Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 2 страница
чем вид преследуемых пуритан на границах тех же дебрей, просвещенных и много знающих, поклоняющихся тому же богу, которого индейцы, как бы ни были ограниченны и несовершенны их концепции, вполне отчетливо распознавали в Великом духе.
Их ограниченное познание атрибутов, свойственных Существу, наделенному созидательной мощью, не покажется столь удивительным, если мы вспомним, что полное постижение чудесных совершенств божества является высочайшим достижением учености и благочестия. Сравнивая сложные системы Египта, Греции и Рима с простой и непритязательной схемой богословия этих детей лесов, мы имеем основание изумляться высокой проницательности и глубине разума индейцев. Можно определенно утверждать, что если вдохновлявшая их вера и простой культ будут когда-либо полностью изучены и тщательно освещены, то они представят собой еще более нетленный памятник индейцам, чем тот, который уже создали чистота их нравственных достоинств или их печальная участь.
ГЛАВА III
Новая религия.—Ганеодийо (Оа-пе-о-йг'-уо), Учитель.— Мнимое откровение. — Сосехэйва (5озе-па'\уа), его преемник. — Речь Дэйатгэйдосе (Ва-а1'-§'а-йозе). — Речь Сосехей-вы. — Учение новой религии
Около 1800 г. среди ирокезов появился новый религиозный учитель, объявивший, что он получил откровение от Великого духа, который возлагает на него миссию проповедовать доктрины вверенного ему учения. Это откровение было получено при столь замечательных обстоятельствах, а наставления, которые он старался внедрить, содержали в себе свидетельства такой мудрости и милосердия, что его всюду принимали не только как мудрого и доброго человека, но и как посланника Хавеннейю, призванного стать их религиозным наставником. Новая религия, как стали звать ее с тех пор, не только вобрала в себя все наставления старой веры и признала древние формы культа, дав им заново одобрение Великого духа, но она также включила такие новые догмы, которые легко расширили и углубили первичную систему, не нарушив самой структуры. Вначале его обвиняли в самозванстве и обмане, но сомнение в его божественной миссии постепенно рассеивалось, и ко времени его смерти все некрещеные ирокезы стали стойкими последователями новой религии, которая продолжает господствовать и до настоящего времени.
Необычной личностью, которой суждено было приобрести такое духовное влияние на потомков древних ирокезов, был Ганеодийо (Оа-пе-о-сИ'-уо), или «Прекрасное Озеро», сенека-сахем высшего класса. Он родился в индейском селении Гановаугес
близ Эйвона, около 1735 г. и умер в 1815 г. в Онондоге, где он оказался во время одного из своих пастырских посещений. По рождению он был сенека из племени Черепахи, а по отцу — единокровный брат знаменитого Сажателя Кукурузы' Лучшие годы своей жизни он провел в праздности и беспутстве, и за это время, хотя и был сахемом и правителем у сенека в течение многих лет и в самый опасный период их истории, он ничем особенным не отличился. Своей последующей деятельностью в поздние годы жизни он показал себя человеком в высшей степени одаренным и воодушевленным искренним и горячим желанием добиться благоденствия своего народа. По-видимому, свои убеждения он облек в форму откровения с неба, чтобы придать авторитет намечавшимся им преобразованиям и освятить их. В этот период, как и во все прошлое столетие, пристрастие к спиртным напиткам, широко распространившееся у ирокезов, служило главным источником тех внутренних неурядиц, которые в совокупности с их политическими бедствиями, казалось, грозили быстрым вымиранием народа. Внедрение трезвости, всеобщее и радикальное, являлось основной и конечной целью принятой им на себя миссии, ради которой он главным образом употреблял свое влияние и красноречие до конца своей жизни. Зная, что доводы и убеждения являются слабым оружием в борьбе с этим могущественным врагом, Прекрасное Озеро оказался достаточно проницательным и обратился к религиозному чувству и суеверному страху народа. Чтобы добиться более легкого принятия своих увещеваний, он облек их божественной санкцией; чтобы укрепить их нравственные начала, он обновил заветы старой веры; чтобы обеспечить повиновение своему учению, он держал нечестивых под страхом вечного наказания. Переходя из селения в селение отдельных наций Лиги, за исключением принявших христианство онейда, и совершая свои посещения из года в год, этот самозваный индейский апостол проповедовал новое учение с поразительным успехом. Говорят, что многие бросили свой беспутный образ жизни и сделались трезвыми и нравственными; разногласия и распри уступили место согласию и порядку, а бродяжничество и лень—целеустремленности и трудолюбию. Трудно установить, какие особые мотивы побудили его на склоне лет изменить весь уклад своей жизни и взяться за это гуманное предприятие—социальное и нравственное исправление ирокезов. Этот проект временами приписывали Сажателю Кукурузы, который думал таким образом усилить собственное влияние, но это не только невероятно, но и решительно отрицается. Побуждения, руководившие Прекрасным Озером, носили всецело религиозный и благожелательный характер и были выполнением предписаний его духов-наставников.
Во время посещения его духами-наставниками, около 1800 г., Прекрасное Озеро жил в Деоносадэйгэйе, Ве-о-по-за-с1а'-§а, в селении Сажателя Кукурузы, на р.Аллегейни, в штате Пенсильвания. По его рассказам об этом случае своим собратьям, он долгое время лежал больной и, потеряв всякую надежду на выздоровление,
безропотно покорился неизбежности смерти. Когда он находился в ежечасном ожидании кончины, неожиданно ему явились три духа в человеческом образе, ниспосланные Великим духом. Каждый из них держал в руке куст, покрытый ягодами различных видов, которых ему дали отведать, после чего он благодаря их чудесной силе сразу же исцелился от болезни. Открыв ему волю Великого духа в отношении многих дел, особенно злоупотребления спиртными напитками, и поручив ему внушить это учение ирокезам, они разрешили ему посетить под их руководством царство Злонамеренного и посмотреть глазами смертного на наказания, налагаемые на нечестивых, чтобы он мог предостеречь своих собратьев от грозящей им участи. Подобно Одиссею и Энею, ему было дано взглянуть на рай и на блаженства праведников в их небесной обители. Вооруженный таким образом божественными заповедями, рвением, воспламененный сознанием важности своей миссии, Ганеодийо сразу же начал свою деятельность а.
После смерти Ганеодийо его преемником был назначен Сосе-хэйва (Джонсон) из Тонаванды, первый и единственный человек, когда-либо «поднятый» ирокезами и облеченный должностью высшего религиозного руководителя. Искренне веривший в истинность миссии Ганеодийо, замечательно чистый и целомудренный человек, Сосехэйва посвятил себя усердному и преданному выполнению своего долга духовного руководителя и учителя ирокезов. Он является внуком Прекрасного Озера и племянником Красной Куртки. Он родился в индейском селении Гановаугес, близ Эйво-на, около 1774 г. и до сих пор еще проживает в Тонаванде, в округе Дженеси.
На траурных и религиозных советах Лиги, которые с перерывами в несколько лет еще созываются в среде разбросанных потомков народа Длинного Дома, давно уже стало обычным в течение двух или трех дней часть дня посвящать слушанию беседы Сосехэй-вы о новой религии. На этих собраниях он подробно описывает обстоятельства, сопровождавшие сверхъестественное посещение Прекрасного Озера, и слово в слово передает наставления, которые он привык произносить в течение своей деятельности. Прекрасное Озеро заявлял, что он лишь повторял послания, которые передавались ему время от времени его небесными посетителями, с которыми он будто бы постоянно общался и к которым обращался как к духовным наставникам, выдавая таким образом свои проповеди за прямые повеления Великого духа.
Поразительно, насколько доверчивым был не только народ, но и его наиболее разумные вожди, чтобы верить этим притязаниям
а Ирокезы считают, что Прекрасное Озеро получил от Вашингтона разрешение проповедовать. Нет сомнения, что во время президентства Джефферсона он обращался к правительству за признанием его миссии; но документ, который они все еще называют «лицензией», находящийся сейчас во владении Блэксмита в Тонаванде, представляет собой простое письмо генерала Дирборна, помеченное 1802 г.. хвалящее его учение. Сосехэйва (Джонсон) определяет время этого откровения июнем 1800 г. Этот уважаемый человек проповедует учение Прекрасного Озера вот уже свыше 30 лет.
на сверхъестественное. Но эта доверчивость сама по себе не была чем-то большим, чем их вера в колдовство или в вещие сны. Влияние новой религии было крайне благотворным и спасительным; без ее сдерживающего начала опасения Ганеодийо могли бы оправдаться, и к этому времени раса могла быстро прийти в упадок, если не полностью вымереть. Их упадок приостановился, и постоянное уменьшение их численности сменилось постепенным приростом населения. Благотворное действие новой религии на народ, несомненно, гораздо больше содействовало ее окончательному упрочению, чем всякая другая причина.
На советах и религиозных празднествах у вождей и хранителей веры было в обычае выражать свое доверие к новой религии и увещевать других усилить свою веру в нее. Покойный Авраам ла Форт, Дейатгэйдосе, получивший образование сахем-онондага, высказывался таким образом по этому поводу на траурном совете ирокезов, происходившем в Тонаванде в октябре 1847 г. :
«Посмотрим на действия природы. Год разделяется на времена года, каждое приносит свои плоды. Птицы воздуха, хотя и одеты в одинаковое одеяние из перьев, делятся на много классов, и никогда нельзя увидеть, чтобы один класс общался^или смешивался с кем-либо, кроме его собственной породы. То же самое я с зверями полей и лесов: всякий класс и вид имеют свои особые законы, по которым они, по-видимому, управляются и которыми регулируются их действия. Эти различия классов и окрасок считал нужным сотворить Великий дух. Но правило не исчерпывается этим, оно всеобщее. Оно включает также и человека. Человеческий род был создан и поделен на различные классы, помещенные отдельно друг от друга. У них разные обычаи, нравы, законы и религии. Индейцам, по-видимому, первоначально религии было дано не больше, чем можно было найти в явлениях природы, учившей их, что есть Высшее существо, всемогущее и всемудрое, и по этой причине, так же как и благодаря его великой доброте, они научились^любить и почитать его. Но впоследствии, когда беспокойный и честолюбивый дух белокожей расы пересек пограничную линию и начал вторгаться в нравы, обычаи и первобытную религию индейцев, Великий дух принял решение и через своего слугу Ганеодийо открыл свою волю индейцам. Сущность его воли заключалась ляшь в том, чтобы укрепить их старинную веру в то, что они имеют право на особую религию — религию, приспособленную к их обычаям, нравам и способу мышления» 5.
Так как проповедь, произносившаяся время от времени Сосе-хэйвой, содержит очень полное изложение их древних верований и религиозных обрядов как единого целого, включая и новейшие взгляды, привнесенные Прекрасным Озером, она дает, до-видимому, лучшее представление об их этической и религиозной системе, чем это можно было бы выразить каким-либо иным способом, по-
6 Сообщил автору Хасэйноэйндэй (Эли С. Паркер) по записи, произведенной во время речи.
этому проповедь приводится здесь полностью и сама говорит за себя в:
«Могауки, онондага, сенека и наши дети (онейда, кайюга и тус-карора) собрались сюда сегодня выслушать повторение воли Великого духа, как она была сообщена нам с небес через его слугу Ганеодийо.
Вожди, воины, женщины и дети! Мы сердечно приветствуем вас. Солнце подвинулось далеко на своем пути, и мне известно, что мое время поучать вас ограничено до полуденного солнца. Поэтому, чтобы выполнить свой долг, я должен спешить. Обратите ваши сердца к Великому духу и слушайте с полным вниманием. Подумайте серьезно над тем, что я собираюсь сказать. Поразмыслите над этим хорошенько, чтобы это могло помочь вам и вашим детям. Я благодарю Великого духа за то, что он сохранил жизнь столь многих из вас для того, чтобы вы могли присутствовать на этом торжестве. Я приношу благодарность ему за то, что еще сохранена и моя жизнь. Великий дух взирал с небес на страдания и скитания своих краснокожих детей. Он видел, что число их очень уменьшилось и они выродились. Он видел разрушительное действие на них огненной воды. Поэтому он вызвал для них священного наставника, который после пребывания и странствий среди них в продолжение шестнадцати лет был отозван от своих трудов, чтобы наслаждаться с Великим духом вечным блаженством на небесах. Будьте терпеливы, пока я говорю. Мне не всегда удается приводить в порядок и подготовлять мои мысли с одинаковой точностью. Но я могу рассказать то, что хранит моя память.
Это было в месяце Оникейя (июнь), Прекрасное Озеро был еще болен. Он болел уже четыре года. Он обычно говорил нам, что он покорился воле Великого духа. „Я ночью вознес свои благодарения Великому духу,— говорил он, — так как мои глаза были обрадованы вечером видом небесных светил. Я созерцал вечером разукрашенные небеса через отверстие в кровле моей хижины с чувствами благодарности к моему Творцу. У меня не было уверенности в том, что мне удастся в следующий вечер созерцать его творение. По этой причине моя признательность была более горячей и искренней. Когда ночь прошла и солнце снова стало изливать свой свет на землю, я увидел и признал в возвращении дня постоянную доброту его ко мне и ко всему человеческому роду. Наконец у меня появилось внутреннее убеждение, что конец мой близок. Я решил еще раз обменяться дружескими словами с моим народом и поспал свою дочь позвать братьев моих Гиэйнтвакэя (Оу-ап1'-\уа-Ьа) (Сажатель Кукурузы), и Тэйваннэйрса (Та--№ап'-пе-агз)
в Прилагаемый перевод сделан Хасэйноэйндэем (Эли С. Паркером) по подробным записям, произведенным им во время последнего произнесения речи в октябре 1848 г. на общем траурном совете ирокезов, происходившем в Тона-ванде. Следует добавить, что он слушал эту речь в различных случаях и в совершенстве знаком с темой. Кроме нескольких легких изменений язык перевода его собственный. Эта речь произносилась по утрам до полудня 4, 5 и 6 октября 1848 г.
(Черная Змея)". Она поспешила исполнить его просьбу, но еще до ее возвращения он впал в беспамятство и наступила мнимая смерть. Тэйваннэйрс, приближаясь к хижине, поспешил_. к ложу своего брата и увидел, что члены его тела были еще теплыми. Это случилось рано утром, прежде чем высохла утренняя роса. Когда солнце наполовину поднялось к зениту, сердце его начало биться, и он открыл глаза. Тэйваннэйрс спросил его, в здравом ли он рассудке, но он не отвечал. В полдень он опять открыл глаза, и ему был повторен тот же вопрос. Тогда он ответил, сказав: „Какой-то человек заговорил по ту сторону хижины и попросил, чтобы кто-нибудь вышел. Я взглянул и увидел, что снаружи стоят несколько человек. Я поднялся и, пытаясь переступить через порог моей двери, споткнулся и упал бы, если бы они не подхватили меня. Это были три святых человека, похожих друг на друга и одинаково одетых. Краска на них, по-видимому, была не старше одного дня 13. Каждый держал в руке куст, покрытый плодами различных видов. Один из них, обращаясь ко мне, сказал: „Мы пришли утешить тебя и помочь тебе. Возьми и поешь этих ягод: они восстановят твое здоровье. Мы были свидетелями твоей долгой болезни. Мы видели, с какой покорностью ты предал себя Великому духу. Мы слышали, как ты ежедневно приносил ему благодарность. Он тебя услышал. Его уши всегда отверсты. Ты был благодарен за возвращение ночи, когда ты мог созерцать красоты небес. Ты привык смотреть на луну, когда она совершала свой еженощный путь. Когда у тебя больше не осталось надежды, что ты вновь сможешь все это увидеть, ты безропотно покорился воле Великого духа. Ты поступил правильно. С тех пор как Великий дух создал землю и поместил на ней человека, мы являемся его постоянными слугами, защищающими и охраняющими его творения. Здесь четверо из нас. Когда-нибудь в другой раз тебе будет дозволено увидеть остальных. Великому духу приятна твоя безропотная покорность его воле. В награду за преданность он излечил тебя от болезни. Скажи твоему народу, чтобы все собрались завтра, и в полдень пойди и говори с ними". Открыв ему затем свои намерения касательно него, они удалились.
В назначенное время Прекрасное Озеро появился на совете и так обратился к народу по поводу откровения Великого духа: „У меня есть поручение для передачи вам. Слуги Великого духа сказали мне, что я должен еще жить на земле, чтобы стать наставником моего народа. Со времени сотворения человека Великий дух часто посылал людей учить их детей тому, что они должны делать, чтобы угодить ему; но они не оправдали его доверия. Я надеюсь, что извлеку пользу из их примера. Ваш Творец видит, что вы сильно нарушали его законы. Он сотворил человека чистым и добрым. Он не предназначал его для греха. Вы совершаете великий грех, когда пьете огненную воду. Великий дух говорит, что вы должны бросить эту пагубную привычку. Ваши предки оставили вам в наследство великое несчастье и страдания. Они впервые взяли огненную воду от белого человека и навлекли на вас последствия
этого. Ни один из них не попал на небо. Огненная вода принадлежит ые вам. Она была приготовлена для белого человека за великими водами. Для белого человека это лекарство; но они также нарушили волю своего Создателя. Великий дух говорит, что пьянство — великое преступление, и запрещает вам предаваться этой греховной привычке. Его повеление относится к старым и молодым. Если вы перестанете употреблять огненную воду, то страдания ваши значительно облегчатся и возрастут счастье и довольство ваших детей. Великий дух скорбит, что столько преступлений и злодеяний оскверняет землю. Есть много таких грехов, появления которых у своих краснокожих детей он никогда не предполагал. Великий дух по ряду мудрых причин отстранился от человека на какое-то количество дней, но он не оставлял его без руководства, так как указывал ему дорогу, по которой тот может безопасно совершать свой жизненный путь.
Когда Великий дух создал мужчину, он сотворил также и женщину. Он установил брак и повелел им любить друг друга и соблюдать верность. Ему приятно видеть, когда мужчины и женщины подчиняются его воле. Ваш Творец питает отвращение к обманщикам и лицемерам. Если вы будете повиноваться его приказаниям, то смерть ваша будет легкой и счастливой. Когда Великий дух установил брак, он решил благословить детьми тех, кто был верным. Некоторые женщины бесплодны, а другие становятся такими по несчастью, у таких женщин много возможностей делать добро. Есть много сирот и бедных детей, которых они могут усыновить как своих собственных. Если вы завяжете одежды ребенка-сироты, Великий дух отметит это и вознаградит вас за это. Если на вашем пути вам встретится когда-либо сирота, будьте добры к нему и обращайтесь с ним с нежностью, ибо так следует поступить.
Родители должны постоянно учить своих детей нравственности и внушать благоговение к их Создателю. Родители должны также охранять своих детей от неудачных браков. Они, имея много опыта, должны выбирать подходящую пару для своего ребенка. Когда родители обеих сторон договорились, они призывают юную чету и сообщают ей, какое счастье предназначили им родители их. Если когда-либо они не сойдутся характерами настолько, что не смогут жить друг с другом в довольстве и счастливо, они смогут расстаться, сохранив хорошее чувство друг к другу, и в этом нет ничего плохого. Когда у мужа и жены родится ребенок, они должны вознести благодарность Великому духу, так как это его дар и свидетельство его благодати. Пусть родители учат своих детей их долгу по отношению к Великому духу, к своим родителям и к своим товарищам. Дети должны слушаться своих родителей и опекунов и подчиняться им во всем. Непослушные дети причиняют великие страдания и несчастья. Они ранят чувства своих родителей и часто приводят их в отчаяние, причиняя им горе, и в конце концов ввергают их в царство злых духов. Брачные обязанности приносят добро всем, кто принимает их. Да будут поженившиеся верны друг другу, чтобы они могли умереть в мире. Дети
не должны никогда позволять своим родителям страдать в преклонном возрасте. Будьте добры к ним и поддерживайте их. Великий дух требует, чтобы все дети любили и почитали своих родителей и повиновались им. Выполнение этого очень приятно ему. Счастье родителей значительно возрастет благодаря привязанности и вниманию их детей. Бросать жену или детей — великое преступление и источник многих зол. Родителям жены и мужа не приличествует огорчать зятя или невестку; они должны обращаться с ними как если бы они были их собственными детьми. Часто случается, что родители ведут раздраженные споры из-за своих малолетних детей. Это также великий грех. Младенец слышит и понимает раздраженные слова своих родителей. Ему тяжело, и он чувствует себя одиноким. Он не ждет для себя счастья в будущем. Он решает вернуться к своему Создателю. Он нуждается в счастливом доме и умирает. Тогда родители рыдают, так как их дитя покинуло их. Вы должны изжить у себя эти скверные привычки, если хотите жить счастливо.
Великий дух, создавая землю, никогда не предполагал, что она может сделаться товаром, но повелел, чтобы все его творения наслаждались ею поровну. Ваши вожди нарушили ваше доверие и изменили вам, продавая земли. Ничего теперь не осталось от наших некогда обширных владений, кроме немногих крошечных резерваций. Вожди и старейшины, у вас нет земель для продажи. Вы владеете землей, которая принадлежит вашим детям. Эти владения должны быть для вас священными, чтобы ваши дети не были изгнаны из своих домов из-за того, что на вас нельзя положиться. Всякий, кто продает землю, оскорбляет Великого духа и должен ожидать великого наказания после смерти"».
Здесь Сосехэйва приостанавливал изложение речи Прекрасного Озера и так обращался к совету:
«Вожди, хранители веры, воины, женщины и дети!
— Вы все знаете, что наша религия учит, что утро посвящает
ся Великому духу, а вторая часть дня остается духам мертвых.
Сейчас полдень, и я должен кончить. Сохраните,сказанное в ваших
сердцах. Примите мою благодарность за ваше любезное и терпели
вое внимание. Подобает также, чтобы я принес свою благодарность
Великому духу за то, что он по сие время укреплял меня в моем
слабом теле, чтобы я мог наставить вас. Мы просим вас всех завтра
прийти опять рано утром выслушать, что будет сказано дальше.
Я закончил».
На следующее утро, после того как совет был открыт обычным путем, Сосехэйва продолжал так:
«Сородичи, теперь обнажите головы и слушайте:
— День далеко' продвинулся, и мы опять собрались вокруг
огня совета. Я вижу вокруг себя несколько наций Длинного дома;
это доставляет мне великую радость. Я вижу также сидящих во
круг меня моих советников (хранителей веры), назначаемых регу
лярно, по обычаю нашей веры. Все обменялись друг с другом при
ветствиями. Благодарность Ганеодийо принесена. Также и нашему
Создателю вознесена благодарность собравшимся сейчас советом. В это мгновение Великий дух смотрит на это собрание. Он слышит наши слова, он знает наши мысли, и ему всегда приятно видеть нас собравшимися для блага. Солнце сейчас высоко, и скоро оно достигнет зенита. Поэтому я должен спешить. Слушайте внимательно и подумайте хорошенько о том, что вы услышите. Я приношу благодарность нашему Творцу за то, что он сохранил ваши жизни среди опасностей тьмы. Я приветствую и благодарю четыре небесных существа, сообщивших мне то, что я собираюсь сказать вам. Я приношу благодарность моему деду (Прекрасное Озеро), от которого вы впервые услышали то, о чем я хочу говорить. Мы все чувствуем его утрату. Нам недостает его на наших советах. Теперь я занимаю его место перед вами, но я сознаю, что у меня нет той силы, которой обладал он.
Советники, воины, матери и дети! Внимайте благому поучению, поразмыслите над ним хорошенько. Сберегите его в ваших сердцах и не забывайте его. Наш Творец, когда он создавал нас, предначертал, что мы должны жить охотой. Случается иногда, что человек отправляется на охоту, оставляя свою жену с ее друзьями. После долгого отсутствия он возвращается и узнает, что его жена взяла другого мужа. Великий дух говорит, что это великий грех и ему не должно быть места среди нас.
Четыре Посланца сказали далее, что плохо, когда мать наказывает дитя розгой. Неправильно сильно наказывать, и наш Творец никогда не имел в виду, чтобы детей били розгой или к ним применяли насилие. Для наказания непокорного ребенка нужна только вода, и этого вполне достаточно. Окунайте его в воду. В этом нет ничего плохого. Всякий раз, как ребенок обещает поступать лучше, следует наказание прекращать. Нехорошо продолжать наказание после того, как дано обещание исправиться. Так сказали они.
Правильно и подобает всегда смотреть на умерших. Приблизьте лицо к их лицам и затем уже обращайтесь к ним. Пусть умершие знают, что их отсутствие оплакивается их друзьями и что они горюют об их смерти. Пусть умершие знают также, как намереваются жить пережившие их друзья. Пусть они знают, будут ли их друзья вести себя так, чтобы встретиться с ними опять в будущей жизни. Умершие услышат и запомнят. Так сказали они.
Слушайте дальше, пока я продолжаю рассказывать то, что они сказали далее: — Наш Творец создал землю. На ней он поместил человека и дал ему некоторые правила поведения. Ему было угодно также дать людям различные развлечения. Он повелел также, чтобы земля производила все, что хорошо для человека. Пока существует земля, она на перестанет плодоносить. На поверхности земли родятся ягоды различных видов. Это воля Великого духа, чтобы мы, когда они поспевают, приносили ему нашу благодарность и устраивали общее веселье для продолжения этой благодати. Он создал все, чем мы живем, и требует, чтобы мы всегда были благодарны за продление его милостей. Такова воля
Великого духа, что, когда вновь появляется Наша жизнь (кукуруза и пр.), мы должны собираться для общего благодарения. Его воля также, чтобы детей приводили и давали им участвовать в Пляске пера. Ваше угощение должно состоять из плодов нового урожая. Если кто-либо из присутствующих не объявил еще своего имени или если произошли какие-либо перемены, следует известить о них в эти дни. Празднество должно продолжаться четыре дня. Так сказали они. В первый день должна быть исполнена Пляска пера. Этот обряд должен начинаться рано утром и заканчиваться к середине дня. Таким же образом во второй день должна исполняться Благодарственная пляска. На третий день проводится Благодарственный концерт Эйхдовех. Четвертый день приберегается для игры в персиковые косточки. Все эти обряды, установленные нашим Творцом, должны начинаться рано утром и заканчиваться в середине дня. Все это время от нас требуется принесение благодарности нашему Деду Хено и его помощникам. Им определена обязанность наблюдения над землей и над всем, что она производит для нашего блага. Великая Пляска пера и Благодарственная представляют обряды благодарения, приличествующие Правителю и Создателю всех вещей. Благодарственный концерт принадлежит соответственно нашим предкам. В нем мы возносим им благодарность. Во время выполнения этого обряда от нас требуется также воскурять им табачный дым. Далее мы должны в это время принести благодарность нашей матери-земле, потому что она наша родственница. Мы должны также поблагодарить Нашу жизнь и ее Сестер. Все это необходимо сделать при свете солнца. Это не следует растягивать до того времени, когда солнце спрячет свое лицо и мрак покроет все.
Теперь слушайте дальше: — У нас есть смена времен года. У нас есть холодное время года. Это пора охоты. Это также время года, когда народ может повеселиться. В пятый день нового месяца Нисговукнэй (около 1 февраля) требуется, чтобы мы начали ежегодное празднество благодарения нашему Творцу. На этом празднике все могут доказать свою преданность воле Великого духа, принимая участие во всех его обрядах.
Теперь слушайте дальше:— Четыре Посланца Великого духа всегда охраняют нас и видят все, что когда-либо происходит у людей. Однажды Прекрасное Озеро был взят ими живым в надземные края. Он посмотрел на землю и увидел большое сборище народа. Из толпы вышел человек. Его одежды были изодраны в клочья и грязны. Весь его вид указывал на большое несчастье и крайнюю нищету. Они спросили его, как ему нравится это зрелище. Прекрасное Озеро ответил, что смотреть на это тяжело. Тогда они сказали ему, что этот человек — пьяница. Он пил огненную воду, и она довела его до бедности. Снова он посмотрел вниз и увидел женщину, сидевшую на земле. Она была занята тем, что беспрерывно собирала и прятала около себя свое имущество. Женщина, которую вы видите, сказали они, нарушает закон гостеприимства. Она слишком себялюбива, чтобы отдать что-либо,
5 Заказ№ 2548 129
и никогда не расстанется со своим имуществом. Она никогда не сможет попасть с земли на небо. Скажи это твоему народу. Снова он взглянул на землю и увидел человека, несущего в каждой руке большие куски мяса. Он проходил среди собравшихся, раздавая каждому по куску. Этот человек, сказали они, благословен, потому что он гостеприимен и добр. Он взглянул опять и увидел потоки крови. Они сказали: „Такова будет земля, если вы не изгоните огненную воду. Брат будет убивать брата, и друг убьет друга". И опять они велели ему посмотреть на восток. Он повиновался и, насколько можно было охватить взглядом, увидел, как сгущающийся дым от бесчисленных винокуренных заводов поднимается и закрывает свет солнца. Это было ужасное зрелище. Они сказали ему, что здесь изготовлялась огненная вода. Он взглянул снова и увидел огромное здание, построенное и обставленное бледнолицыми. Это был дом заключения, где были кандалы, веревки и плети. Они сказали, что те, кто упорствует в употреблении огненной воды, попадут в него. Наш Творец повелевает нам избавиться от этого гибельного порока. Снова он взглянул вниз и увидел разные группы людей. Некоторые из них не были расположены слушать поучения. Они были буйны и очень кичились тем, что пьют спиртные напитки. Он заметил группу людей, которые склонялись к тому, чтобы послушать, но, увлеченные окружавшими их порочными соблазнами, также предавались разгулу в парах огненной воды. Он увидел еще одно собрание, настроившееся послушать поучения. Это было, сказали они, приятно Великому духу. Он любит тех, кто слушает и повинуется. Его огорчает, что его дети разъединены теперь из-за различных выгод и пошли по столь многим путям. Ему нравится видеть свой народ живущим вместе в согласии и спокойствии. Огненная вода вызывает много распрей и раздоров среди нас. Они говорят, что от ее употребления многие умрут неестественной смертью, многие замерзнут, многие сгорят, а другие утонут, испытав действие огненной воды.