Реформа центральных органов управления.
6.3.1. Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711 г. для управления страной Сенат. Созданный в результате экспромта как временное учреждение, он превратился со временем в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9 человек, назначавшихся царем, пришел на смену умершей естественным образом аристократической Боярской думе. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия. Ход заседания протоколировался. Ибо сим всякого дурость явлена будет, как считал царь Петр.
6.3.2. Коллегии. Когда исход Северной войны стал уже очевиден и можно было больше внимание уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов исполнительной власти. В 1718 г. на смену изжившим себя приказам стали приходить коллегии:
- первейшие три - Военная, Адмиралтейская и Иностранная;
- три экономические - Берг-коллегия (тяжелая промышленность), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность) и Коммерц-коллегия (ведала внешней торговлей);
- три финансовые - Камер коллегия (сбор налогов), Штатс-коллегия (расходы) и Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);
- Юстиц-коллегия. Вместо Поместного приказа была создана Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Городами управлял Главный магистрат. Политическим сыском ведал Преображенский приказ, усиленный в дальнейшем Тайной канцелярией.
6.3.3. Церковная реформа. В 1721 г. в соответствии с Духовным регламентом, в котором доказывалась нежелательность патриаршества, была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод, организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником - обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть его бюрократического аппарата.
6.3.4. Органы надзора. Резкое увеличение государственного аппарата, бюрократизация общества вызвали быстрое развитие коррупции. Для борьбы со злоупотреблениями чиновников в государственных, военных и церковных учреждениях в 1711 г. были созданы органы негласного надзора, который осуществляли фискалы во главе с обер-фискалом.
Но этого оказалось недостаточно. Взяточничество и волокита продолжали расширяться, что заставило Петра I создать широкую сеть органов гласного надзора. В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора Сената. В его обязанности входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и оспорить решение Сената, Первым прокурором - оком государевым - стал выходец из низов П.И. Ягужинский. Прокуроры были назначены во все государственные учреждения для контроля за их работой.
Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.
Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности.
6.4. Завершение складывания абсолютистской монархии.Возросшая экономическая и финансовая мощь государства, появление новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформа системы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютистской монархии. Царь был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В Духовном регламенте 1721 г. записано: -император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает.
Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызвано делом царевича Алексея, который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казне.
Нередкодля исполнения своих приказов царь прибегал к чрезвычайным мерам и придавал особые функции тем органам, которые по закону ими не располагали. Так одним из главных инструментов управления страной становится гвардия, участвующая в проведении всех важнейших реформ - от переписи населения, до контроля за деятельностью Сената и коллегий. Важное место в системе управления играла личная канцелярия царя - его Кабинет, с помощью которого Петр нередко вмешивался в дела, входившие в компетенцию других государственных органов управления. Неограниченная власть монарха нашла правовое выражение в Воинском уставе и Духовном регламенте.
Итоги преобразований
7.1. В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.
7.2. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
7.3. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.
7.4. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.
7.5. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол обществав культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.
Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный и поверхностный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.
Однако, представляется, что особенности природно-климатических, геополитических и демографических условий страны, экономическая и культурная отсталость, устойчивость традиционалистского сознания не давали возможности иному пути продвижения вперед.
Вопросы и задания
1. Каковы предпосылки преобразований нач. ХVIII в?
- Как складывалась личность царя- реформатора? Что в его характере наложило отпечаток на ход и характер реформ?
3. Что подтолкнуло Петра 1 к преобразованиям? Назовите первые реформы? В какой степени они носили спонтанный, а в какой - продуманный характер?
4. Расскажите об экономике России в эпоху преобразований. Каковы особенности русской мануфактуры?
5. Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?
6. Как изменилась жизнь русского дворянства и крестьянства в годы правления Петра I?
7. Расскажите об эволюции государственного строя России. Каковы особенности российского абсолютизма?
8. Итоги и значение преобразований Петра I?