В первой половине XVII века
Первые Романовы уделяли главное внимание укреплению дворянского землевладения. В области внешней политики правительство старалось обезопаситься от нападений со стороны крымского хана и посылало ему систематически щедрые подарки – нечто вроде дани. Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых оказалась под Польшей и Швецией. 1632 г. – война за возвращение Смоленска, но взять его не удалось из-за вторжения с юга крымского хана. 1637 г. – казаки взяли турецкую крепость Азов (в устье Дона). Сразу прекратились набеги татар на русскую землю. I половина XVII в. – России не удалось разрешить задачи воссоединения русских земель, внутренние противоречия в стране все более нарастали и привели к целой полосе массовых движений.
Народные восстания середины XVII в. К середине XVII в. выросли налоги с населения. 1646 г. – налог на соль увеличили вчетверо, что вызвало недовольство в народе. Увеличился срок розыска и возврат беглых крестьян до 10 лет, а вывезенных насильно другими землевладельцами – до 15 лет. Наибольшей остроты социальные противоречия достигли в городах. Посадские протестовали против городских феодальных владений, с которых не брали налогов. 1648 г. – крупное восстание в Москве, а также в Козлове, Воронеже, Курске, Елье, Соли Вычегорской, Устюге Великом, Томске. 1650 г. – восстания в Новгороде и Пскове. Характерная черта восстаний – верхушка горожан была на стороне правительства. Восстания эти обнаружили классовое размежевание в среде самих горожан.
Соборное уложение. 1649 г. – Земский собор принял название Соборное уложение. Он был направлен на укрепление феодально-крепостнического строя. Отныне поместья предавались по наследству, разрешалось обменивать их на вотчины. Соборное уложение распространило крепостничество и на города. За покушение на жизнь феодала были предусмотрены суровые меры наказания. Появление царя на людях обставлялось торжественной церемонией, а обращаясь к царю, все должны были называть себя «царскими холопами» и уменьшительными именами. По отчеству называли лишь бояр и думных людей.
Раскол церкви. XVII в. – падение авторитета официальной церкви. В середине XVII в. патриарх Никон провел ряд церковных реформ, направленных на ее укрепление. Они касались религиозных обрядов (старого крещения двумя перстами, исправления церковных книг и сверки их с греческими оригиналами). Это вызвало сопротивление части духовенства и знати, боявшейся подрыва церковного авторитета. Появилось контрдвижение старообрядцев (сторонников старого). Российская церковная смута XVII в. получила наименование раскола. К раскольникам присоседилось огромное множество забитых крепостнических людей, которым казалось, что ухудшение их положения связано с нововведениями в церкви патриарха Никона.
Украина и Белоруссия в конце XVI – 1-й пол. XVII вв. 2-я пол. XVI в. – уния Литвы и Польши. Вместе с польскими феодалами на Украину и Белоруссию пришло католичество. Государственным языком Украины и Белоруссии был польский, земельные латифундии принадлежали польским магнатам, а местные жители подвергались жесточайшей эксплуатации.
Запорожская сечь. Один из слоев населения Украины составляли запорожские казаки. Начало XVII в. – у днепровских порогов сложился уклад жизни, отличавшийся от жизни остального населения Украины. В Запорожье не было феодального землевладения и феодальной зависимости. Казаки имели свое самоуправление – выборного гетмана. Они несли сторожевую службу. Польское правительство, заинтересованное в казацкой службе, заносило их в реестр, то есть список, каждый занесенный в него получал вознаграждение. Здесь возводились укрепления – «засеки», откуда и произошло название «сечь». Рост социальных конфликтов между верхушкой казачества и остальной массой, не включенной в реестр.