ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «ИСТОРИЯ». Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.
Вариант 4.
Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.
1. Сохранение в памяти опыта, традиций, обеспечивающих преемственность поколений и национальную самоидентификацию это __________функция истории:
а) познавательная в) социальной памяти
б) воспитательная г) прогностическая
2. Князь, укреплявший международное положение Руси с помощью династических браков:
а) Василий Темный в) Олег Вещий
б) Ярослав Мудрый г) Дмитрий Донской
3. Год, когда произошла Куликовская битва, в которой победило русское войско:
а) 1237 г. в) 1340 г.
б) 1240 г. г) 1380 г.
4. Укажите причину неудачи деятельности Уложенной комиссии в правление Екатерины II:
а) желание депутатов немедленно отменить крепостное право
б) отказ депутатов читать «Наказ» Екатерины II
в) консерватизм депутатов, их приверженность групповым интересам
г) восстание под руководством Е. Пугачева
5. Пересмотр отдельных положений реформ 1860-70-х гг. в правление Александра III:
а) революция в) аракчеевщина
б) контрреформы г) охранительство
6. Дата прихода к власти большевиков:
а) сентябрь 1917 г. в) май 1918 г.
б) октябрь 1917 г. г) ноябрь 1918 г.
7. Основная задача наркомата просвещения в начале 1920-х гг.:
а) создание вузов в) развитие сети частных школ
б) публикация трудов В.И. Ленина г) ликвидация неграмотности
8. Один из результатов II мировой войны для СССР:
а) рост международного авторитета СССР, начало «холодной войны»
б) падение международного авторитета СССР в послевоенные годы
в) установление превосходства европейских стран над США
г) снижение международной напряженности
9. Черта, не характерная для социально-экономических реформ Н.С. Хрущева:
а) замена министерств совнархозами
б) ликвидация МТС и продажа техники колхозам
в) развертывание массового жилищного строительства
г) создание фермерских хозяйств в деревне
10. Передача или продажа государственной собственности в частные руки называется:
а) секуляризация в) приватизация
б) социализация г) национализация
Часть В. Сложные тесты (задания на соответствие двух элементов, установление правильного порядка ответов, выбор двух и более вариантов ответа).
Задание 1. Укажите правильное соответствие между датой, относящейся к формированию российского централизованного государства, и ее определением:
а) 1380 г. 1) начало опричнины
б) 1480 г. 2) Куликовская битва
в) 1547 г. 3) освобождение Руси от ордынского ига
г) 1565 г. 4) венчание Ивана IV на царство
Задание 2. Расставьте события XVII-XVIII вв. в правильной хронологической последовательности:
а) создание губерний и провинций
б) секуляризация церковных земель
в) принятие указа о единонаследии
г) появление первых мануфактур в России
Задание 3. Установите правильное соответствие между реформой второй половины XIX века и ее определением:
а) крестьянская реформа 1) формальное равенство сословий перед законом
б) судебная реформа 2) отмена рекрутской системы
в) военная реформа 3) всесословное земское выборное представительство
г) земская реформа 4) решение вопросов реформы мировыми посредниками
Задание 4. Расставьте события первой половины XX века в правильной хронологической последовательности:
а) Брусиловский прорыв немецко-австрийского фронта
б) мятеж чехословацкого корпуса в России
в) разгром войск П. Врангеля в Крыму
г) насильственное свержение Временного правительства
Задание 5. Две наиболее острые проблемы в отношениях России и США сегодня:
а) расширение НАТО на восток к российским границам
б) размещение элементов ПРО в странах Восточной Европы
в) сокращение стратегических ядерных арсеналов
г) антитеррористическое сотрудничество
Часть С. Проблемное задание – комплексный анализ источника.
Из сочинения историка Н.М. Карамзина:
«… Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.
Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности… Хотя ничто не делается вдруг, хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне … как бы вышла из сумрака теней…
Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды…, сделался одним из знаменитейших государей Европы; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом… силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня … Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…
Иоанн оставил [миру] государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».
Из коллективной монографии современных историков:
«Он не поражал воображение современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Его политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и ее народ. Он первым осознал эту землю не собранием княжеских уделов, а единым великим государством, связанным исконной исторической традицией.
Развивающееся сознание исторического единства и суверенности Русской земли, все более ясное и четкое, проходит красной нитью через всю его самостоятельную политическую жизнь и принципиально отличает его от всех его предшественников… История знает немного деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны».
Задание 1.Определите хронологические рамки правления великого московского князя, о котором идет речь в данных источниках:
а) 1325-1340 гг. в) 1462-1505 гг.
б) 1359-1389 гг. г) 1533-1584 гг.
Задание 2.Назовите два события, относящиеся к указанному периоду:
а) появление символов государственной власти (герб, скипетр, держава)
б) принятие первого общерусского свода законов - Судебника
в) появление сословно-представительных органов – Земских Соборов
г) ликвидация приказной системы управления
Задание 3.Укажите две последствия формирования единого российского государства, используя знания по курсу истории:
а) осуществление самостоятельной внешнеполитической деятельности
б) освобождение основной массы населения от феодальной зависимости
в) ослабление военного потенциала российского государства
г) создание благоприятных условий для развития экономики, культуры и общества