Обсуждение учебных вопросов
ПОЛИТОЛОГИЯ
ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
С методическими рекомендациями по их проведению
(для преподавателя) и методическими указаниями по изучению
Дисциплины для курсантов и слушателей
(с материалами для самостоятельной работы)
Правоохранительная деятельность
Обсуждены и одобрены на межкафедральном заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и кафедры уголовного права и криминологии Протокол № 3 от 29.08.2014 г. | Подготовил: стажер по должности ст. преподавателя кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин к.филос.н. А.А. Коноплева |
Симферополь – 2014
Раздел I . Методология, становление
И развитие политической науки
ТЕМА 3. «Политическая власть»
Семинар
Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 4 часа
Место проведения: лекционная аудитория
Методы проведения: развернутые ответы курсантов по вопросам семинара, их групповое обсуждение и дополнение.
Материальное обеспечение занятия: доска
Основные термины и понятия:
Власть. Политическая власть Легитимность. Авторитет власти. Структура власти. Ресурсы власти. Системные концепции. Экономические ресурсы власти. Силовые ресурсы власти Социальные ресурсы власти. Харизм. Политическое господство. | Рациональное основание. Бихевиористские концепции власти. Релятивистские концепции власти. Тенденция развития власти. Типология ресурсов политической власти. Функции политической власти. Политическая власть и средства массовой информации. Легальность власти. Субъект политической власти. Объект политической власти Харизматическое основание власти Традиционное основание власти | |||
Цели занятия:
· дидактическая: дать общесоциологическое понимание власти, как остального гения, рассмотреть ее формы, методы, наиболее существенные черты.
· методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов к семинару;
· воспитательная: объяснить, почему властные отношения с необходимостью существуют в человеческом обществе.
Методы проведения занятия:
· развернутые ответы курсантов по вопросам семинара;
· их групповое обсуждение и дополнение.
План семинарского занятия:
1. Политическая власть как общественное отношение.
2. Структура политической власти.
3. Факторы и механизмы реализации власти.
Организация работы по подготовке к семинару:
· ознакомление с вопросами семинара, материалами лекции и рекомендованной литературой;
· разъяснение курсантам методики самостоятельной работы;
· проведение консультаций.
Распределение учебного времени
1. | Введение (организационный этап) | 10 мин. |
2. | Обсуждение учебных вопросов первый вопрос второй вопрос третий вопрос | 50 мин. 50 мин. 50 мин. |
3. | Заключительная часть занятия | 20 мин. |
Методические рекомендации по проведению семинарского занятия (для преподавателя)
Вступительная часть занятия
Во вступительном слове:
· разъяснение связи темы занятия с предшествующими темами и смежными дисциплинами, указание цели и задач, стоящих перед слушателями в процессе усвоения содержания данного занятия;
· указать, что понятие «власть» является одним из центральных в политологии, поэтому, переходя к данной теме необходимо сразу же подчеркнуть значимость этой категории для курса в целом;
· напомнить, что стремление людей к власти обуславливает борьбу за овладение ею.
Обсуждение учебных вопросов
По первому вопросу семинара:
· опросив двух-трех курсантов рассмотреть понятие, что власть следует рассматривать как одну из форм социального регулирования;
· дополнить ответы курсантов, подчеркнув, что как социальное явление она обладает рядом признаков: власть представляет определенное отношение зависимости между людьми; носит характер волевого взаимодействия; осуществляется с помощью особых властных методов.
По второму вопросу:
· опросив двух-трех курсантов, рассмотреть, что политическая власть не совпадает по объему, с государственной властью, так как функции первой могут осуществлять и другие носители: партии, оппозиционные организации и т.д.;
· в процессе опроса и собеседования необходимо подчеркнуть, что политическая власть внутренне противоречива, характер ее во многом зависит от существующего политического режима.
По третьему вопросу:
· опросив двух-трех курсантов, рассмотреть принципы властного взаимодействия: централизме, демократическом централизме, самоуправлении;
· необходимо обратить внимание курсантов, что практическая жизнь много сложней, чем представленная схема принципов, ибо эти принципы находятся в тесном взаимодействии.
Заключительная часть занятия
В завершении занятия преподаватель проводит организационные мероприятия.