1-й связки «Диалектики природы». По своему содержанию он
совпадает с, письмом Энгельса Марксу от 30 мая 1873 года. Письмо это начинается словами: «Сегодня утром
в постели мне пришли в голову следующие диалектические мысли по поводу естественных наук». Само из
ложение этих мыслей
ПРИМЕЧАНИЯ 735
в письме более отделано, чем в наброске. Отсюда можно сделать тот вывод, что набросок написан до письма в тот же день 30 мая 1873 года. Если не считать отрывка о Бюхнере (см. настоящий том, стр. 516—521), написанного незадолго до этого наброска, то все прочие главы и фрагменты «Диалектики природы» написаны после него, т. е. после 30 мая 1873 года. — 563.
445 О. Конт изложил эту систему классификации наук в своем главном произведении «Курс позитивной фило
софии», первое издание которого вышло в Париже в 1830—1842 годах. Специально вопросу классификации
наук посвящена 2-я лекция I тома этого произведения, озаглавленная: «Изложение плана этого курса, или
общие соображения об иерархии позитивных наук». См. A. Comte. «Cours de Philosophie positive». Т. I, Paris,
1830. —565.
446 Энгельс имеет в виду третью книгу «Науки логики» Гегеля, изданную впервые в 1816 году. В «Философии
природы» Гегель обозначает эти три главных отдела естествознания терминами «механика», «физика» и «ор
ганика». — 565.
447 Эта заметка принадлежит к числу тех трех более крупных заметок («Noten»), которые Энгельс включил во
вторую связку материалов «Диалектики природы» (заметки меньшего объема попали в первую и четвертую
связки). Две из этих заметок — «О прообразах математического бесконечного в действительном мире» и «О
«механическом» понимании природы» — представляют собой «Примечания» или «Добавления» к «Анти-
Дюрингу», в которых Энгельс развивает некоторые весьма важные мысли, лишь намеченные или кратко из
ложенные в отдельных местах этой его книги. Третья заметка — «О негелиевской неспособности познавать
бесконечное» — к «Анти-Дюрингу» отношения не имеет. Время написания первых двух заметок — по всей
вероятности, 1885 год; во всяком случае не ранее середины апреля 1884 г., когда Энгельс принял решение
подготовить к печати второе, расширенное издание «Анти-Дюринга», и не позднее конца сентября 1885 г.,
когда было закончено и отослано в издательство предисловие ко второму изданию книги. Как видно из пи
сем Энгельса Э. Бернштейну и К. Каутскому за 1884 г. и Г. Шлютеру за 1885 г., Энгельс имел в виду напи
сать ряд «Примечаний» или «Добавлений» естественнонаучного характера к отдельным местам «Анти-
Дюринга», с тем чтобы поместить их в конце второго издания этого произведения. Однако чрезвычайная за
нятость другими делами (прежде всего работой над изданием II и III томов «Капитала» Маркса) помешала
Энгельсу привести в исполнение это намерение. Он только успел начерно набросать два «Примечания» — к
стр. 17—18 и к стр. 46 первого издания «Анти-Дюринга». Настоящая заметка и является вторым из этих
«Примечаний».
Заголовок «О «механическом» понимании природы» дан Энгельсом в оглавлении второй связки материалов «Диалектики природы». Заголовок же «Примечание 2-е. К стр. 46: Различные формы движения и изучающие их науки» фигурирует в начале самой этой заметки. — 566.
448 A. Kekule. «Die wissenschaftlichen Ziele und Leistungen der Chemie». Bonn, 1878, S. 12. — 566.
ПРИМЕЧАНИЯ 736
449 Речь идет о заметке в журнале «Nature» № 420 от 15 ноября 1877 г., в которой было дано краткое изложение
речи А. Кекуле, произнесенной им 18 октября 1877 г. при вступлении в должность ректора Боннского уни
верситета. В 1878 г. эта речь Кекуле была издана отдельной брошюрой под названием «Научные цели и дос
тижения химии». — 567.
450 Е. Haeckel. «Die Perigenesis der Plastidule». Berlin, 1876, S. 13. — 567.
451 Кривая Лотара Мейера — графическое изображение соотношения между атомными весами и атомными
объемами; была составлена немецким химиком Л. Мейером и опубликована в 1870 г. в его статье «Природа
химических элементов как функция их атомных весов» в журнале «Annalen der Chemie und Pharmacie» («Ан
налы химии и фармации»), VII дополнительный том, выпуск 3.
Открытие закономерной связи между атомным весом и физическими и химическими свойствами химических элементов принадлежит великому русскому ученому Д. И. Менделееву, который впервые сформулировал периодический закон химических элементов в марте 1869 г. в статье «О соотношении свойств с атомным весом элементов», напечатанной в «Журнале Русского химического общества». Л. Мейер тоже был на пути к установлению периодического закона, когда узнал об открытии Менделеева. Составленная Л. Мейером кривая наглядно иллюстрировала открытый Менделеевым закон, однако она выражала его внешним и, в отличие от таблицы Менделеева, односторонним образом.
В своих выводах Менделеев пошел гораздо дальше Мейера. На основе открытого им периодического закона Менделеев предсказал существование и специфические свойства еще не известных в то время химических элементов, тогда как Мейер в своих последующих работах обнаружил непонимание сущности периодического закона. — 568.
452 См. примечание 426. — 570.
453 Е. Haeckel. «Naturliche Schopfungsgeschichte». 4. Aufl., Berlin, 1873, S. 538, 543, 588; «Anthropogenie». Leipzig,
1874, S. 460, 465, 492. — 570.
Гегель. «Энциклопедия философских наук», § 99, Добавление. — 570.
455 Этот отрывок написан на отдельном листе, снабженном пометкой «Noten» («Примечания»). Возможно, что
он представляет собой первоначальный набросок второго «Примечания» к «Анти-Дюрингу»: «О «механиче
ском» понимании природы» (см. настоящий том, стр. 566— 570). — 570.
456 В первом случае Энгельс имеет в виду замечание Гегеля о том, что в арифметике мышление «движется в
сфере безмыслия» («Наука логики», кн. I, отд. II, гл. 2, Примечание об употреблении числовых определений
для выражения философских понятий); во втором — указание Гегеля на то, что «уже натуральный ряд чисел
обнаруживает узловую линию качественных моментов, проявляющихся в чисто внешнем поступательном
движении» и т. д. (там же, отд. III, гл. 2, Примечание о примерах узловых линий отношений меры и о том,
что в природе якобы нет скачков). — 574.
457 Это выражение встречается в книге Ш. Боссю «Трактаты о дифференциальном исчислении и интегральном
исчислении» (Ch. Bossut. «Traites do Calcul differentiel et de Calcul integral». T. I, Paris, 1798, p. 38),
ПРИМЕЧАНИЯ
на которую Энгельс ссылается в заметке «Прямое и кривое». В главе об «Интегральном исчислении с конечными разностями» Боссю рассматривает прежде всего такую задачу: «Интегрировать, или суммировать, целочисленные степени переменной величины x». При этом Боссю предполагает, что разность (дифференциал) Ах является постоянной, и обозначает ее греческой буквой со. Так как сумма (интеграл) от Аг, или от со есть x, то сумма от со х 1, или от сох0, тоже будет равна х. Это равенство Боссю пишет так: Есох0 = х. Затем Боссю выносит постоянную со, помещая ее перед знаком суммирования, и получает выражение со x0 = х, а отсюда получается равенство Ех° = х/со. Это последнее равенство используется далее у Боссю для нахождения величии Ex, Ex2, Ex3 и т. д. и для решения других задач. — 578.
458 Ch. Bossut. «Traites de Calcul differentiel et de Calcul integral». T. I, Paris, an VI [1798], p. 149 (Ш. Боссю. «Трактаты о дифференциальном исчислении и интегральном исчислении». Т. I, Париж, год VI [1798], стр. 149). — 580.
Так Боссю называет кривые, рассматриваемые в системе полярных координат. — 580.
460 Энгельс имеет в виду фигуру 17 и объяснения к ней на стр. 148—151 книги Боссю. Фигура эта имеет сле
дующий вид: ВМК— кривая («полярная кривая»). МТ— касательная к ней. Р — полюс, или начало поляр
ных координат. PZ — полярная ось. РМ — ордината точки М
(Энгельс называет ее «действительной абсциссой», современное обозначение — радиус-вектор). Pm— ордината бесконечно близкой к М точки т (Энгельс называет этот радиус-вектор «дифференциальной воображаемой абсциссой»). МН — перпендикуляр к касательной МТ. ТРН — перпендикуляр к ординате РМ. Mr — дуга, описываемая радиусом РМ. Так как MPm — бесконечно малый угол, то РМ и Pm считаются параллельными. Поэтому, треугольники Mrm и ТРМ, а также треугольники Mrm и МРН— рассматриваются как подобные. — 580.
461 См. примечание 338. — 581.
462 Эта заметка принадлежит к числу тех трех более крупных заметок («Noten»), которые Энгельс включил во
вторую связку материалов «Диалектики природы» (см. примечание 447). Она представляет собой набросок
«Примечания» к стр. 17—18 первого издания «Анти-Дюринга». Заголовок «О прообразах математического
бесконечного в действительном мире» дан Энгельсом в оглавлении второй связки материалов «Диалектики
природы». Заголовок же «К стр. 17—18: Согласие между
ПРИМЕЧАНИЯ 738
мышлением и бытием. — Бесконечное в математике» фигурирует в начале самой этой заметки. — 581.
463 Nihil est in intellectu, quod попfuerit in sensu (нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях) — ос
новное положение сенсуализма. Содержание этой формулы восходит к Аристотелю (см. его сочинения
«Вторая аналитика», кн. I, гл. 18, и «О душе», кн. III, гл. 8). — 581.
464 Эта цифра приводится в статье У. Томсона «Величина атомов», первоначально опубликованной в журнале
«Nature» № 22 от 31 марта 1870 г., а затем перепечатанной в виде приложения во втором издании книги У.
Томсона и П. Г. Тейта «Трактат о натуральной философии» (W. Thomson and P. G. Tait. «Treatise on Natural
Philosophy». Vol. I, part II, new ed., Cambridge, 1883, p. 501—502). — 583.
465 Рейс младшей линии — одно из карликовых немецких государств, с 1871 г. входило в состав Германской им
перии. — 586.
466 Возможно, что Энгельс имеет здесь в виду психофизический монизм Геккеля и его взгляды на строение ма
терии. В книжке Геккеля «Пери-генезис пластидул», которую Энгельс цитирует во втором «Примечании» к
«Анти-Дюрингу» (см. настоящий том, стр. 567), Геккель, например, утверждает, что элементарная «душа»
присуща не только «пластидулам» (т. е. молекулам протоплазмы), но и атомам, что все атомы «одушевле
ны», обладают «ощущением» и «волей». В той же книжке Геккель говорит об атомах, как о чем-то абсолют
но дискретном, абсолютно неделимом и абсолютно неизменном, а наряду с дискретными атомами признаёт
существование эфира как чего-то абсолютно непрерывного (Е. Haeckel. «Die Perigenesis der Plastidule». Ber
lin, 1876, S. 38—40).
О том, как Гегель разделывается с противоречием непрерывности и дискретности материи, Энгельс упоминает в заметке «Делимость материи» (см. настоящий том, стр. 560). — 587.
467 Энгельс имеет в виду доклад Р. Клаузиуса «О втором начале механической теории теплоты», прочитанный
23 сентября 1867 г. на состоявшемся во Франкфурте-на-Майне 41-м съезде немецких естествоиспытателей и
врачей. Доклад был издан отдельной брошюрой в Брауншвейге в 1867 году. — 588.
468 Эта и две следующие заметки представляют собой выписки из книг: 1) J. H. Madler. «Der Wunderbau des
Weltalls, oder Populare Astronomie». 5. Aufl., Berlin, 1861 (отдел IX: Неподвижные звезды, отдел X: Туманные
пятна) и 2) A. Secchi. «Die Sonne». Braunschweig, 1872 (часть III: Солнца, или неподвижные звезды). Эти вы
писки, сделанные в начале 1876 г., Энгельс использовал во второй части «Введения» к «Диалектике приро
ды» (см. настоящий том, стр. 355—363). — 589.
469 В указанном месте книги Вольфа «История астрономии» (см. примечание 367) говорится, что закон прелом
ления света был открыт не Декартом, а Снеллиусом, который изложил его в своих неопубликованных рабо
тах, откуда его и заимствовал впоследствии, после смерти Снеллиуса, Декарт. — 593.
470 J. R. Mayer. «Die Mechanik der Warme in gesammelten Schriften». 2. Aufl., Stuttgart, 1874, S. 328, 330. — 593.
ПРИМЕЧАНИЯ 739
471 Ф. Бэкон. «Новый Органон» («Novum Organum»), книга вторая, афоризм XX. Это сочинение Бэкона вышло в
Лондоне в 1620 году. — 594.
472 Ср. замечания Гегеля о том, что в силе «нет никакого другого содержания кроме того, которое имеется в са
мом явлении», и что это содержание «только высказывается в форме рефлектированного в себя определения
— силы», в результате чего получается «пустая тавтология» (Гегель. «Наука логики», кн. II, отд. I, гл. 3,
Примечание о формальном способе объяснения из тавтологических оснований). — 597.
473 Гегель. «Философия природы», § 266, Примечание. — 598.
474 Энгельс имеет в виду изданную анонимно книгу П. Л. Лаврова «Опыт истории мысли», т. I, С.-Петербург,
1875. В главе «Космическая основа истории мысли», на стр. 109 этой книги, Лавров пишет: «Угасшие солнца
с мертвою системою планет и спутников продолжают свое движение в пространстве, пока не попадут в обра
зующуюся новую туманность. Тогда остатки умершего мира становятся материалом для ускорения процесса
образования нового мира». А в сноске Лавров приводит мнение Цёльнера о том, что состояние окоченения
угасших небесных тел «может быть прекращено лишь внешними влияниями, например теплотою, развитою
при столкновении с каким-либо другим телом». — 599.
475 См. примечание 467. — 599.
476 См. примечание 467. — 601.
477 Энгельс, вероятно, имеет в виду стр. 16 брошюры Клаузиуса, где упоминается об эфире, находящемся вне
небесных тел. Здесь же, на стр. 6, предполагается тот же эфир, по как находящийся не вне тел, а в промежут
ках между их частицами. — 602.
478 Horror vacui — боязнь пустоты. До середины XVII в. в естествознании господствовало идущее еще от Ари
стотеля воззрение, что «природа боится пустоты», т. е. не допускает образования пустого пространства. Этой
«боязнью пустоты» объясняли, в частности, поднятие воды в насосе. В 1643 г. Торричелли открыл атмо
сферное давление и тем самым опроверг аристотелевские представления о невозможности пустоты. — 602.
479 Фамилия Лаврова написана у Энгельса русскими буквами. Энгельс имеет в виду книгу Лаврова «Опыт исто
рии мысли» (см. примечание 474). В главе «Космическая основа истории мысли», на стр. 103—104 этой кни
ги, Лавров упоминает о взглядах различных ученых (Ольберса, В. Струве и др.) на угасание света, идущего с
очень больших расстояний. — 602.
480 Библия, Евангелие от Иоанна, гл. 1. — 602.
481 A. Fick. «Die Naturkraefte in ihrer Wechselbeziehung». Wurzburg, 1869. — 602.
482 См. примечание 325. — 602.
ПРИМЕЧАНИЯ 740
483 Энгельс имеет в виду приведенную на стр. 632 книги Секки диаграмму, показывающую соотношение между длиной волны и интенсивностью теплового, светового и химического действий солнечных лучей. Мы воспроизводим здесь эту диаграмму в ее основных частях: