Юридические коллизии и способы их разрешения.
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Виды коллизий:
1) Между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции)
2) Между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы)
3) Между федеральными актами и актами субъектов Федерации:
· Если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч.6 ст.76 Конституции РФ действует именно он
· Если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт
4) Между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой)
5) Между общим и специальным актом:
· Если они приняты одним органом, то применяется последний
· Если они приняты разными органами, то действует первый
Возможные способы разрешения коллизий:
· Принятие нового акта
· Отмена старого акта
· Внесение изменений в действующие акты
· Систематизация законодательства
· Референдумы
· Деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ)
· Переговорный процесс через согласительные комиссии
· Толкование и др.
66. Акты применения правовых норм: понятие, особенности и виды.
Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесение компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:
· Исходит от компетентных органов
· Носит государственно-властный характер
· Носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими особенностями
· Имеет определенную установленную законом форму
Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Классификация правоприменительных актов:
1. По форме – указы, приговоры, решения, приказы.
2. По субъектам, их издающим, - акты государственных и негосударственных органов (в т.ч. муниципальных) органов.
3. По функциям права – регулятивные и охранительные (по форме регулирующего воздействия)
4. По юридической природе – основные (конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных)
5. По предмету правового регулирования – уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.
6. По характеру – материальные и процессуальные.
7. В зависимости от вида субъекта, занимающегося правоприменительной деятельностью – индивидуальные акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, судебных и надзорных органов, органов мест самоуправления, издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций
8. По форме внешнего выражения – акты-документы и акты-действия
9. В зависимости от действия и времени – однократного действия и длящиеся.
67. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.
Толкование норм права – это деятельность, направленная на установление содержания истинного смысла юридических норм.
Толкование – это родовое понятие, охватывающее собой единство двух процессов:
1. Уяснение (для себя) – это внутренний мыслительный процесс, который осуществляется толкующим субъектом (интерпретатором) для себя и внутри себя и не имеет внешних форм выражения
2. Разъяснение (для других) – сторона мыслительной деятельности по толкованию, которая адресована уже не самому интерпретатору, а заинтересованным лицам и находит свой выражение в письменной (акт-документ) или устной (совет или рекомендация) форме.