Тема 14. Местное самоуправление в субъектах РФ
Организация местного самоуправления в городах
Федерального значения
Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург согласно российской Конституции обладают статусом субъектов федерации. В то же время они являются муниципальными образованиями, следовательно, в них должно осуществляться местное самоуправление.
Особенности организации местного самоуправления в том, что в городах федерального значения местное самоуправление должно осуществляться на внутригородских территориях. Внутригородское муниципальное образование — это часть территории города Москвы и Санкт-Петербурга, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются собственность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления.
На сегодняшний день в Москве создана законодательная и нормативная база деятельности управ, насчитывающая более десяти законодательных актов, в которых отражены вопросы местного самоуправления. Это, в первую очередь, Устав города Москвы, законы «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве» (в ред. Законов г. Москвы от 13.07.2005 N 42,от 25.01.2006 N 6); «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве» (в ред. Закона г. Москвы от15.03.2006 N 13); «О муниципальной службе в городе Москвы»о т25.02.2004 (ред. от 25.01.2006); «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» от 14.07.2004 N 50 (с изм. от 28.09.2005). Аналогичная ситуация существует в Санкт-Петербурге. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются соответствующим законом Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга также определяется законами этих субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 50 Федерального закона от 2003 года и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований собственными законами.
Внутригородские территории городов федерального значения образуются и преобразуются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. В соответствии с Законом г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» образование муниципальных образований осуществляется законом города Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфра структуры и других особенностей территорий.
Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется на всей территории Санкт-Петербурга в границах территорий городов, поселков, муниципальных округов Санкт-Петербурга. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены для осуществления местного самоуправления иначе как федеральным законом. Установление и изменение границ муниципальных образований в Санкт-Петербурге осуществляется законом Санкт-Петербурга по инициативе органов государственной власти Санкт-Петербурга, населения, органов местного самоуправления на основе исторически сложившихся территорий компактного проживания.
Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения(единства городского хозяйства. При этом установленные законодательством источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы государственной власти городов федерального значения также самостоятельно производят передачу органам местного самоуправления имущества исходя изперечня вопросов местного значения установленных для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации.