Внешняя политика России во второй половине 18века.

Задачи – борьба за выход к южным морям – Черному и Азовскому. Объединение восточных славян. Борьба с революционной Францией.

Русско-Турецкая война 1768-1774 г. Турция объявила войну России. Русские войска овладели Крымом, однако Турция сорвала переговоры и Русские войска перешли Дунай, открыв путь на Стамбул, Турция была вынуждена просить мира. – Россия получала выход к черному морю. Суворов и другие – герои.

Русско-Турецкая война 1787-1791 г. Турция не хотела примириться и пыталась вернуть Крым, в ответ на это Россия заняла Крым, и основан Севастополь (1783). Потемкин – “князь Таврический”. 1783г. Восточная Грузия по договору входит в состав России.

3 раздела Польши. 1772 - Екатерина 2 отправила в Польшу войска для подавления восстания. 1793 – к России отходит Белоруссия. 3- 1794г. Екатерина 1 снова подавляет восстание – к России отходит Литва, зап. Белоруссия. Польша теряет суверенитет. Воссоединение восточных славян.

Царизм в борьбе с Французской революцией.

15. Россия на рубеже XVIII – XIX вв.

Своё царствование Павел (1797 год) начал с изменения всех порядков екатерининского правления. Существенно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II, а порядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию. Павел I затеял военную и другие реформы, не только из собственной прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно: в частности, дворянские дети с рождения были приписаны к тому или иному полку.

Около 90% всего населения составляли крестьяне: примерно 2% — дворяне. Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное пpoизводство, происходили сдвиги в промышленности. Насильственное устранение Павла I в 1801 г. и воцарение его сына Александра I не только не вызвало потрясения в стране, но пробудило ожидания реформ, большей свободы, конституции.

Проект реформы общественно-политического устройства России М. М. Сперанский изложил в 1809 г. в документе, который назывался "Введение к уложению государственных законов". Предлагалось:

1. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав, но не для всех. Крепо­стным крестьянам (помещичьим), рабочим по найму, домашним слугам не предполага­лось предоставлять гражданские права. Надо иметь в виду, что и на Западе в то время еще не шла речь о всеобщности в гражданских правах, а в США существовало рабство. Важно, что в этом случае появлялась возможность влиять на систему власти, причем не только для аристократии, но и для средних слоев.

2. Обеспечить разделение властей и привлечение общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные мес­тные думы и центральная Государственная дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.

3. Провозглашалось правовое государство: правит закон, а не люди.

4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а это подразумевало их ответствен­ность перед обществом.

Вся система государственного управления, по проекту М. М. Сперанского, строилась снизу вверх. Предусматривалось, что население будет выбирать местные думы. Царь был вынужден маневрировать между активизировавшимися консервативными и теми общественными силами, которые требовали изменений. Планы М. М. Сперанского вызвали сопротивление в высших слоях общества, да и сам Александр I охладел к либе­ральным идеям.

В 1810 г. был создан Государственный совет — законосовещательный орган при царе. Председатель и его члены назначались царем. "Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного совета", — гласил императорский указ.

Наши рекомендации