Глава 26. экологические преступления 8 страница

С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут установить и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.

Государственными природными заповедниками объявляются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный миры), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники также являются научными учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительными и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного значения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Задачи и особенности режима конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о его создании.

На территориях государственных природных заказников, где проживают коренные малочисленные народы, чьи жизненно важные интересы связаны с использованием природных ресурсов этих территорий, являющихся их историческими землями, допускается традиционное использование природных ресурсов в целях жизнеобеспечения указанных народов.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти Федерации или субъекта Федерации, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

В границах лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Для лечебно-оздоровительных местностей, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях - округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности. Режим таких территорий определяется Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", а также Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 (в ред. от 19 июля 2006 г.) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798; 2006. N 30. Ст. 3408.

Памятниками природы являются отдельные уникальные невосполнимые природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства: участки живописных или исторически ценных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.д.); объекты, послужившие основой для создания выдающихся произведений литературы и искусства, а также связанные с жизнью известных людей; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких, исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов; места произрастания растений - индикаторов состояния и динамических тенденций ландшафта; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породному составу, продуктивности, генетическим качествам и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки, пещеры и т.п.); местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; термальные источники и т.д.

Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.

С объективной стороны преступление состоит в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.

Нарушение режима охраны может выражаться в незаконном проведении работ, строительстве, движении транспорта, в уничтожении, разрушении, повреждении или иной порче природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении, создании фактора беспокойства птиц и зверей (например, шум, пролет на самолете ниже установленной высоты) и т.д.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов влечет уголовную ответственность лишь в том случае, когда деянием причиняется значительный ущерб природной среде.

Последствия в виде причинения такого ущерба являются обязательным признаком состава. Состав преступления материальный. Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.

Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам (см. изложенное при анализе преступлений, предусмотренных ст. ст. 247, 248, 250, 254, 257, 261 УК), их количества и других обстоятельств.

С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, предвидит возможность или неизбежность причинения этим территориям и объектам значительного ущерба и желает его наступления (прямой умысел) либо осознает общественную опасность указанного деяния, предвидит возможность наступления его последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности причинения значительного ущерба особо охраняемым природным территориям и природным объектам, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления таких последствий нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в загрязнении вод заповедника или заказника (ст. 250 УК РФ), незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 УК РФ), незаконной охоте (ст. 258 УК РФ) и других преступлениях, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям.

Однако если такие деяния повлекли причинение существенного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 250, 256, 258, 262 УК РФ и др.

Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий и причинением значительного ущерба, но эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака в его составе, например при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК РФ), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК РФ), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ).

Наши рекомендации

Число: 2105