Столыпинские реформы: замысел и итоги
Правительство понимало, что подавление революции силой не решало аграрного вопроса и искало пути его решения. Как было отмечено, уже в ноябре 1905 г. царь в качестве первого шага отменил выкупные платежи за землю.
Вторым шагом стал Указ от 10 марта 1906 г., по которому крестьянам Европейской России было предоставлено право осваивать землю за Уралом. Переселение за Урал проводилось и раньше, но теперь крестьянам предоставляли льготные кредиты, бесплатно перевозили в так называемых «столыпинских вагонах» к новому месту жительства вместе с домашним скарбом и скотом. За 1906–1914 гг. уехали 3 млн крестьян, но удобной земли за Уралом оказалось не так много, и 0,5 млн вернулись. Переселенческая политика не могла решить аграрной проблемы: масштабы переселения отставали от объемов естественного прироста населения деревни, которое увеличивалось почти на 2 млн чел. в год.
Третьим и главным шагом реформ Столыпина стал царский Указ от 9 ноября 1906 г., который предоставлял крестьянам-домохозяевам (главам семейств) право выхода из общины и закрепления надельной земли в собственность с правом последующей продажи земли. Столыпин надеялся таким образом вырастить слой зажиточных крестьян – частных собственников и создать из них барьер для защиты частной собственности в принципе. Поскольку Дума второго созыва отказалась превратить указ в закон, закон об аграрной реформе был принят только 14 июня 1910 г. в период работы Думы третьего созыва, самой правой по своему составу.
После выхода указа из общины стали выходить богатые и бедные крестьяне. Последние продавали землю богатым. Однако вскоре общинные сходы стали протестовать. Протест общины был обусловлен тем, что крестьяне традиционно владели надельной землей чересполосно: каждому выделялись участки (полосы) хорошей, средней и плохой земли. Теперь домохозяева, выделяющиеся из общины, могли требовать свою землю единым куском для создания отрубов и хуторов. Сильные хозяева стремились закрепить за собой лучшую землю. Увидев, что уходит лучшая земля, общины стали сопротивляться, но губернаторы жесткими методами обеспечивали выход.
Итоги реформ были следующими. Из общины за 10 лет (1906–1916) вышли 2 млн домохозяев (22 % общинных дворов), закрепив землю в собственность. Из них примерно 0,7 млн составили зажиточные крестьяне и 1,2 млн – бедные, которые продали свои земли, подались на заработки в города или стали батраками. Кроме того, в личную собственность закрепили надельную землю 0,5 млн домохозяев, которые владели ею подворно, вне общины. С учетом этой категории к личному владению перешло примерно 28 % крестьян-землевладельцев. На хутора и отруба перешли лишь 10 % крестьянских хозяйств.
В политико-психологическом плане реформа дала обратный результат: основная масса крестьянства еще больше прониклась психологией отторжения принципа частной собственности на землю. Не удалось и замирить крестьянина с помещиком: крестьянин по-прежнему с недобрым чувством смотрел на 44 млн га лучшей пахотной земли в центре страны, которыми к 1914 г. владели 100 тыс. помещиков (в среднем по 400 га, а на крестьянскую семью в центре России приходилось 3…6 га). Более того, реформа разожгла борьбу внутри самих крестьян: поджоги хуторян стали обычным делом. Рост озлобленности крестьян в ходе реформ отмечали многие современники. Л. Толстой так оценивал последствия реформы в письме Столыпину от 30 августа 1909 г.: «Вместо умиротворения Вы до последней степени напряжения доводите раздражение и озлобление людей всеми ужасами произвола».
В 1911 г. Столыпин был при странных обстоятельствах убит в Киеве в театре эсером-террористом Богровым, который был одновременно и агентом охранки. Богров мог стрелять в царя, но стрелял в Столыпина.
Следует отметить, что помимо разрушения общины правительство Столыпина проводило и целый ряд мер по подъему сельского хозяйства, помогая развитию кооперации, внедрению агротехнических знаний. Эти меры были плодотворными и способствовали увеличению объемов производства. Улучшение агротехнических приемов и использование сельхозтехники осуществлялись, прежде всего, в крупных владениях, принадлежавших помещикам и купцам, которые сдавали купленные земли в аренду тем предпринимателям, кто мог обеспечить рост товарности хозяйства. Однако и крестьяне, как вышедшие, так и оставшиеся в общине, улучшали методы ведения хозяйства.
В современной литературе есть разные оценки экономической эффективности столыпинских реформ. Так, апологеты Столыпина указывают на то, что за 1907–1913 гг. среднегодовой урожай вырос на 20 %. Однако их критики отмечают, что на эти 7 лет приходятся 5 урожайных и 2 неурожайных года. Это очень благоприятное и редкое для России сочетание. Рекордным по урожайности стал 1913 г., когда было собрано 83 млн т зерна, при среднем урожае за 1909–1913 гг. в 65 млн т (в границах СССР 1937 г.). Следует отметить, что несмотря на благоприятные климатические условия, в предвоенные годы производство хлеба на душу населения в России было в 2 раза меньше, чем в США (24 и 48 пудов соответственно). При этом США вывозили всего 2 млн т, а Россия – 10 млн т. Такой большой вывоз приводил к тому, что по потреблению хлеба на душу населения Россия занимала 18 место в мире, хотя хлеб был основным продуктом питания русских крестьян. Большинство крестьян продолжали жить в крайней бедности, страдая от голода в неурожайные годы. Крестьянство питалось много хуже, чем жители городов. Так, годовое потребление на душу населения мяса в России в целом в 1913 г. составило 24 кг (для сравнения: в Германии – 47 кг, в США – 72 кг), но крестьяне центра России потребляли в год 13–17 кг мяса.
Столыпинская реформа была одним из возможных путей решения аграрного вопроса в России, но это был долгий путь. У России не было исторического времени для того, чтобы пройти по нему. Последним мирным годом для России и всей Европы оказался 1913 г.