Работа с картами и схемами.

Олимпиадные задания

I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории
для учащихся 7 класса

Кольский район Мурманская область

Учебный год

· Внимательно прочитайте титульную часть работы и заполните её без ошибок, аккуратным подчерком.

· Приступая к выполнению заданий, помни о том, что на всю работу отводится 45 мин.

· Выбранные ответы отмечай определенным знаком.

· Не теряй времени даром: сначала выполни задания, которые кажутся более знакомыми, а потом вернись к пропущенным вопросам.

· Перед сдачей работы еще раз проверь – все ли вопросы были удостоены внимания и ответа.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ И УСПЕХОВ!!!

I. Выберите правильный ответ.

За каждый правильный ответ 1 балл.(10 баллов максимум)

1. Что такое «норманнская» теория?

1. Теория, которая объясняет развитие торговли в Древней Руси наличием водного пути из «варяг в греки».

2. Теория, которая рассматривает возникновение древнерусского государства как факт привнесе­ния государственности варягами.

3. Теория, которая опирается на варяжские источ­ники при изучении древнерусской культуры.

2. Что такое двоеверие на Руси?

1. Наличие в сознании людей элементов христианс­кой и языческой религии.

2. Наличие в государстве двух официальных идео­логических систем.

3. Наличие в стране двух религиозных центров.

3. Когда могло появиться в русских источниках на­звание Золотая орда?

1. В период нашествия монголо-татар на Русь.

2. В период расцвета монгольского государства.

3. В период упадка державы монголо-татар.

4. Что такое «ордынский выход»?

1. Приезд русских князей в Орду для получения ярлыка.

2. Дань, собираемая с русского населения и отправ­ляемая в Орду.

3. .Подарки ханам от русских князей.

5. Что такое Избранная рада?

1. Орган самоуправления, который действовал на пограничных с польскими территориях.

2. Литературное произведение, которое отражало иде­альное представление о государственном устрой­стве.

3. Группа деятелей, приближенных к Ивану Гроз­ному, которая проводила реформы в середине XVI века.

6. Кто такие путные бояре?

1. Бояре, ведавшие путями — отраслями дворцово­го великокняжеского хозяйства.

2. Бояре, сопровождавшие великого князя в боевом пути — военных походах.

3. Бояре, выступавшие с напутственной речью мо­лодому царю при венчании на царство.

7. Какие идеи отражены в «Сказании о князьях Владимирских», написанном в начале XVI века?

1. Правильность выбора князем Владимиром религии из Византийского царства.

2. Вседозволенность и неограниченность действий царя.

3. Возвеличивание самодержавия и суверенность власти российских монархов

8. Формирование «единой территории Российского централизованного государства в основном было завершено при:

1. Василий I 2. Иване Ш 3. Василии II Темном 4. Иване IV Грозном

9. Территория, на которой в середине XVI в. сохра­нялось управление Земского собора и Боярской думы, называлась:

1) удел; 2) опричнина; 3) земщина; 4) посад.

10. Самая известная работа Андрея Рублева:

  1. икона Донской Богоматери
  2. иконная картина «Церковь воинствующая»
  3. «Троица»
  4. роспись стен Благовещенского собора в Москов­ском Кремле

II.Соотнесите между собой …

11. События и даты:

А. 1. Вторжение Батыя в Рязанское княжество 1. 1327 г.

2. Ледовое побоище 2. 1237 г.

3. Восстание в Твери против Чолхана 3. 1242 г.

Б. 1. Захват Батыем Киева 1. 1378г.

2. Битва Дмитрия Ивановича на реке Воже 2. 1410 г.

3. Грюнвальдская битва 3. 1240 г.

Понятие и определение

:

  1. Вече
а) органы центрального управления в Российском государстве, ведавшие определенной сферой государственной жизни
  1. поместье
б) объезд князем и дружинной подвластных племен с целью сбора дани
  1. полюдье
в) земельное владение, передавае­мое по наследству
  1. приказ
г) народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни города
  1. вотчина
д) земельное владение, дававшееся дворянам за службу

13. Явления с символами:

а) оккупация территорий, строительство замков;

б) насильственное насаждение католицизма;

в) взимание дани;

г) назначение баскаков;

д) управление завоеванными землями;

е) выдача ярлыка (разрешения на управление);

ж) запрещение родного языка;

з) грабительские набеги.

Работа с картами и схемами. - student2.ru Работа с картами и схемами. - student2.ru 3. Работа с картами и схемами. - student2.ru 4. Работа с картами и схемами. - student2.ru Работа с картами и схемами. - student2.ru Работа с картами и схемами. - student2.ru Работа с картами и схемами. - student2.ru 8. Работа с картами и схемами. - student2.ru

14. Найдите в тексте все ошибки.

Зимой 1237 г., после разгрома Индии, Мамай по­вел свои войска на Северо-Восточную Русь. Пе­рейдя Волгу, они оказались на границе Рязанско­го княжества. Ханские послы потребовали от рязанского князя Юрия Игоревича десятую часть «во князех и в людех, и в конех, и в доспехах». Князь Юрий созвал совет из всех русских кня­зей, который принял решение разбить монгольс­кое войско на границе с Рязанью. Хану же был послан такой ответ: «Только когда нас не будет, все то ваше будет». Собралось общерусское вой­ско и выступило в поход

15. Определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Имя этого правителя известно меньше, чем его титул:

· в раннем детстве он остался без отца, которого убили политические противники. Вместе с ма­терью и малолетними братьями он долго ски­тался и бедствовал;

· в конце XII века ему удалось объединить многие племена и стать сильным правителем;

· он провел ряд реформ, самая известная из ко­торых — военная. Он ввел десятичную систе­му деления войска, причем самое маленькое подразделение — десяток, как правило, совпа­дало с айлой, т. е. семьей;

· именно этот правитель начал завоевание Се­верного Китая, которое открыло период раз­грома многих процветающих государств Азии, а затем, при его потомках, и Европы.

16. К каким последствиям привело крещение Руси?

А) К попыткам византийского императора силой подчинить себе Русь

Б) К усилению соперничества русских князей за право назначать митрополита

В) К развитию культуры, образования

Г) К установлению власти норманнской династии Рюриковичей

Д) К укреплению международного положения Руси

Е) К укреплению власти древнерусских князей

1) АВЕ 2) БГД 3) ВДЕ 4) БВД

Работа с картами и схемами. - student2.ru 17. Кроссворд.

Работа с картами и схемами. - student2.ru Работа с картами и схемами. - student2.ru Работа с картами и схемами. - student2.ru Работа с картами и схемами. - student2.ru Работа с картами и схемами. - student2.ru По горизонтали

3. Трактир для простого люда. 7. Лично несвободный крестьянин. 8. Ввоз товаров в страну. 10. Подросток, ранее — раб, слуга. 11. Немилость со стороны царя.

По вертикали

1. Достижение успеха, видного положения в обществе. 2. Четверть ведра (старая мера объема). 4. Письменное прошение, жалоба, адресуемая царю. 5. Снаряд для стрельбы из

пушки. 6. Часть территории страны, оставленная Иваном IV «под своей рукой». 9. Часть русского города, обычно вне городской стены.

Работа с картами и схемами.

 
  Работа с картами и схемами. - student2.ru

1. Определите по карте-схеме какое сражение здесь представлено?

2. В каком году оно произошло?

История в лицах

Работа с картами и схемами. - student2.ru

Он был внуком Всеволода Большое гнездо и правил первоначально в Переславле Залесском;

- новгородцы пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет;

- шведские военачальники прислали ему такой вызов:
«Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою». Князь выступил с «малой дружиной», не дожидаясь полного сбора войска;

- он одержал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почетное прозвище;

- этот князь после смерти своего отца получил ханский ярлык и способствовал проведению первой переписи русского населения монголами, которая осуществлялась для сбора налогов русских.

_____________

Наши рекомендации