Истории отечественного государства и права
Библиографический словарь терминов по
Термин | Принадлежность к хронологическому периоду | Определение к характеристике государства, общества или права | Определение термина на основе правового источника. |
Великий князь | IX - XII в.в. | Государство и право Киевской Руси | первый среди равных, глава государства. функции: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, внешние отношения. |
Вервь | территориальная община, орган местного крестьянского самоуправления. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. | ||
Княжеские съезды | орган управления решал важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и другие. | ||
Киевская Русь | сформировавшееся к середине X в. государственное образование, получившее название «Киевская Русь», представляло собой конгломерат племенных территорий («городовых областей»), объединенных Киевом на основе конфедеративного союза. Форма правления - раннефеодальная монархия. Глава государства - великий князь. | ||
Норманнская теория | появилась в ХVIII в. Ее авторами являются работавшие в Российской Академии наук немецкие ученые Байер, Миллер и Шлецер. По их утверждtнию, государственность у восточных славян была создана северными германцами – норманнами (варягами), Новгородская а затем Киевская Русь. | ||
Полюдье | вид дани – прямой сбор, когда князь, обычно раз в год объезжал подвластные им земли и собирали дань со соих подданных. | ||
Урок | штраф в пользу пострадавшего, зависел от размера причиненного вреда. | ||
Погост | специальные пункты сбора дани обычно это было крупное село | ||
Русская правда (в трёх редакциях) | Русская Правда – кодекс частного права. Её субъекты – физические лица. Первая редакция: Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей. Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса. Вторая редакция: Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу. Третья редакция: Сокращенная Правда- наряду с уголовным правом закрепляла вещное право, семейно-брачные отношения, наследственной право. | ||
Рядович | представитель новгородского ряда, ряд – административная единица в Новгороде | ||
Закуп | категория людей работающих в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться различные ценности – земля, скот, зерно, деньги и прочее. (купу) долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. | ||
Смерд | обозначение всей массы сельского населения в Древней Руси (наиболее распространенное в литературе толкование этого термина). Положение смерда было двойственным. В отличие от раба он имел свою семью и имущество, платил штраф за совершенные проступки, но юридически был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его имущество наследовал князь. | ||
Холоп | наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое – все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. | ||
Челядь | наименование зависимого населения на Руси и в России. До IX в. термин употреблялся для обозначения патриархального рабства, в IX-X be челядь - рабы, ставшие объектом купли-продажи. В XI в. на смену этому термин приходит термин "холопы". | ||
Тиун | доверенное лицо своего князя, которому поручалось не только хозяйство, но и администрация с судом и расправой | ||
Куна | денежная единица Др. Руси, термин произошел от названия меха куницы, имевшего хождение как меновая ценность в X – XI вв., содержавшая 1/25 гривны серебра. | ||
Дикая вира | большой штраф за убийство, выплачивала община. | ||
Десятина | налог в пользу Церкви, | ||
Десятичная система управления | XII - XIVв.в. | Государство и право Руси в период феодально-политической раздробленности | зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений |
Бояре | принадлежность к определенной социальной группе, придворный чин, который жаловал великий князь | ||
Дворяне | мелкие феодалы, наделявшиеся великим князем землей под условием несения службы, прежде всего военной. | ||
Вече | народное собрание | ||
Феодальная республика | форма государственного правления характерна для Новгорода и Пскова | ||
Псковская судная грамота | представляют собой кодексы феодального права, закреплявшие привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий. Принята вечем в 1467 г. Псковская судная грамота состоит из 120 статей, регламентирующих гражданско-правовые отношения, судоустройство и судебный процесс, уголовное право. | ||
Посадник | избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами. | ||
Тысяцкий | избирался на вече сначала из низов, далее из знатных бояр. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику. | ||
Половинники | зависимые люди, смерд, работавший за половину урожая | ||
Золотая Орда | феодальное государство. Для нее были характерны следующие особенности: кочевой и полукочевой характер общества; большая роль племенных вождей; иерархия кочевого землевладения. Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий монголо-татарскую кочевую аристократию. | ||
Монголо-татарское иго | княжества сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского ярлыка, который как бы давал право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Орды | ||
Хан | правитель Золотой орды | ||
Ярлык | право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Орды | ||
Яса | основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206), содержавшая в основном нормы уголовного права, обычного права и позже нормы шариата. | ||
Вотчина | XV –сер. XVI в.в.) | Государство и право Руси в период создания централизованного государства | форма феодального землевладения, поэтому - условное землевладение. |
Поместье | земля полученная от великого князя за службу и на срок службы | ||
Боярская Дума | постоянно действующий орган со стабильным составом, в который входили думные чины. Боярская дума не имела четко очерченной компетенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства. | ||
Дворцово-вотчинная система управления | управление княжеским двором, во главе системы стоял дворецкий; на местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, осуществлявшие функции управления и суда; | ||
Система кормления | вместо жалованья за службу посадники, наместники получали о населения определенные платежи «корм». | ||
Наместник | представитель княжеской власти на местах. | ||
Пути | дворецкие и дворцовые ведомствами, конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности. | ||
Местничество | замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода. | ||
Пожилое | определенная сумма которую крестьянин должен был уплатить при переходе от одного хозяина к другому. | ||
Юрьев день | 26 ноября, срок для перехода крестьян к другому хозяину. | ||
Судебник 1497 г | первый общерусский свод законов — был утвержден великим князем Иваном III и Боярской думой в сентябре 1497 г. Судебник основывался на нормах Русской Правды, Псковской судной грамоте, нормах обычного права, уставных грамотах и судебной практике. Судебник 1497 г. преследовал две главные цели: — распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства; — ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей. Для содержания Судебника характерны следующие особенности: нормы права излагались без четкой системы; открыто закреплялись привилегии господствовавшего сословия; устанавливалось неравное положение зависимых сословий. | ||
Царь | (сер. XVI – XVII в.в. ) | Государство и право России в период сословно-представительной монархии | начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе.Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. |
Избранная рада | орган выделившийся из боярской думы состоявший из приближенных к царю советников. | ||
Земский собор | сословно-представительный орган Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя. | ||
Приказы | система приказов как органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов достигло 90. Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничьих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие. | ||
Реформы Ивана Грозного | в середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. | ||
Судебник 1550 г | был принят Земским собором. Он состоял из 100 глав-статей. Более подробную регламентацию получили судебный процесс, уголовно-правовые и имущественные отношения. Усиливались черты розыскного процесса, был расширен круг субъектов преступления, а тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности. Законодатель разработал формы вины, было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы. | ||
Стоглав 1551 г | собрание постановлений церковного собора. сборник церковного права | ||
Опричнина | административно-хозяйственным дворцовым учреждением, в заведовании которого находились дворцовые земли. Опричнина рассматривалась царем, как собственный удел. Вся территория государства была разделена на опричнину и земщину. Также были сформированы особые вооруженные подразделения (опричники), составившие ударную силу и репрессивный механизм опричнины. В этих условиях сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика. | ||
Земщина | ведомство Совета, состоявшего из потомков ее бывших властителей (князей великих и удельных). строилась на новых территориально-административных началах, порывая со старыми удельными порядками и традициями, это была структура, стоявшая над всеми родовыми, клановыми, семейными и личными отношениями, привычными для феодальной аристократии. В перспективе земщина предназначалась старшему сыну. | ||
Сословия | деление общества. Боярство, дворянство. | ||
Крепостное право | вечная потомственная зависимость крестьян | ||
Семибоярщина | переходное правительство из семи бояр в июле-сентябре 1610 года. Фактически власть её не распространялась за пределы Москвы. | ||
Заповедные лета | указ который запретил переход крестьян в Юрьев день до особого распоряжения царя. Однако такое распоряжение никогда издано не было. | ||
Урочные лета | право помещика на розыск беглого крестьянина в течении 5 лет и возвращение его владельцу. | ||
Тягло | (подать), которую платили посадские люди. | ||
Соборное Уложение 1649 г | свод феодального права, охватывающий широкий круг общественных отношений. В этом документе особенно важны следующие разделы: . суд о крестьянах, определяющий правовое положение крестьянства, его полное закрепощение; . о поместных землях и вотчинах, где определяется правовой статус поместий и вотчин, сближение первых со вторыми; . о посадских людях; . о холопах; . о разбойных и татиных делах, о суде и за какие вины чинить смертную казнь (что дает представление об уголовном праве и процессе того времени). | ||
Абсолютная монархия | (XVIII в. ) | Государство и право Российской империи в период абсолютизма | форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. |
Император | с 1721 г. глава государства с неограниченной властью. | ||
Сенат | высший орган управления общей компетенции наделенный законодательными правами, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором. 1711 г. | ||
Коллегии | большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллёгия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями. | ||
Синод | духовная коллегия – Святейший Синод – заменившая патриарха и подчинившая православную церковь государству. Православие стало государственной религией. Распоряжения Синода издавались с пометой «по указу Его Императорского Величества» и визировались обер-прокурором. | ||
Прокуратура | контрольная система — прокурорская во главе с генерал-прокурором Сената. В 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства. | ||
Полиция | органом полицейского управления в городе стала управа благочиния — коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах. | ||
Верховный тайный совет | в 1726 г. был создан Верховный тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кан- дидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий. Верховный тайный совет приобрел законодательные полномочия, законы подписывались либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным тайным советом. | ||
Посессионные крестьяне | приписанные к мануфактурам (владениям). Их нельзя было продавать отдельно от мануфактур. | ||
Мануфактура | частное или государственное предприятие. | ||
Воинские артикулы 1714 г | военно-уголовный кодекс, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию. | ||
Указ о единонаследии 1714 г | кодекса наследственного права, ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие «недвижимость».Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости и запрещался ее заклад.внес изменения и в сферу семейного права. Был повышен брачный возраст для мужчин — до двадцати лет — и женщин — до семнадцати. | ||
Табель о рангах 1722 г | табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV—IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне. | ||
Уложенная комиссия 1767 г | временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созывались для кодификации (систематизации) законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года. Всего было семь таких комиссий. Крупнейшая из них - собрание всероссийских сословных представителей - была созвана Екатериной II и работала в 1767 - 1769 гг. | ||
«Учреждение губернских установлений» 1775 г | губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер. Она укрепила позиции дворянства, усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. | ||
Устав благочиния 1782 г. | нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности.Устав Благочиния послужил формированию новой отрасли права — полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право.В Уставе Благочиния была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка.Устав содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения. | ||
Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. | заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апреля 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обязательной службы, от уплаты личных податей, постойной повинности, от телесных наказаний. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией (с особыми же административными системами управления и видами занятий населения). | ||
Государственный Совет. | XIX в. | Государство и право Российской империи в первой половине | законосовещательный орган при императоре, рассматривал и готовил различные правовые акты — законы, уставы, учреждения. Основная цель его законотворческой деятельности — привести к единообразию всю правовую систему. Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40—80 человек. |
Министерства | вместо упраздненных коллегий были образованы министерства как центральные отраслевые управления. | ||
Совет министров | состав: ведущие министры и руководители самостоятельных ведомств, а также председатели Государственного совета и Комитета министров. В отличие от Комитета министров, по-прежнему занимавшегося мелкими текущими делами, Совет министров под председательством императора обсуждал и решал важнейшие вопросы государственной жизни. | ||
Комитет министров | высшее административное учреждение, где император совещался с наиболее доверенными высшими чиновниками по вопросам управления государства. | ||
Земский исправник | во главе уездной администрации стояли земский исправник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством. Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. | ||
Становой пристав | в 1837 г. реорганизована система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы (станы) появилась полицейская должность станового пристава. Полицейская сеть распространилась в сельские районы страны. Становой пристав в своей деятельности опирался на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков. | ||
Жандармерия | в 1836 г. было принято Положение о Корпусе жандармов. Создавалась сеть жандармских округов, подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах существовали губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях). В задачи жандармских команд входили «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения», «рассеяние законом запрещенных скопищ». | ||
Государственные крестьяне | основную массу населения составляли крестьяне. Они делились на государственных и частновладельческих. Государственные крестьяне платили подушную подать, а также особую плату (40 коп.) вместо оброка, который платили крепостные крестьяне помещика. | ||
Иноземцы | инностранные купцы. | ||
Полное собрание законов Российской империи | 1830 г. – Вышло в свет первое издание “Полного собрания законов Российской империи” (ПСЗ), состоявшее из 45 томов и включавшее в себя 30600 актов, действовавших с 1649 по 1825 гг. ПСЗ строится по хронологическому принципу. | ||
Свод законов Российской империи | главный источник права. При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того, что "Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование", строится по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное. | ||
Реформа | XIX в. | Государство и право Российской империи во второй половине | Крестьянская реформа 1861 г. Земская реформа 1864г Городская реформа 1870г Судебная реформа 1864 г. Полицейская реформа 1862 г Военная реформа 1864г. |
Волость | административно-полицейская единица, в нее входило несколько сельских обществ. | ||
Сельский сход | орган крестьянского самоуправления | ||
Земский начальник | местный судебный и административный орган в Российской империи | ||
Земское собрание | земская реформа 1864 г. создала органы земского самоуправления: распорядительные – губернские и уездные земские собрания. | ||
Земская управа | исполнительные – соответствующие земские управы. | ||
Избирательные съезды | на съездах выбирались депутаты в органы земского самоуправления. | ||
Городское избирательное собрание | орган городского самоуправления | ||
Городская дума | городская реформа 1870 г. образовала органы городского самоуправления – распорядительные – городские думы, исполнительные– городские управы. назначение выборных должностных лиц, установление городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. | ||
Городской голова | глава думы и управы, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел. | ||
Мировой суд | местный судебный орган | ||
Мировой судья | мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором. Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города). | ||
Окружной суд | к общим судебным органам относились окружные суды. Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлению министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д. Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей). | ||
Суд присяжных | первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». | ||
Судебная палата | общий судебный орган, создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления). | ||
Адвокатура | (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемые в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе. | ||
Неоабсолютизм | в начале ХХ века изменения в государственном устройстве России (появление парламента, преобразование Совета министров, издание Основных законов Российской Империи) предопределяли необходимость реализации серьёзных политических преобразований. Но политическое переустройство Российской Империи не было завершено. Политическая система России не успела принять законченные конституционные очертания. Такая оценка характера российской государственности показывает, что реально в России н. ХХ века полноценно самодержавия уже не было, как не было и полноценной конституции. | ||
Государственная дума | XX в. | Государство и право Российской империи в начале | представительный органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. нижняя палата Парламента. |
Избирательные законы | указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. | ||
Аграрная реформа П.А. Столыпина | предусматривала право выхода крестьян из общины, получение земельного надела в частную собственность и выделения отруба или хутора. | ||
Кадеты | политическая партия, Союз земцев-конституционалистов, на основе которого уже в октябре 1905 г. будет сформирована кадетская партия. | ||
Октябристы | политическая партия Союз 17 октября-на принципах Манифеста 17 октября. Его кредо — «сильная власть выведет страну из хаоса». Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитарного) Российского государства, конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. | ||
Эсеры | политическая партия социалистов-революционеров- борьба с самодержавием и созыв Земского собора (Учредительного собрания) "Социализация земли" - лозунг партии, террор - метод ее деятельности. | ||
Трудовики | российская политическая организация, состав: крестьяне, но также учителя, адвокаты, врачи и др | ||
Черносотенцы. | российская политическая организация "Союз русского народа", форма правления самодержавная монархия. | ||
Временное правительство | 1917 г. | Государство и право России в период буржуазной республики | по соглашению между Временным комитетом и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 года было образовано Временное правительство. ВП объявило полную политическую амнистию; провозгласило основные права и свободы граждан; равноправие солдат с гражданами; отмену всех сословных, религиозных и национальных ограничений; создание вместо полиции народной милиции; начало подготовки к созыву Учредительного собрания. |
Советы рабочих и солдатских депутатов | петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть. В первые дни революции стали создаваться Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На Всероссийском совещании Советов в марте — апреле 1917г. была определена территориальная система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). В деятельности Советов действовали принципы выборности, коллегиальности, сменяемости членов и др. Советы располагали собственными вооруженными формированиями: милицией и Красной гвардией. | ||
Двоевластие | когда после падения самодержавия на политической арене оказались два самостоятельных органа власти: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах. | ||
Милиция | органы милиции возникли по инициативе НКВД в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Сначала Советами рабочих и солдатских депутатов создавалась рабочая милиция. Вскоре стали создавать милицию и крестьянские Советы. Милиция формировалась на основе принципа добровольности. Военные и гражданские власти были обязаны содействовать милиции в снабжении ее оружием и техническими силами. | ||
Чрезвычайное законодательство | это специальные нормативные акты, принимаемые государством при особых (чрезвычайных) обстоятельствах, которыми глава государства или по его поручению высшие государственные чиновники наделяются исключительными полномочиями. В 1917 году Нормативными основаниями для формирования советского чрезвычайного законодательства явились: военно-правовые акты, принятые до революции 1917 г. (Правила 1892 г. о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, Воинский устав о наказаниях 1868 г., Уставы полевой службы 1881, 1904 и 1914 гг. и др.); нормативные правовые акты периода гражданской войны и иностранной военной интервенции (прежде всего, акты о военном положении и первые боевые уставы Красной Армии). На этапе становлениясоветское законодательство восприняло многие правовые нормы из указанных актов, дополнив их комплексом жестких правоограничительных и репрессивных мер. | ||
ВЦИК | (1917-1945г.г. ) | Советское государство и право | съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет— высший орган власти в период между съездами. Председателем Комитета был избран Л. Б. Каменев. |
СНК | согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания было образовано правительство — Совет Народных Комиссаров. | ||
ВЧК | всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Комиссия должна бороться с политическими партиями и печатными органами, противостоящими большевикам. | ||
Декларация прав народов России | III Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания и принял отвергнутую им Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларация определяла Россию как республику Советов. | ||
Конституция РСФСР 1918 г | 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатура пролетариата в форме Республики Советов. В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности. Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации. | ||
Военный коммунизм | сверхцентрализованная бестоварная экономика, полное огосударствление собственности, создание государственной повинности, уравнительное распределение и милитаризованный принудительный труд. В этих условиях изменилась организация управления промышленностью. В ее основу была положена “система главкизма”. Ее важнейшей особенностью было полнейшее лишение предприятий хозяйственной самостоятельности. Заводы и фабрики не имели собственных оборотных средств. Оборудование, материалы, топливо и все прочее они получали в порядке административного распределения. В таком же порядке они сдавали производимую продукцию. | ||
Комбеды | комитет бедноты- орган Советской власти в сельской местности в годы «Военного коммунизма». Были созданы декретами ВЦИКа[1] от 11 июня 1918 г. и Совнаркома от 6 августа 1918 г. с целью: 1) распределения хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий; 2) оказания содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев. | ||
Ревкомы | революционный комитет- функции исполкомов Советов, которые распускались постановлением Реввоенсовета и члены которых входили в состав ревкомов. | ||
Продразверстка | продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка) — в России система государственных мероприятий, осуществленная в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразверстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («разверстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам | ||
Трудовая повинность | в России трудовая повинность была введена декретом СНК от 5 октября 1918 года, согласно которому устанавливалась обязательность труда для «буржуазных элементов». Принятый 10 декабря 1918 года кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР. Декретами, принятыми СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы. Согласно декрету СНК от 29 января 1920 года «О порядке всеобщей трудовой повинности», всё трудоспособное население, независимо от постоянной работы, привлекалось к выполнению различных трудовых заданий. Декретом при Совете обороны был создан Главный комитет по всеобщей трудовой повинности (Главкомтруд) во главе с Дзержинским. | ||
Первая кодификация советского права | законодательные акты, по переходу к НЭПу были крайне противоречивы. С одной стороны разрешались элементы рыночных отношений, но с другой – сохранялся тотальный контроль государства. В целом кодификация строилась на основе идеологии коммунизма. 20-гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. В 1922-1923 гг. были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно- процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов. Гражданский кодекс состоял из общей части, вещного, обязательственного, наследственного права. | ||
НЭП | новая экономическая политика | ||
Продналог | продналог — продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога. Продналог был отменен вместе с существовашим с ним подворноденежым, общегражданским, трудгужналогом и другими местными налогами в связи с укреплением денежной системы и введением единого сельскохозяйственного налога 10 мая 1923 года согласно решению XII Съезда РКП(б) о налоговой политике в деревне с тем чтобы «решительно покончить с множественностью обложения» и с тем « чтобы крестьянин мог заранее и твердо знать сумму причитающегося с него прямого обложения и иметь дело только с одним сборщиком этого налога». | ||
Трест | одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. появились в связи с НЭП. Они представляли объединения предприятий одной отрасли с хозрасчётом. Декретом ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 трест определялся как государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для них уставу и который действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли" | ||
Конституция СССР 1924 г | первая союзная Конституция. нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. | ||
Вторая кодификация советского права Конституция СССР 1936 г. | политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. | ||
Однопартийная система | тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти. 1918 г., были запрещены все политические партии кроме РКП(б)—ВКП(б,) она стала единственной правящей партией в стране. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. | ||
Внесудебное преследование | органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и «тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились политические репрессивные меры, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т. д. | ||
Колхоз | коллективное хозяйство форма хозяйствования на селе в СССР, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в общественном управлении его участников и результаты труда также распределялись общим решением участников. до середины 1960-х использовались трудодни. | ||
Совхоз | советское хозяйство или совместное хозяйство — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР. совхоз полностью финансировался и управлялся государством. Работающие в совхозах были наёмными работниками, получавшими фиксированную заработную плату в денежной форме. | ||
Хозрасчёт | метод ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами производственно-хозяйственной деятельности, возмещении расходов доходами, обеспечении рентабельности производства, ответственности предприятия за экономное использование ресурсов | ||
Хоздоговор | хозяйственный договор - соглашение между организациями о тех или иных видах хозяйственной деятельности (поставках, подрядах, перевозках). | ||
Государственный комитет обороны | июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО. | ||
Наркомат | народный коммисариат, в 1917—1946 годах — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства или отдельной отраслью народного хозяйства. Во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров. | ||
Военный трибунал | особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Согласно этому Указу трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, государственной безопасности и некоторые другие. | ||
Сталинизм | 1946-наше время | Советское государство и право в послевоенный период | в 30-е гг. сложился культ личности Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. |
Тоталитаризм | тоталитарная система власти сложилась в СССР на рубеже 20—30-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918 г., когда РКП(б)—ВКП(б) стала единственной правящей партией в стране. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. | ||
XX съезд партии | съезд состоялся 14—25 февраля 1956 года в Москве. XX съезд обычно считается моментом, положившим конец сталинской эпохе и сделавшим обсуждение ряда общественных вопросов несколько более свободным; он знаменовал ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве и возвращение многих прежде запретных имён. Однако на деле критика Сталина прозвучала лишь на закрытом заседании ЦК КПСС по окончании съезда. | ||
Реабилитация. | восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц из-за «отсутствия состава преступления». Советское уголовное право определяло термин «реабилитация» как восстановление в прежнем состоянии невиновного, лица, которое было привлечено к уголовной ответственности необоснованно. | ||
Хозяйственная реформа 1965 г | вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. | ||
Конституция СССР 1977 г | политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу — социалистическая собственность на средства производства.В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. | ||
Конституционный контроль | собый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции. | ||
Административно-командная система | при которой государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов. | ||
Партийно-административная номенклатура | партийно-государственные должности, входящие в перечень должностей, назначение на которые подлежало утверждению в Учётно-распределительном отделе ЦК. | ||
Диссидентство | человек, политические взгляды которого существенно отличаются от официальной точки зрения в стране, где он живёт. Диссиденты писали письма в центральные газеты и ЦК КПСС, изготовляли и распространяли самиздат, устраивали демонстрации, (см., например, Демонстрация 25 августа 1968 года) распространяя информацию о положении в стране. Начало широкого диссидентского движения связывают с Процессом Даниеля и Синявского (1965), тенденциозно освещавшегося в центральной печати, а также введением войск Варшавского договора в Чехословакию (1968). | ||
Федератизм | асимметричная система отношений между центральной властью федерированного государства и отдельным субъектом, сохраняющим широкую автономию и отказывающимся лишь от некоторых прав в пользу федерального центра. | ||
Съезд народных депутатов | высшим органом государственной власти в стране. Этот орган наделяется полнотой власти и имеет право принять к рассмотрению любой вопрос. | ||
СНГ | 8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). | ||
Президент | высшее должностное лицо — глава государства. Президент как глава государства является одновременно верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и гарантом Конституции Российской Федерации, прав свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. | ||
Федеральное Собрание | орган законодательной власти (двухпалатный парламент — Федеральное Собрание) .Совет Федерации — верхняя палата российского парламента — формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов их государственной власти), Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания — избирается в составе 450 депутатов на 4-летний срок на профессиональной постоянной основе. | ||
Конституция РФ 1993 г. | всероссийский референдум по проекту новой Конституции России был проведен 12 декабря 1993 г. Конституция получила одобрение большинства принявших участие в голосовании граждан. Пятая Конституция России подвела черту под советским периодом развития государственности нашего Отечества. Конституция Российской Федерации носит в себе элементы переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, не завершился процесс формирования общественно-политических групп и партий. Новый Основной закон выражает определенный компромисс между организацией исполнительной и законодательной власти и неструктурированным обществом. |