Государственно- правовая организация капиталистических стран
В последней трети XIX в. в основном завершается процесс оформления государственно-правовых элементов политической системы буржуазного общества, начало которому было положено революциями XVII-XVIII вв. Буржуазия, отстаивавшая свободу предпринимательства, торговли, добивалась расширения политических прав и установления конституционного строя. Однако далеко не сразу буржуазия приходит к власти и утверждаются либеральные порядки. Лишь после парламентской рефор-мы 1832 г. в Англии, революций 1848-1849 гг. во Франции, объединения в начале 70-х гг. Герма-нии и Италии, после реформ 60-70-х гг. в России буржуазия получает некоторую свободу и к кон-цу 70-х гг. в ряде стран приходит к власти. Оформляется несколько форм государства: конститу-ционная монархия, президентская республика и парламентская республика. В конце XIX в. как конституционная или парламентская монархия в классическом виде вы-ступила Англия. Высшим законодательным органом был утвержден Парламент, состоящий из двух палат – палаты общин и палаты лордов. Все законы до утверждения королем должны были быть одобрены обеими палатами. Исполнительная власть принадлежала кабинету министров, дея-тельность которого усилилась с середины XIX в., когда право законодательной инициативы стало монополией исполнительной власти. В формировании кабинета министров большую роль играло соперничество двух партий в парламенте – консерваторов и либералов. Вся работа правительства осуществлялась под руководством премьер-министра, положение которого определялось его влиянием в партии. Во второй половине XIX в. получила развитие тенденция демократизации государственных институтов: были приняты новые избирательные законы в 1867 и 1884 гг., осуществлены реформы местного управления (1888 г.) и суда (1876 г.) Английская буржуазия умело использовала борьбу рабочего класса, выступающего за демократизацию общественной жизни, расширение по-литических прав в своих интересах. В XIX в. Англии удалось без революций, эволюционным пу-тем превратиться из страны с аристократической монархией в страну с полным парламентаризмом и гражданским обществом. Другой формой буржуазного государства в XIX в. явилась президентская республика. Наи-более четко эта форма государства проявилась в США, начало которой было положено в конце XVIII в. Конституция страны провозгласила США федеративным государством. Основной закон определял круг вопросов, находящихся в компетенции федеральных органов страны. К ним отно-сились: внешняя политика, вооруженные силы, оборона страны, внешняя торговля, эмиграция, иммиграция, федеральный бюджет и др. Высшим законодательным органом объявлялся Конгресс, состоящий из двух избираемых путем прямых выборов палат – палаты представителей и сената. Палаты обладали равными правами. Исполнительную власть возглавлял президент, избираемый путем двухстепенных выборов на четыре года. Президент имел право законодательной инициати-вы, назначать лиц на высшие должности в государстве, распоряжаться финансами. Центральными исполнительными органами стали департаменты во главе с государственным секретарем. В конце XVIII в. было учреждено три департамента: внешней политики, военный и финансов, а во второй половине XIX в. были созданы департаменты юстиции и торговли. Государственное устройство США не нашло в целом повторения в европейских странах, в которых государственность развива-лась в форме конституционных монархий и парламентских республик. Парламентская республика – третья форма государства, наиболее полно реализовалась во Франции. Согласно конституции 1875 г. законодательная власть принадлежала парламенту, со-стоящему из двух палат сената и палаты депутатов. Обе палаты могли объединиться и совместно обсуждать важнейшие вопросы, например выбора президента или внесения поправки в конститу-цию. В этом случае обе палаты становились Национальным собранием. Исполнительная власть принадлежала президенту и министрам. На президента, конституционно ответственного, возлага-лась обязанность руководить всей текущей внутренней и внешней политикой. Он назначал мини-стров и председательствовал на заседаниях совета министров. Министры подписывали все акты, издаваемые президентом, и несли ответственность за его деятельность. Министры также были коллегиально ответственны за деятельность правительства. Президент обладал правом вето на решения парламента, по истечении пяти месяцев со дня созыва сессии мог закрыть ее и с согласия сената распустить палату депутатов. Таким образом, формирование государственно-правовых институтов буржуазного общества и становление правого государства относятся ко второй половине XIX в. * * * Итак, основным содержанием исторического процесса XIX в. была победа капиталистиче-ского строя над феодализмом в передовых странах Европы, Америки и Востока и перерастание его в последней трети столетия в монополистический капитализм. Капиталистические отношения вызревали в недрах феодализма, однако они были ускорены буржуазными революциями, свер-шившимися в конце XVIII-XIX вв. В процессе утверждения капитализма произошли промышленный переворот, представляв-ший собой переход от мануфактуры к машинному производству, и вторая научно-техническая ре-волюция, в результате которых сформировалась индустриальная цивилизация. Основной сферой производства стала промышленность; произошла диверсификация отраслей; механизировалось сельское хозяйство; изменилось соотношение городских и сельских жителей в пользу горожан; получили интенсивное развитие различные средства сообщения и связи. Важнейшими событиями истории XIX в. были завоевание независимости колониями Испа-нии и Португалии в Латинской Америке и образование национальных государств в Европе. Одна-ко с колониализмом не только не было покончено, а более того. к концу XIX в. оформилась коло-ниальная система ведущих капиталистических стран, завершился территориальный раздел мира. Последняя треть XIX столетия характеризуется глубокими качественными изменениями: ги-гантским ростом производительных сил, складыванием мирового рынка, возникновением в эко-номике новых форм организации хозяйствования – монополий, которые стали источником обост-рения противоречий между государствами и развязывания войн. Вместе с тем в XIX в. укрепилась тенденция демократизации общественной жизни и расши-рения прав граждан. |
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ